Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемedu.cap.ru
1 Обобщение опыта учителя русского языка и литературы МБОУ « Турмышская СОШ » Янтиковского района ЧР Ивановой К. Р. Обобщение опыта учителя русского языка и литературы МБОУ « Турмышская СОШ » Янтиковского района ЧР Ивановой К. Р. Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы
2 Одной из приоритетных задач школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками. Решающий фактор успешной реализации этой задачи - достаточно высокий уровень владения языком, речевыми умениями, так как развитая речь – это прекрасный инструмент познания, удобное и необходимое средство общения, показатель уровня культуры и интеллекта человека. Одной из приоритетных задач школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками. Решающий фактор успешной реализации этой задачи - достаточно высокий уровень владения языком, речевыми умениями, так как развитая речь – это прекрасный инструмент познания, удобное и необходимое средство общения, показатель уровня культуры и интеллекта человека.
3 Вопросы развития связной речи находили всестороннее освещение в трудах выдающихся лингвистов и методистов прошлого (Ф.И. Буслаева, К.Д. Ушинского, И.И. Срезневского, В.Я. Стоюнина, А.Д. Алферова, Л.И. Поливанова, В.И. Чернышева, К.Б. Бархина, М.А. Рыбниковой и др.). В настоящее время целенаправленное, системное, опирающееся на лингвистические знания обучение школьников различным видам речевой деятельности находится в центре внимания ученых-методистов и учителей-практиков. Различные аспекты методики обучения связной речи отражены в трудах Л.П. Федоренко, Т.А. Ладыженской, О.В. Сосновской, В.И. Капинос, Н.А. Пленкина, М.Р. Львова, Е.И. Никитиной, Е.В. Архиповой. Вопросы развития связной речи находили всестороннее освещение в трудах выдающихся лингвистов и методистов прошлого (Ф.И. Буслаева, К.Д. Ушинского, И.И. Срезневского, В.Я. Стоюнина, А.Д. Алферова, Л.И. Поливанова, В.И. Чернышева, К.Б. Бархина, М.А. Рыбниковой и др.). В настоящее время целенаправленное, системное, опирающееся на лингвистические знания обучение школьников различным видам речевой деятельности находится в центре внимания ученых-методистов и учителей-практиков. Различные аспекты методики обучения связной речи отражены в трудах Л.П. Федоренко, Т.А. Ладыженской, О.В. Сосновской, В.И. Капинос, Н.А. Пленкина, М.Р. Львова, Е.И. Никитиной, Е.В. Архиповой.
4 Низкий уровень речевого развития объясняется тем, что интеллектуальное развитие многих школьников не позволяет воспринимать большой объем новой информации, которая наблюдается в лексике современного русского языка (заимствования, неологизмы); трудностью восприятия материала, неадаптированного к современной жизненной ситуации и её тематической разобщенностью; интенсивным развитием аудио-видео-компьютерных технологий, способствующих получению информации без обращения к литературным (книжным) источникам; малый интерес современных школьников к русскому языку и литературе, непонимание роли получаемых знаний на данных уроках для будущей жизни. интеллектуальное развитие многих школьников не позволяет воспринимать большой объем новой информации, которая наблюдается в лексике современного русского языка (заимствования, неологизмы); трудностью восприятия материала, неадаптированного к современной жизненной ситуации и её тематической разобщенностью; интенсивным развитием аудио-видео-компьютерных технологий, способствующих получению информации без обращения к литературным (книжным) источникам; малый интерес современных школьников к русскому языку и литературе, непонимание роли получаемых знаний на данных уроках для будущей жизни.
5 Развитие речи предусматривает совершенствование всех видов речевой деятельности ( говорения, аудирования, чтения, письма ) и существует в трех направлениях, составляющих единое целое : овладение нормами литературного языка ; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся ; обучение различным видам речевой деятельности. Развитие речи предусматривает совершенствование всех видов речевой деятельности ( говорения, аудирования, чтения, письма ) и существует в трех направлениях, составляющих единое целое : овладение нормами литературного языка ; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся ; обучение различным видам речевой деятельности.
6 Овладение нормами литературного языка письменное изложение или устный пересказ текста, содержащего необходимые для усвоения языковые средства; свободный или творческий диктант; письменный пересказ с дополнительным заданием: употребить в тексте данные слова или конструкции; конструирование словосочетаний, предложений, небольшого текста с языковыми средствами, норму употребления которых следует не только осмыслить, но и запомнить; замена ошибочных вариантов нормативными (исправление ошибок в произношении слов, в словоупотреблении, в построении предложений и т.д.); сопоставительный анализ нормы и ее нарушений; выбор или поиск одного из данных (нормативного и ошибочного) языковых средств. письменное изложение или устный пересказ текста, содержащего необходимые для усвоения языковые средства; свободный или творческий диктант; письменный пересказ с дополнительным заданием: употребить в тексте данные слова или конструкции; конструирование словосочетаний, предложений, небольшого текста с языковыми средствами, норму употребления которых следует не только осмыслить, но и запомнить; замена ошибочных вариантов нормативными (исправление ошибок в произношении слов, в словоупотреблении, в построении предложений и т.д.); сопоставительный анализ нормы и ее нарушений; выбор или поиск одного из данных (нормативного и ошибочного) языковых средств.
7 Наиболее эффективными являются виды работ, способствующие запоминанию самой нормы: заучивание стихотворных строк, включающих в себя слова для запоминания ( правильный вариант произношения, словоупотребления поддерживается ритмом и рифмой, поэтому легко запоминается ); « немые диктанты » ( орфоэпические ); проговаривание вслух по слогам необходимого материала ; объединение слов в определенные группы по смыслу : с одинаковым ударением, с одной и той же формой и т. д. заучивание стихотворных строк, включающих в себя слова для запоминания ( правильный вариант произношения, словоупотребления поддерживается ритмом и рифмой, поэтому легко запоминается ); « немые диктанты » ( орфоэпические ); проговаривание вслух по слогам необходимого материала ; объединение слов в определенные группы по смыслу : с одинаковым ударением, с одной и той же формой и т. д.
8 Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся Словарная работа работа со словами, фразеологизмами, данными в учебнике ; различные виды диктантов : словарный диктант (1 раз в неделю ); диктант по памяти ( проверка до машнего задания ); диктант « Угадай словечко »; зрительный диктант ; сочинение - миниатюра по опорным словам ; карточки с разнообразными заданиями ; « Объясни разницу » работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению ; работа со словарями : оформление карточек и знакомство класса с новым словом ; работа с толковым словарем учебника ( анализ словарной статьи, поиск слов, имеющих определенные пометы, объяснение назначения той или иной пометы ); « Справочное бюро » - работа со словарями : поиск « адреса » слова в словаре, объяснение его толкования, правописания и произношения ; традиционная словарная подготовка к изложению или сочинению. Словарная работа работа со словами, фразеологизмами, данными в учебнике ; различные виды диктантов : словарный диктант (1 раз в неделю ); диктант по памяти ( проверка до машнего задания ); диктант « Угадай словечко »; зрительный диктант ; сочинение - миниатюра по опорным словам ; карточки с разнообразными заданиями ; « Объясни разницу » работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению ; работа со словарями : оформление карточек и знакомство класса с новым словом ; работа с толковым словарем учебника ( анализ словарной статьи, поиск слов, имеющих определенные пометы, объяснение назначения той или иной пометы ); « Справочное бюро » - работа со словарями : поиск « адреса » слова в словаре, объяснение его толкования, правописания и произношения ; традиционная словарная подготовка к изложению или сочинению.
9 Обогащение грамматического строя речи учащихся Упражнение на построение (составление, конструирование) определенных словосочетаний, предложений, мини-сочинений, а также предложений с изучаемыми языковыми средствами: по графической схеме, по данному образцу. Эффективность таких упражнений увеличивается, если указать учащимся на содержательную основу для конструирования. Упражнения на замену одних конструкций другими, параллельными; на выбор из данных конструкций более уместной с точки зрения задачи высказывания, его стиля. Упражнение на построение (составление, конструирование) определенных словосочетаний, предложений, мини-сочинений, а также предложений с изучаемыми языковыми средствами: по графической схеме, по данному образцу. Эффективность таких упражнений увеличивается, если указать учащимся на содержательную основу для конструирования. Упражнения на замену одних конструкций другими, параллельными; на выбор из данных конструкций более уместной с точки зрения задачи высказывания, его стиля.
10 Обучение различным видам речевой деятельности Обучение оптимальному чтению Необходимо иметь в виду следующие рекомендации: Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Нужно ежедневно проделывать с учащимися небольшие по объему упражнения. Выбрать режим «жужжащего чтения». Ежеурочные пятиминутки чтения. У каждого ребенка на парте лежит книга, и любой урок начинается с того, что дети 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, а дальше идет обычный урок. Читать перед сном. Дело в том, что последние события дня особенно отчетливо фиксируются эмоциональной памятью, и во время сна человек находится под их впечатлением. Тренировать оперативную память, выполняя ежедневные зрительные диктанты. Соблюдать режим щадящего чтения (с кратковременным отдыхом), который необходим в том случае, если ребенок не люб ит читать. Обучение оптимальному чтению Необходимо иметь в виду следующие рекомендации: Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Нужно ежедневно проделывать с учащимися небольшие по объему упражнения. Выбрать режим «жужжащего чтения». Ежеурочные пятиминутки чтения. У каждого ребенка на парте лежит книга, и любой урок начинается с того, что дети 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, а дальше идет обычный урок. Читать перед сном. Дело в том, что последние события дня особенно отчетливо фиксируются эмоциональной памятью, и во время сна человек находится под их впечатлением. Тренировать оперативную память, выполняя ежедневные зрительные диктанты. Соблюдать режим щадящего чтения (с кратковременным отдыхом), который необходим в том случае, если ребенок не люб ит читать.
11 Обучение устной и письменной речи сочинение-репортаж на актуальную тему современности; составление лингвистической сказки, басни (использую на уроках русского языка для объяснения нового материала); интервью с литературным героем, героем фильма, актером, известным политическим или общественным деятелем; составление фантастических рассказов, утопий: «Прошлое и будущее русского языка», «Речевой портрет человека в 2050 году», «Язык будущего»; отзыв о просмотренном фильме, составление аннотаций и рецензий на литературные новинки; подготовка и организация диспутов и дискуссий на лингвистические темы: «Наша речь – отражение наших нравов?», «Чужеземцы в нашей речи. Хорошо или плохо?», «Язык интернета. Плюсы и минусы», «Албанский язык» за и против»; доклады и рефераты (подготовка и защита): «Русские лингвисты», на одну из тем курса русского языка, о родном крае, о писателе или поэте; портретный и психологический очерк (о себе, своих друзьях, классе); составление сценариев внеклассных мероприятий: «Язык СМИ и рекламы», «Речь – индикатор успешности человека», «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий…», «Сохранить язык». сочинение-репортаж на актуальную тему современности; составление лингвистической сказки, басни (использую на уроках русского языка для объяснения нового материала); интервью с литературным героем, героем фильма, актером, известным политическим или общественным деятелем; составление фантастических рассказов, утопий: «Прошлое и будущее русского языка», «Речевой портрет человека в 2050 году», «Язык будущего»; отзыв о просмотренном фильме, составление аннотаций и рецензий на литературные новинки; подготовка и организация диспутов и дискуссий на лингвистические темы: «Наша речь – отражение наших нравов?», «Чужеземцы в нашей речи. Хорошо или плохо?», «Язык интернета. Плюсы и минусы», «Албанский язык» за и против»; доклады и рефераты (подготовка и защита): «Русские лингвисты», на одну из тем курса русского языка, о родном крае, о писателе или поэте; портретный и психологический очерк (о себе, своих друзьях, классе); составление сценариев внеклассных мероприятий: «Язык СМИ и рекламы», «Речь – индикатор успешности человека», «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий…», «Сохранить язык».
12 Каждый урок русского языка и литературы – это не только реализация, но и постоянный поиск резервов развития речи и способностей учащихся, новых методов и технологий, поэтому моя методическая копилка в этом направлении постоянно пополняется.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.