Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемchildcentre.info
1 Baltic Sea Region Comprehensive Assistance to Children Victims of Trafficking BSR CACVT Training Programme
2 «Существование друг с другом и друг для друга является обязательным условием взаимодействия детей и родителей. Переход родителей на возрастную стадию «родительства» характеризуется их способностью заботиться о ребёнке и как о любимом человеке, и как о части самого себя»
3 «Работа с семьёй как основа интервенции в реабилитации ребёнка-жертвы насилия и КСЭд» Цел и Оказание кризисной поддержки семьям в период возвращения ребёнка-жертвы трэффика, КСЭд в семью (период интеграции) Оказание поддержки семье в создании эффективного контакта между родителями и детьми в посткризисном периоде (реинтеграция).
4 Семья – партнёр в реабилитации ребенка-жертвы насилия, КСЭд на этапах интеграции, реинтеграции Уровни мотивации семьи ٧ Достаточный - Семья мотивирована для участия в программе ٧ Неопределённый - Семья нуждается в информировании для принятия решения об участии в программе ٧ Недостаточный - Семья не готова обсуждать ситуацию с кем-либо или негативно настроена к участию в программе
5 Этапы программы работы с семьей: Информирование семьи ребёнка-жертвы насилия и КСЭд о возможностях поддержки в кризисе Подготовительный этап: - сбор предварительной информации о семье Основной этап: - первая встреча, мотивационная беседа с родителями - поддержка семьи (кризисная поддержка семьи, работа с чувствами родителей, подготовка к возвращению ребёнка в семью) Заключительный этап: - сопровождение семьи (привлечение семьи в пролонгированные программы родительских групп поддержки, в энкаутер-группы)
6 Содержание работы с семьёй на всех этапах в условиях работы кризисного центра ЭтапыСодержание Получение информации о проблемной ситуации в семье ребёнка-жертвы через различные источники (обращение служб поддержки семей, родственников, соседей, самостоятельное обращение семьи в общественную приёмную) Предварительный учет, сохранение информации о семье в едином банке данных Сбор данных о семье из источников: о наличии/отсутствии заинтересованности родителя в поиске и возвращении ребенка, о материальных возможностях родителей и экономическом положении семьи о социальном статусе семьи о здоровье членов семьи и супружеских отношениях Первичное определение состояния семьи на этапе интеграции. Предварительный анализ условий для жизни и развития ребёнка в семье, оценка риска реинтеграции ребёнка в семью.
7 Содержание работы с семьей на всех этапах в условиях работы кризисного центра ЭтапыСодержание Встреча с семьёй (первичный контакт). Принятие семьёй решения об участии в программе поддержки /отказ от участия. Налаживание доверительных отношений, мотивационная беседа. Заключение договора. Работа по улучшению социально- бытовых условий в рамках законодательных льгот и возможностей. Обеспечение первичного уровня развития семьи. Разработка программы активизации семейного потенциала. Подключение к работе с членами семьи социального окружения (социальной поддерживающей сети) Формирование режима поддержки (родительские группы взаимопомощи, помощь в трудоустройстве, лечении) Стимулирование семьи на изменение ситуации. Самоопределение реальных условий возвращения ребенка в семью Работа со специалистами (социальный работник, семейный психотерапевт, психолог, юрист и т.д.)
8 Задачи первой встречи специалиста с родителями: Установление личного контакта с родителями. Знакомство, представление. Мотивационное интервью Прояснение и формулирование проблем семьи в контексте ситуации с ребёнком (акцент на настоящем) Предоставление информации о содержании работы, программе защиты и поддержки Подтверждение решения родителей о возможном участии в программе
9 Позиция консультанта по отношению к Родителю: Отношения «партнёрства» Эмпатия Принятие реакции Родителя, разделение состояния его чувств Указание на возможность развития родительской компетентности и ответственности Побуждение Родителя к активному взаимодействию с социальным окружением Поддержка возможностей и полномочий родителей в их родительской роли, повышение родительской самооценки
10 Возможные сложности в работе специалиста на этапе первой встречи: Несоответствие ожиданий специалиста и реальной ситуации (родители не всегда в полной мере осознают важность и полезность участия в программе) Пресубпозиция специалиста: «бедный ребёнок/ужасные родители/хорошая команда» Неумение специалиста понять и принять жёсткие установки родителя, отказ и сопротивление, желание скрывать факт произошедшего в силу различных обстоятельств. Тенденция специалиста становиться на позицию отдельных членов семьи, углубляться в семейные отношения Внутрисемейные проблемы (распадающиеся, конфликтные супружеские отношения) Культуральные аспекты (отношение к теме сексуальной травматизации с позиций отдельных культур является непоправимым осквернением ребёнка, семья осуждается сообществом)
11 Памятка консультанту для разговора с Родителями План беседы с Родителем 1. Выразите свою заинтересованность личностью и судьбой собеседника. 2. Задавайте вопросы в прямой, искренней и спокойной манере; используйте технику активного слушания. 3. Выясните, насколько ясный образ будущего возвращения ребёнка в семью сформирован у собеседника: каким именно видят своего ребёнка родители имеются ли у Родителя конкретные планы поддержки и защиты ребёнка как он сам оценивает вероятность благополучной адаптации ребёнка в семье что он думает о возможных переменах в поведении ребёнка, о его чувствах в связи с ситуацией КСЭД 4. Попытайтесь предположить и совместно обсудить причины и условия, при которых именно их ребёнок оказался в травмирующей ситуации. Не принуждайте собеседника говорить о них, если рассказ для него слишком болезнен. 5. Побудите его выразить свои чувства в связи с проблемной областью. 6. Спросите, приходилось ли ему рассказывать кому-либо о том, что он говорит сейчас. Этот вопрос поможет подтолкнуть собеседника к мысли, что, возможно, главная его проблема в социальной (само) изоляции.
12 Уровни проблем Родителей Родитель – Окружение навыки активного поиска Родителем ресурсов в социальном окружении, активного взаимодействия Родителя с реальным окружением; консультант - фасилитатор ________________________________________________ Родитель – Родитель обращение родителей с их собственными чувствами и установками; консультант- помощник в выражении и осознании чувств Родителя _______________________________________________ Родитель – Ребёнок Родитель создаёт безопасную, стабильную, комфортную среду для развития, консультант - партнёр
13 Проблемы родителей в социальном окружении: Психологическая изоляция и самоизоляция Отсутствие достаточной эмоциональной поддержки (некому оказать, не умеют просить, не умеют принимать) Ожидание неприятия, осуждения со стороны окружения Дефицит информации о проблеме и способах социальной поддержки Проблема «Что сказать людям?» (как говорить с другим о произошедшем) Культурально - средовые, религиозные ограничения
14 Памятка консультанту о возможных чувствах Родителя по отношению к ребёнку-жертве насилия, КСЭд Чувство вины и стыда (Я виноват в том, что произошло с ребёнком, я не смог ему помочь, ситуация унизительна для меня) Чувство обиды (Как это могло произойти с моим ребёнком) Чувство гнева (Я беспомощен) Чувство страха (Я боюсь не справиться) Чувство раздражения (Я не хочу новых проблем) Чувство жалости к себе (Я нуждаюсь в помощи) Действия консультанта: предполагается работа с реальными чувствами родителя с использованием преимущественно невербальных и вербальных техник (пустой стул, диалог с Чувством, невербальное выражение чувств и т.п.)
15 Действия консультанта на основном этапе работы: Активное слушание Поддержание безопасной среды Способствование осознаванию и проявлению чувств, Сопереживание и принятие чувств Фокусировка внимания на чувствах родителя Совместный анализ чувств, мыслей, отношений Родителя Тренировка родительской компетентности, навыков обращения с ребёнком (тренинг родительской эффективности), научение «проявлению любви» Совместное перспективное планирование будущего семьи Повышение уровня осознавания и мотивации Информирование о реакциях ребёнка на ситуацию КСЭд Снижение эмоционального напряжения
16 Стратегия эффективного поведения Родителя на этапе реинтеграции ребёнка в семью Родитель в «мета-позиции» («рефлексирующий» и «участвующий») обеспечивает: «Нормальность» ребёнка (поддерживает у окружения нормальный статус ребёнка) Интимность (выражает её подходящим способом, не решая за ребёнка, что он хочет или не хочет) Тёплое отношение (на уровне комфортном для ребёнка) Одобрение (подчёркивает вербально и невербально значительность ребёнка) Постоянство и предсказуемость - стабильный ритм отношений четко обозначает требования и ожидания Поддержку чувства принадлежности и включённости Ребёнка в жизнь семьи Структуру и стабильность контакта Безопасность и конфиденциальность Поведенческие ограничения Поощрение и стимуляцию
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.