Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемeducontest.net
1 ПАМЯТНИКИ РУССКОГО ЦЕРКОВНОГО ЗОДЧЕСТВА Основные вехи развития русской церковной архитектуры Веселова Е.В. Учитель МБОУ ВСОШ ЗАТО Александровск
2 «Архитектура – душа народа, воплощённая в камне» Россия издревле славилась своими храмами. Церковное строительство в разные эпохи отражало разные тенденции развития архитектуры. Церковное строительство в разные эпохи отражало разные тенденции развития архитектуры. В моей презентация представлены шедевры церковной архитектуры, которые отражают особенности храмового строительства в России в разные периоды истории.
3 В XII веке был создан характерный тип русского храма – крестово- купольный, четырёхстолпный, с одной полукруглой главой на высоком барабане и тремя полуцилиндрическими апсидами с восточной стороны Дмитриевский собор Дмитриевский собор во Владимире, XII в. во Владимире, XII в. Собор шедевр гармонии и меры. Благородство форм и идеальные пропорции делают храм уникальным. Дух торжественности пронизывает его до мельчайших деталей. Все, что на Руси было создано замечательного в технике скани, гравировки, эмали деревянной резьбы, нашло свое отражение в изобразительных и декоративных мотивах этого шедевра владимирских зодчих. Из- за обилия белокаменной резьбы, покрывающей стены собора, его называют «драгоценным ларцом», «каменным ковром», «каменной поэмой». Собор шедевр гармонии и меры. Благородство форм и идеальные пропорции делают храм уникальным. Дух торжественности пронизывает его до мельчайших деталей. Все, что на Руси было создано замечательного в технике скани, гравировки, эмали деревянной резьбы, нашло свое отражение в изобразительных и декоративных мотивах этого шедевра владимирских зодчих. Из- за обилия белокаменной резьбы, покрывающей стены собора, его называют «драгоценным ларцом», «каменным ковром», «каменной поэмой».
4 Церковь Покрова на Нерли, Владимирская область Эта церковь - вершина творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Это маленькое, изящное здание построено на небольшом холме, на приречном лугу, там, где Нерль впадает в Клязьму. Эта церковь - вершина творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Это маленькое, изящное здание построено на небольшом холме, на приречном лугу, там, где Нерль впадает в Клязьму. Во всей русской архитектуре, вероятно, нет памятника более лирического. Во всей русской архитектуре, вероятно, нет памятника более лирического. Этот удивительно гармоничный белокаменный храм, органично сливающийся с окружающим пейзажем, называют «поэмой, запечатленной в камне». Этот удивительно гармоничный белокаменный храм, органично сливающийся с окружающим пейзажем, называют «поэмой, запечатленной в камне».
5 В XIV-XV веках стал вырабатываться новый общерусский стиль, сочетавший традиции владимиро-суздальского зодчества и европейской архитектуры эпохи Ренессанса Успенский собор на Городке, XV в., Звенигород Успенский собор на Городке, XV в., Звенигород Храм установлен на высоком цоколе, стены его немного наклонены внутрь, что визуально увеличивает их высоту. Также сужаются кверху проемы окон и барабан. Даже характер кладки стен подчинен общему замыслу: высота каждого камня больше, чем его ширина. Стрельчатые порталы, закомары и кокошники вокруг барабана – новшество раннемосковской архитектуры Храм установлен на высоком цоколе, стены его немного наклонены внутрь, что визуально увеличивает их высоту. Также сужаются кверху проемы окон и барабан. Даже характер кладки стен подчинен общему замыслу: высота каждого камня больше, чем его ширина. Стрельчатые порталы, закомары и кокошники вокруг барабана – новшество раннемосковской архитектуры
6 В начале XVI века возникает новый стиль русского зодчества – шатровый стиль Церковь Вознесения в селе Коломенском, XVI в. Церковь Вознесения в селе Коломенском, XVI в. Этот храм поражает всех, кто его видит… Стоит белоснежная церковь на самом краю обрыва, как будто взлетая над Москвой-рекой. Этот храм поражает всех, кто его видит… Стоит белоснежная церковь на самом краю обрыва, как будто взлетая над Москвой-рекой. Белокаменные бусы на шатре, килевидные кокошники – в каждой детали чувствуется замысел зодчего придать своему творению устремлённость к небу. Белокаменные бусы на шатре, килевидные кокошники – в каждой детали чувствуется замысел зодчего придать своему творению устремлённость к небу.
7 В XVII веке в храмовом строительстве господствовал стиль московского, или «нарышкинского» барокко – пятиглавые храмы с шатровой колокольней, причудливыми крыльцами, переходами, пристройками, Церковь Покрова в Филях, XVII в. Церковь Покрова в Филях, XVII в. Церковь построена «иже под колоколы», то есть одно здание совмещает в себе и церковь, и колокольню. Церковь построена «иже под колоколы», то есть одно здание совмещает в себе и церковь, и колокольню. Все внешнее убранство храма – белокаменное. Резные белые детали четко выделяются на кирпичных стенах. Вся церковь покрыта изящными узорчатыми украшениями. Широкие наличники с колонками на окнах, колонки на углах четверика и восьмериков, резные фронтоны («петушиные гребешки»), завершающие каждую грань ярусов, – все это создает ощущение воздушности и легкости стройного здания, словно стремящегося ввысь. Все внешнее убранство храма – белокаменное. Резные белые детали четко выделяются на кирпичных стенах. Вся церковь покрыта изящными узорчатыми украшениями. Широкие наличники с колонками на окнах, колонки на углах четверика и восьмериков, резные фронтоны («петушиные гребешки»), завершающие каждую грань ярусов, – все это создает ощущение воздушности и легкости стройного здания, словно стремящегося ввысь.
8 В XVIII веке русская церковная архитектура представлена храмами в стиле барокко. В конце века на смену барокко приходит классицизм. Церковь Знамения в Дубровицах, н. XVIII в., Московская область Церковь Знамения в Дубровицах, н. XVIII в., Московская область Церковь знаменита уникальной архитектурой, необычной для русского зодчества, а также своей загадочной историей. Церковь знаменита уникальной архитектурой, необычной для русского зодчества, а также своей загадочной историей. Основание храма представляет равноконечный крест с закругленными концами. Первый этаж поставлен на высокий фундамент, вокруг стен построена открытая паперть, богато украшенная резьбой и орнаментальным узором, тянущимся по парапету, прерываемому четырьмя многогранными лестничными сходами. Храм украшен скульптурными изображениями.
9 В XIX веке в архитектуре господствуют классицизм и стиль ампир, в том числе и в храмовом строительстве Исаакиевский собор, Санкт- Петербург, XIX в. Исаакиевский собор, Санкт- Петербург, XIX в. Исаакиевский собор выдающийся образец позднего классицизма, в котором уже проявляются новые направления (неоренессанс, византийский стиль, эклектика), а также уникальное архитектурное сооружение и высотная доминанта центральной части города. Исаакиевский собор выдающийся образец позднего классицизма, в котором уже проявляются новые направления (неоренессанс, византийский стиль, эклектика), а также уникальное архитектурное сооружение и высотная доминанта центральной части города. Высота собора 101,5 м, длина и ширина около 100 метров. Наружный диаметр купола 25,8 м. Здание украшает 112 монолитных гранитных колонн разных размеров. Стены облицованы светло-серым рускеальским мрамором. Высота собора 101,5 м, длина и ширина около 100 метров. Наружный диаметр купола 25,8 м. Здание украшает 112 монолитных гранитных колонн разных размеров. Стены облицованы светло-серым рускеальским мрамором.
10 Казанский собор, Санкт-Петербург Император Павел I пожелал, чтобы строящийся по его велению храм был похож на величественный Собор Святого Петра в Риме. Отражением этого пожелания стала возведённая А. Н. Воронихиным перед северным фасадом грандиозная колоннада из 96-и колонн, которая раскрывается к Невскому проспекту. Фасады собора облицованы серым пудожским камнем Император Павел I пожелал, чтобы строящийся по его велению храм был похож на величественный Собор Святого Петра в Риме. Отражением этого пожелания стала возведённая А. Н. Воронихиным перед северным фасадом грандиозная колоннада из 96-и колонн, которая раскрывается к Невскому проспекту. Фасады собора облицованы серым пудожским камнем
11 Стиль «модерн» в начале XX века представлен и в церковной архитектуре (романтический стиль, неорусский стиль) Спасская церковь в усадьбе Натальевка, Спасская церковь в усадьбе Натальевка, ныне с. Вдадимировка Харьковской обл. ныне с. Вдадимировка Харьковской обл. Храм спроектирован в стиле псковско- новгородского православного зодчества XIII–XIV вв.: приземистый, с нарочито большим, непропорциональным сооружению куполом- луковкой, с резными окошками и примкнувшей с южной стороны звонницей. Храм спроектирован в стиле псковско- новгородского православного зодчества XIII–XIV вв.: приземистый, с нарочито большим, непропорциональным сооружению куполом- луковкой, с резными окошками и примкнувшей с южной стороны звонницей.
12 Использованная литература: 1. Калмыкова В.В., Иванов С.И. Очень маленькая Родина: Лирические экспедиции по средней России. – М.:ОАО «Московские учебники», Черникова Т.В. История России IX-XVI века. – М. «Дрофа», ru.wikipedia.org 4. golddomes.ru
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.