Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемiru.org
1 Вопросы oтветственности перевозчика за погрузку и крепление грузов на основании Конвенции CMR (судебная практика Литвы) Вильнюс, 29 ноября 2012 г. Тадеуш Шимелевичюс Юрист UAB Finance property (c) IRU Academy 2012
2 План сообщения 1.Положения конвенции CMR, регламентирующие отношения, связанные с погрузкой и креплением грузов. 2.Обзор решений Верховного Суда Литвы по поводу ответственности перевозчика, связанной с процессом погрузки и крепления грузов при международных перевозках. 3.Основные положения, сформулированные Верховным Судом Литвы по поводу ответственности перевозчика, связанной с процессом погрузки и крепления грузов при международных перевозках. (c) IRU Academy 2012
3 1. Положения конвенции CMR 1. Положения конвенции CMR, непосредственно регламентирующие отношения, связанные с погрузкой и креплением грузов (c) IRU Academy 2012
4 1. Положения конвенции CMR Статья 8 1. При принятии груза перевозчик обязан проверить: a) точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров; b) внешнее состояние груза и его упаковки. (c) IRU Academy 2012
5 1. Положения конвенции CMR 2. Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность записей, упомянутых в пункте 1 a) настоящей статьи, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки. Он должен также обосновать все сделанные им оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки. Эти оговорки не имеют обязательной силы для отправителя, если последний намеренно не указал в накладной, что он их принимает. 2. Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность записей, упомянутых в пункте 1 a) настоящей статьи, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки. Он должен также обосновать все сделанные им оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки. Эти оговорки не имеют обязательной силы для отправителя, если последний намеренно не указал в накладной, что он их принимает. (c) IRU Academy 2012
6 1. Положения конвенции CMR Статья 9 1. Накладная, если не доказано противного, имеет силу договора относительно его условий и удовлетворения принятия груза перевозчиком. 2. При отсутствии в накладной обоснованных перевозчиком оговорок имеется презумпция, что груз и его упаковка были внешне в исправном состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и номера соответствовали указаниям накладной. (c) IRU Academy 2012
7 1. Положения конвенции CMR Статья 10 Статья 10 Отправитель несет ответственность перед перевозчиком за ущерб и повреждения, причиненные лицам, оборудованию и другим грузам, а также за любые расходы, которые могут быть вызваны поврежденной упаковкой груза, если только при видимом или известном перевозчику в момент принятия груза повреждении перевозчиком не было сделано относительно этого надлежащих оговорок. Отправитель несет ответственность перед перевозчиком за ущерб и повреждения, причиненные лицам, оборудованию и другим грузам, а также за любые расходы, которые могут быть вызваны поврежденной упаковкой груза, если только при видимом или известном перевозчику в момент принятия груза повреждении перевозчиком не было сделано относительно этого надлежащих оговорок. (c) IRU Academy 2012
8 1. Положения конвенции CMR Статья Перевозчик несет ответственность за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, происшедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей, а также за опоздание доставки. (c) IRU Academy 2012
9 1. Положения конвенции CMR Статья С учетом пунктов 2 и 5 статьи 18 перевозчик освобождается от лежащей на нем ответственности, когда потеря или повреждение груза являются следствием особого риска, неразрывно связанного с одним или несколькими из перечисленных ниже обстоятельств: c) перемещением, погрузкой, размещением или выгрузкой груза отправителем или получателем, или лицами, действующими от имени отправителя или грузополучателя; (c) IRU Academy 2012
10 1. Положения конвенции CMR 5. В тех случаях, когда согласно настоящей статье перевозчик не несет ответственности за некоторые обстоятельства, вызвавшие ущерб, лежащая на нем ответственность ограничивается лишь той мерой, в какой он отвечает согласно настоящей статье за обстоятельства, способствовавшие причинению ущерба. 5. В тех случаях, когда согласно настоящей статье перевозчик не несет ответственности за некоторые обстоятельства, вызвавшие ущерб, лежащая на нем ответственность ограничивается лишь той мерой, в какой он отвечает согласно настоящей статье за обстоятельства, способствовавшие причинению ущерба. (c) IRU Academy 2012
11 1. Положения конвенции CMR Статья Если перевозчик докажет, что при создавшихся обстоятельствах потеря груза или его повреждение могли явиться следствием одного или нескольких особых рисков, указанных в пункте 4 статьи 17, допускается презумпция, что таковые произошли вследствие этого. Правомочное лицо может, однако, доказывать, что частичный или полный ущерб не явился следствием одного из этих рисков. (c) IRU Academy 2012
12 2. Постановления Верховного Суда Литвы 2.Обзор постановлений Верховного Суда Литвы об ответственности перевозчика, связанной с процессом погрузки и крепления грузов при международных перевозках. (c) IRU Academy 2012
13 2. Постановления Верховного Суда Литвы Обязанности перевозчика при погрузке груза отправителем ограничиваются проверкой явно видимых свойств груза и контролем за расположением груза в автомобиле ((ВСЛ (Верховный Суд Литвы), , 3K-3-401/2004)). Обязанности перевозчика при погрузке груза отправителем ограничиваются проверкой явно видимых свойств груза и контролем за расположением груза в автомобиле ((ВСЛ (Верховный Суд Литвы), , 3K-3-401/2004)). (c) IRU Academy 2012
14 2. Постановления Верховного Суда Литвы Следует принять во внимание, что Конвенция CMR не регламентирует процедур погрузки и разгрузки груза, поэтому, стороны договора могут определить свои права и обязанности на основании отдельного соглашения, при отсутствии такого соглашения, ответственность за погрузку груза возлагается на отправителя. Следует принять во внимание, что Конвенция CMR не регламентирует процедур погрузки и разгрузки груза, поэтому, стороны договора могут определить свои права и обязанности на основании отдельного соглашения, при отсутствии такого соглашения, ответственность за погрузку груза возлагается на отправителя. (c) IRU Academy 2012
15 2. Постановления Верховного Суда Литвы Пeревозчик в таком случае необязан проверять и следить за правильностью погрузки груза, т.к. в соответсвии с положениями 8 ст. 1 п. Конвенции CMR он, принимая груз, должен проверить: а) правильно ли указано количество мест груза, маркировка и нумерация; б) внешнее состояние груза и его упаковки. (ВСЛ, , 3K-3-296/2008) Пeревозчик в таком случае необязан проверять и следить за правильностью погрузки груза, т.к. в соответсвии с положениями 8 ст. 1 п. Конвенции CMR он, принимая груз, должен проверить: а) правильно ли указано количество мест груза, маркировка и нумерация; б) внешнее состояние груза и его упаковки. (ВСЛ, , 3K-3-296/2008) (c) IRU Academy 2012
16 2. Постановления Верховного Суда Литвы для освобождения от ответственности перевозчика в соответствии 17 ст. 4 п. (c) необходимо установить, что именно особый риск, освобождающий перевозчика от ответственности, мог быть прямой либо косвенной причиной потери либо порчи груза для освобождения от ответственности перевозчика в соответствии 17 ст. 4 п. (c) необходимо установить, что именно особый риск, освобождающий перевозчика от ответственности, мог быть прямой либо косвенной причиной потери либо порчи груза. (c) IRU Academy 2012
17 2. Постановления Верховного Суда Литвы Это обстоятельство устанавливаетьса после оценки всех фактических обстоятельств дела, особых рисков, указанных в 17 ст. 4 п. (c) конвенции CMR, вида ущерба, а также механизма возникновения ущерба. Если установлено, что особый риск мог непосредственно либо косвенно быть причиной порчи или утраты груза, то презюмируеться, что ущерб возник по этой причине. (18 ст. п. 2 Конвенции CMR). Это обстоятельство устанавливаетьса после оценки всех фактических обстоятельств дела, особых рисков, указанных в 17 ст. 4 п. (c) конвенции CMR, вида ущерба, а также механизма возникновения ущерба. Если установлено, что особый риск мог непосредственно либо косвенно быть причиной порчи или утраты груза, то презюмируеться, что ущерб возник по этой причине. (18 ст. п. 2 Конвенции CMR). (c) IRU Academy 2012
18 2. Постановления Верховного Суда Литвы В таком случае перевозчик должен быть освобождён от ответственности. Однако, если установлено,что особый риск непосредственно либо косвенно не мог повлиять на возникновение ущерба, ответственность за ущерб в таком случае возлaгаеться на перевозчика. Должна быть установлена хотя бы косвенная причинная связь между обстоятельством, что груз погрузил отправитель и возникновением ущерба, связанного с порчей либо утратой груза. Наличие такой причинной связи должен доказать перевозчик. (ВСЛ, , 3K-7-467/2000) В таком случае перевозчик должен быть освобождён от ответственности. Однако, если установлено,что особый риск непосредственно либо косвенно не мог повлиять на возникновение ущерба, ответственность за ущерб в таком случае возлaгаеться на перевозчика. Должна быть установлена хотя бы косвенная причинная связь между обстоятельством, что груз погрузил отправитель и возникновением ущерба, связанного с порчей либо утратой груза. Наличие такой причинной связи должен доказать перевозчик. (ВСЛ, , 3K-7-467/2000) (c) IRU Academy 2012
19 2. Постановления Верховного Суда Литвы Следует принять во внимание, что понятие размещения груза в ст. 17 п. 4 (с) конвенции CMR означает крепление груза и его размещение таким образом, чтобы во время транспортировки груза были гарантированы безопасность и стабильность во время перевозки. Погрузка груза и особенно его размещение должны обеспечить целостность груза во время его перевозки. (c) IRU Academy 2012
20 2. Постановления Верховного Суда Литвы (c) IRU Academy 2012 Лицо, осуществляющее погрузку груза и его размещение, должно принять во внимание риски, связанные с транспортировкой груза, такие как: резкое торможение, неровности дороги, др. Внезапное торможение, при отсутствии нарушения норм публичного права, является обыденным риском при нынешнем дорожном движении (ВСЛ, , Nr. 3K /2007)
21 2. Постановления Верховного Суда Литвы перевозчик не должен быть освобождён от ответственности в том случае, если он видел, что ненадлежащая погрузка груза угрoжает его состоянию при перевозке груза, однако не отказался везти груз и не сделал соответствующих отметок в накладной CMR, однако, эти обстоятельства не лишают возможности ограничить ответственность перевозчика при наличии вины отправителя, т.е. применить принцип долевой ответственности (ВСЛ, , 3K-3-328/2004) перевозчик не должен быть освобождён от ответственности в том случае, если он видел, что ненадлежащая погрузка груза угрoжает его состоянию при перевозке груза, однако не отказался везти груз и не сделал соответствующих отметок в накладной CMR, однако, эти обстоятельства не лишают возможности ограничить ответственность перевозчика при наличии вины отправителя, т.е. применить принцип долевой ответственности (ВСЛ, , 3K-3-328/2004). (c) IRU Academy 2012
22 2. Постановления Верховного Суда Литвы Однако факт недолжной погрузки груза в транспортное средство не является самостоятельным обстоятельством, которого перевозчик не мог избежать. Если установлен умысел перевозчика либо неосторожность, перевозчик несёт ответственность за порчу либо утрату груза, т.к. в его обязанности входит принятие мер, которые бы предотвратили возникновение ущерба либо уменьшили бы возможность его возникновения либо способствовали уменьшению ущерба возникшего из-за рисков, которые были известны перевозчику. (c) IRU Academy 2012
23 2. Постановления Верховного Суда Литвы Ответственный перевозчик, заметив ненадлежащую погрузку груза, должен сделать соответствующие отметки в накладной либо отказаться везти груз (ВСЛ, , 3К-3-328/2004). Ответственный перевозчик, заметив ненадлежащую погрузку груза, должен сделать соответствующие отметки в накладной либо отказаться везти груз (ВСЛ, , 3К-3-328/2004). (c) IRU Academy 2012
24 2. Постановления Верховного Суда Литвы......суд должен оценить, соответствовали ли действия перевозчика стандартам, которые применимы к честному, осмотрительному и здравомыслящему перевозчику, а также установить, возможно ли уменьшить ответственность отправителя либо освободить его от ответственности за расходы, понесённые перевозчиком (ВСЛ, , 3К /2004) суд должен оценить, соответствовали ли действия перевозчика стандартам, которые применимы к честному, осмотрительному и здравомыслящему перевозчику, а также установить, возможно ли уменьшить ответственность отправителя либо освободить его от ответственности за расходы, понесённые перевозчиком (ВСЛ, , 3К /2004). (c) IRU Academy 2012
25 2. Постановления Верховного Суда Литвы ………Перевозчик не обязан проверять вес и количество принимаемого груза, за исключением тех случаев, которые предусмотренны 8 ст. 3 ч. Конвенции CMR, т.е. когда этого требует сам отправитель. (ВСЛ, , 3K-3-401/2004). ………Перевозчик не обязан проверять вес и количество принимаемого груза, за исключением тех случаев, которые предусмотренны 8 ст. 3 ч. Конвенции CMR, т.е. когда этого требует сам отправитель. (ВСЛ, , 3K-3-401/2004). (c) IRU Academy 2012
26 3. Основные положения ВСЛ (c) IRU Academy Основные положения, сформулированные Верховным Судом Литвы по поводу ответственности перевозчика, связанной с процессом погрузки и крепления грузов при международных перевозках.
27 3. Основные положения ВСЛ 1. Конвенция CMR не возлагает на одну из сторон договора перевозки обязанность по погрузке и размещению груза в транспортном средстве. Однако, обычно погрузку и размещение осуществляет отправитель. 1. Конвенция CMR не возлагает на одну из сторон договора перевозки обязанность по погрузке и размещению груза в транспортном средстве. Однако, обычно погрузку и размещение осуществляет отправитель. 2. На перевозчика при погрузке груза возлагается обязанность по проверке а) правильного указания количества мест груза, маркировки и нумерации; б)внешнего состояния груза и его упаковки. Перевозчик обязан также следить за правильным размещением груза в транспортном средстве. 2. На перевозчика при погрузке груза возлагается обязанность по проверке а) правильного указания количества мест груза, маркировки и нумерации; б)внешнего состояния груза и его упаковки. Перевозчик обязан также следить за правильным размещением груза в транспортном средстве. (c) IRU Academy 2012
28 3. Основные положения ВСЛ 3. Под размещением груза понимается его размещение и крепление в транспортном средстве. 3. Под размещением груза понимается его размещение и крепление в транспортном средстве. 4. В случае ненадлежащей погрузки груза в транспортное средство, перевозчик имеет право отказаться перевозить груз либо сделать соответствующие оговорки в CMR накладной. При отсутствии оных, существует презумпция, что груз был принят в надлежащем состоянии. 4. В случае ненадлежащей погрузки груза в транспортное средство, перевозчик имеет право отказаться перевозить груз либо сделать соответствующие оговорки в CMR накладной. При отсутствии оных, существует презумпция, что груз был принят в надлежащем состоянии. (c) IRU Academy 2012
29 3. Основные положения ВСЛ 5. Перевозчик может быть освобождён от ответственности за утрату или порчу груза если он докажет, что утрата либо повреждение груза, неразрывно связана с обстоятельствами, указанными в 17 ст. 4 п. (с) конвенции CMR. 5. Перевозчик может быть освобождён от ответственности за утрату или порчу груза если он докажет, что утрата либо повреждение груза, неразрывно связана с обстоятельствами, указанными в 17 ст. 4 п. (с) конвенции CMR. 6. Перевозчику достаточно доказать лишь косвенную причинную связь между обстоятельствами, указанными в 17 ст. 4 п. (с) конвенции CMR и утратой или повреждением груза, чтобы возникла презумпция ответственности отправителя за утрату либо повреждение груза. 6. Перевозчику достаточно доказать лишь косвенную причинную связь между обстоятельствами, указанными в 17 ст. 4 п. (с) конвенции CMR и утратой или повреждением груза, чтобы возникла презумпция ответственности отправителя за утрату либо повреждение груза. (c) IRU Academy 2012
30 3. Основные положения ВСЛ (c) IRU Academy Отправитель груза может опровергнуть презумпцию его ответственности за груз, возникшую в связи с положениями 17 ст. 4 п. (с). 8. Возможна долевая ответственность отправителя и перевозчика за утрату или повреждение груза.
31 3. Основные положения ВСЛ (c) IRU Academy Резкое торможение не является обстоятельством, вызывающим ответсвенность перевозчика за порчу либо утрату груза. Лицо, осуществляющее погрузку груза должно принять во внимание риски, связанные с торможением. 10. Перевозчик не обязан проверять вес и количество принимаемого груза, за исключением того случая, когда этого требует отправитель.
32 3. Основные положения ВСЛ (c) IRU Academy Факт недолжной погрузки груза в транспортное средство не является самостоятельным обстоятельством, освобождающим перевозчика от ответственности. Если установлен умысел перевозчика либо неосторожность, перевозчик несёт ответственность за порчу либо утрату груза, т.к. в его обязанности входит принятие мер, которые бы предотвратили возникновение ущерба, либо уменьшили бы возможность его возникновения либо способствовали уменьшению ущерба, возникшего из-за рисков, которые были известны перевозчику.
33 3. Основные положения ВСЛ (c) IRU Academy При рассмотрении споров, связанных с погрузкой и принятием груза, суд оценивает, соответствовало ли поведение перевозчика при погрузке груза признакам, которые свойственны честному, осмотрительному и здравомыслящему перевозчику.
34 3. Основные положения ВСЛ R. Wijffels в своей статье "Правовое толкование CMR конвенции: континентальный подход (Dangutė Ambrasienė, Jurisprudencija, 2004, t.55(47); 19-31) рассмотрел не менее 30 различных судебных решений, принятых судами Бельгии, Франции, Германии, Голландии, Италии, Австрии и пришёл к выводу, что эти решения отражают не менее 12 различных толкований положений конвенции CMR, связанных с освобождением перевозчика от ответственности в соответствии с 17 ст. 4 п. (особенно положений CMR конвенции, связанных с 17 ст., 4 п.,(с), и 18 ст. 2 п.). R. Wijffels в своей статье "Правовое толкование CMR конвенции: континентальный подход (Dangutė Ambrasienė, Jurisprudencija, 2004, t.55(47); 19-31) рассмотрел не менее 30 различных судебных решений, принятых судами Бельгии, Франции, Германии, Голландии, Италии, Австрии и пришёл к выводу, что эти решения отражают не менее 12 различных толкований положений конвенции CMR, связанных с освобождением перевозчика от ответственности в соответствии с 17 ст. 4 п. (особенно положений CMR конвенции, связанных с 17 ст., 4 п.,(с), и 18 ст. 2 п.). (c) IRU Academy 2012
35 3. Основные положения ВСЛ По мнению автора, 12 различных толкований положений конвенции отличались один от другого на 360 градусов. По мнению автора, 12 различных толкований положений конвенции отличались один от другого на 360 градусов. Поэтому при возникновении споров об ответственности, связанной с погрузкой или креплением грузов, необходима помощь квалифицированных специалистов, которые помогут избежать Вам необоснованных расходов. (c) IRU Academy 2012
36 Ваши надёжные партнёры (c) IRU Academy 2012
37 Ваши надёжные партнёры TEL , VILNIUS, LT-09112, ŽIRMŪNŲ G. 67A (c) IRU Academy 2012
38 Ваши надёжные партнёры Точное установление факта и размеров ущерба Оценка движимого и недвижимого имущества Администрирование страховых случаев Оказание сюрвей услуг Юридическая поддержка и оценка рисков Организация спасательных работ Другие услуги (c) IRU Academy 2012
39 Спасибо за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.