Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемit-astor.net
1 ХУДОЖЕСТВЕННО- МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
2 План лекции: 1. Этимология термина 2. Исторические и географические рамки 3. Художественная картина мира Средневековья 4. Музыкальная система Средневековья 5. Роль Средневековой культуры
3 1. Этимология термина Термин "Средневековье" понимался в XVI веке как промежуток между античностью и ренессансом.
4 2. Исторические и географические рамки Временные рамки: От 476 г. до XVII века с точки зрения истории. От 476 г. до XIV века с точки зрения искусствознания. Внутренняя периодизация: Раннее средневековье г. по X век: Переселение народов («темные века»); Каролингское возрождение - рубеж VIII-IX веков; Оттоновское возрождение - Х век. Зрелое средневековье XI-ХIII века: Рост городов; Крестовые походы; Новые династии и страны; Английский парламент.
5 3. Художественная картина мира Средневековья ПРИРОДА ХКМ ДУХ материя КОСМОС хаос БОГ дьявол ДОБРО зло МИРОПОРЯДОК Время – переход циклического в линейное Движение – механическое Пространство – трехмерное: сакральное, земное… Необходимость как воля Господа Случайность Все стихии суть тварная природа; земной мир как отблеск мира небесного; Предметности - Символы Божественных смыслов Храм Мастерская Лаборатория
6 3. Художественная картина мира Средневековья СОЦИУМ Род, Народ - переход от племен к государ- ствам Челове- чество Государство - монархии, города - республики, Ярко выраженная сословность (духовенство, рыцарство, бюргерства, крестьянства) Постепенное формирование профессио- нальных гильдий и цехов Традиция Эволюция Революция Власть - Церковь, монарх, Законы - от Бога Справед- ливость Труд - обязанности каждого сословия Досуги - церковные и светские праздники Успех - спасение души и выполнение сословных обязанностей Мир Война
7 3. Художественная картина мира Средневековья Культура - символическая (феномены и ноумены) Эмблематика и аллигоризация Теология; появление университетов XII век. Классификация наук - тривий и квадривий. Городская культура карнавалы. Цивилизация Этико- эстетические ценности - Бог и все, что им создано и заповедано Искусство - фольклорное и профессиональное. Профессиональное - церковное и светское. Два мировых стиля - романика и готика. Куртуазное искусство рыцарства. Художник - в церковном искусстве анонимен (до XII века). Менестрельство (XII - XVI века) Жанры: Литература - библия, поэмы, романы, фаблио, шванки. В рыцарской поэзии - кансоны Живопись - фрески и книжная миниатюра Архитектура - собор, часовня, монастырь; замок, городской дом. Театр - литургическая драма и миракль Метод: канонический - в церковном искусстве, вариативный - в светском
8 3. Художественная картина мира Средневековья ЧЕЛОВЕК Сочетание божественного и тварного; Дух и душа от Бога; Тело от растения и животного Пол - предпочтение мужского (от первородного греха). В куртуазии - культ Прекрасной Дамы Возраст - взрослость Пластика Сенсорика Речь Цельность – человек как микрокосм
9 3. Художественная картина мира Средневековья Действие Созерцание - зависит от сословного идеала Мышление Переживание Игра в сфере досуга Общение - человек как коллективное, сословное существо Созидание Жизнь Судьба Смерть - в воле божьей Совесть, смысл жизни - исполнение божественн ых заповедей и сословного долга. Вера Надежда Любовь - главные христиански е ценности Зависимость как порядок сословной иерархии Оптимизм Стоицизм Герои эпохи - святые, рыцари
10 4. Музыкальная система Средневековья ЖАНРЫОБРАЗЫДРАМАТУРГИЯ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЯЗЫК И РЕЧЬ: ЦЕЛОСТНОСТИ, КОМПОНЕНТЫ ИНТОНАЦИЯМЕЛОДИКАТЕМАТИЗМ СИНТАКСИСКОМПОЗИЦИЯ ФАКТУРА ТЕМБР ГРОМКОСТЬ ГАРМОНИЯ ТОНАЛЬНОСТЬ ЛАД МЕТР РИТМ ТЕМП ФОНИЗМВЫСОТНОСТЬВРЕМЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭСТЕТИКА И ТЕОРИЯ МУЗЫКА В РЯДУ ИСКУССТВ - ХОРЕЯ КОМПОЗИТОР ИСПОЛНИТЕЛЬ СЛУШАТЕЛЬ
11 1. Коммуникативная ситуация; 2. Музыка в ряду искусств - вторая после слова; музыка как наука; 3. Музыкальная эстетика и теория: Числовая природа; Умопостигаемость церковной музыки; Превосходство теоретика (музикуса) над практиком (кантором); Классификации музыки: Боэций, Р. Бэкон, И. Грохео; Христианизация учения об этосе; Вклад Гвидо из Ареццо. 4. Музыкальная система Средневековья
12 ЖАНРЫ - приоритет вокальной музыки в церкви и постепенный расцвет инструментария в светской музыке. РАЗВИТИЕ ЦЕРКОВНОЙ МУЗЫКИ - ДВА ЭТАПА: Эпоха монодии - до IX века; Эпоха полифонии - IX - XIII века. ЭПОХА МОНОДИИ Жанры эпохи монодии в антифонарии григорианского хорала: Псалмодия; Гимны; С IX века тропы и секвенции. Образы - божественного славословия, покаяния, истовости веры. 4. Музыкальная система Средневековья
13 Музыкальный язык и речь: целостности и компоненты. ИНТОНАЦИЯ - типовые попевки каждого лада и участков формы: i - инициальные (начальные); m - медиальные (серединные); t - терминальные (заключительные). МЕЛОДИКА Ведущее средство целостность музыкального языка; Вокальная природа; Преобладание плавного секундового движения; Рисунок арки как наиболее уравновешенного и симметричного прообраза. ТЕМАТИЗМ - не сформировался. СИНТАКСИС - подчиняется тексту. 4. Музыкальная система Средневековья
14 КОМПОЗИЦИЯ Подчиняется тексту; Содержит три этапа: i - инициум (начало); m - медиацио (середина); t - терминус (заключение). Складывается из попевок (центонный принцип). ФОНИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА ФАКТУРА - одноголосная либо с удвоением в октаву. ТЕМБР Мужские и мальчиковые голоса; Предпочтение высоких голосов (тенор, дискант); Начало церковной адаптации органа. ГРОМКОСТЬ - не обозначается. 4. Музыкальная система Средневековья
15 ВЫСОТНАЯ ПОДСИСТЕМА ЛАД - система церковных ладов: 4 автентических; 4 плагальных; Диатоника; Характеристики лада - амбитус, финалис, реперкусса. ГАРМОНИЯ - до IX века ( до эпохи многоголосия) отсутствует. ВРЕМЕННАЯ ПОДСИСТЕМА МЕТР - отсутствует или идет от стихотворного размера. РИТМ Длительности не обозначаются; Сantus planus - ровное пение; Времяизмерительная (квантитативная) ритмика. ТЕМП - не обозначается. 4. Музыкальная система Средневековья
16 ЭПОХА ПОЛИФОНИИ Жанры эпохи монодии в антифонарии григорианского хорала: Органум: параллельный, свободный, мелизматический; Кондукт; Мотет; Литургическая драма. Музыкальный язык и речь: целостности и компоненты. МЕЛОДИКА Новогригорианская мелодика с явным влиянием светской народной музыки; Появление авторских мелодий. КОМПОЗИЦИЯ - увеличение масштабов в органумах школы Нотр-Дам. 4. Музыкальная система Средневековья
17 ФОНИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА ФАКТУРА Развитие многоголосия от 2-х до 3-4-х голосов; Узкий диапазон, перекрещивание голосов. ВЫСОТНАЯ ПОДСИСТЕМА ГАРМОНИЯ Появляется с IX века как результирующая; Опора на совершенные консонансы в парах голосов; При 3-4-хголосии образование диссонирующих созвучий. ВРЕМЕННАЯ ПОДСИСТЕМА МЕТРОРИТМ - «революция» XII века: Модусная система ритмики (6 модусов); Принцип ритмического остинато. 4. Музыкальная система Средневековья
18 РАЗВИТИЕ СВЕТСКОЙ МУЗЫКИ Расцвет светского музицирования в зрелом Средневековье (рубеж XI - XII веков). Менестрельство как полупрофессинальная, полуфольклорная культура. Жанры: Вокально-поэтические: кансоны, сирвенты, тенсоны, пастурели, альбы, виреле, ле, рондо; Инструментальное сопровождение придворных и городских событий, шествий, танцев (эстампида); Колокольные звоны как сигналы к различным действиям церковной и светской жизни; Сигнальная музыка городских трубачей - пифаров. 4. Музыкальная система Средневековья
19 ТЕМБР - активное развитие инструментария: Формирование 3-х основных групп - духовой, струнной, ударной; Выделение тихозвучных (sottili) и громогласных (grossi) инструментов. КОМПОЗИЦИЯ Рефренные и безрефренные формы; Бар-форма. 4. Музыкальная система Средневековья
20 5. Роль Средневековой музыкальной культуры Развитие теории и эстетики музыки от умозрительного к чувственно-слуховому восприятию и от абстрактной к практической систематике; Развитие горизонтального музыкального мышления в одноголосии и многоголосии; Переход к ритмически организованной композиции; Возрождение лирики в светской сфере; Развитие инструментария в светской сфере; Возникновение специфических форм светской песенности.
21 Резюме: Необходимость средневекового этапа развития музыкальной культуры для дальнейшей истории европейской музыки. Актуализация средневекового музыкального мышления, жанров и композиционных принципов в XX-XXI веках.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.