Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемorlov-i-b.narod.ru
1 Три точки зрения на проблему особенностей русской истории С.М. Соловьев - концепция однолинейности мировой истории, согласно которой все страны и народы проходят в своей эволюции одни и те же общие для всех стадии. Те или иные особенности российской истории трактуются при этом как проявления отсталости или оцениваются термином «задержка» движения; Н.Я. Данилевский - концепция многолинейности исторического развития, в свете которой история человечества состоит из историй целого ряда самобытных цивилизаций, каждая из которых преимущественно развивает какую-либо одну (или специфическое сочетание нескольких) сторону человеческой природы; П.Н. Милюков пытался примирить оба названных подхода. В историческом результате он различал три главные группы производящих его условий: внутренний закон развития, присущий всякому обществу и для всякого общества одинаковый; особенности материальной среды, среди которой данному обществу суждено развиваться; влияние отдельной личности на ход исторического процесса. Если первой условие сообщает различным историческим процессам характер сходства в основном ходе развития, второе придает им характер разнообразия, а третье вносит в исторические явления характер случайности.
2 Факторы формирования российской цивилизации природно-климатический: мало хороших пахотных земель (зона рискованного земледелия); необычно короткий цикл сельскохозяйственных работ; крайне слабая база животноводства; географический и геополитический: огромное, малозаселенное пространство с плохими транспортными и информационными коммуникациями; равнинный характер местности, ее открытость и отсутствие естественных границ; оторванность от морей и соответственно от морской торговли; промежуточное положение между Европой и Азией; благоприятствующая территориальному единству исторического ядра России речная сеть; конфессиональный: православная соборность и исихазм; христианская идея на национально-государственном уровне (Москва – третий Рим»; теократический принцип единения религиозной и светской власти (симфония властей); феномен двоеверия; социальной организации: первичная хозяйственно-социальная ячейка - корпорация (община, артель, кооператив, колхоз), а не частнособственническое образование, как на Западе; государство - становой хребет, а порой и демиург гражданского общества; государственность обладает сакральным характером либо делается неэффективной, порождая «смуты»; государство, общество и личность не разделены, как на Западе, а целостны и взаимопроникаемы; главная опора государственности - корпорация служилой знати (дворянство, номенклатура)
3 Особенности российской государственности российское государство не сословное, а территориальное; феномен внутреннего колониализма; Россия – мозаика, сумма разных Россий; проблема государственности – составная часть проблемы социальности; в России господство личностей, а не идей, то есть харизма всегда побеждала мировоззрение.
4 Система ценностных ориентаций в сфере политики и государственного управления государство превыше всего, а общество как целое выше индивида; деспотическая форма организации власти, опиравшаяся на мощную бюрократию, и произвол властей, как форма управления; основное назначение государства – патернализм; производство и технологии, инновации и наука, право имеют смысл, поскольку способствуют военному могуществу, территориальной экспансии и укреплению государственной власти; политические партии, церковные и другие организации имеют право на существование лишь как механизмы укрепления власти; высшим моральным принципом становится оправдание любых акций, направленных на служение власти.
5 Предназначение России Эсхатологическое Вселенское Евразийское Общеславянское Имперское
6 Причины конфликтности российской истории неорганический характер модернизации России, выразившийся в цивилизационном расколе; бедность общества сужала рынок наемной рабочей силы, что замедляло становление промышленности и рост городов, и предопределяла малочисленность слоя интеллигенции и поздний генезис светской культуры; разрыв между властью и народом, между бедностью и богатством, особенно в период первоначального накопления капитала; предрасположенность русского народа к крайностям; особенности реформ сверху в России: игнорирование собственного исторического опыта и попытки некритического заимствования западных достижений порождали неорганичность процесса в дилемме «реформа- контрреформа»; специфика догоняющей модели капиталистического развития, вызванная относительно поздним включением страны в русло индустриальной цивилизации.
7 Основные факторы политической истории России процесс расширения на исходе ХХ в. сменился сжатием территории и уходом от морей; определяющее влияние внешней истории России на ее внутреннюю историю. Оселком и мерилом внутренней политики как правительств, так и партий служит ответ на вопрос, в какой мере эта политика содействует внешнему могуществу государства; основной линией нашей внешней политики стала защита страны практически по всем ее границам (кроме северной). Специфика внешнеполитического положения России превратила ее на века в военный лагерь с соответствующей милитарной ментальностью, с соответствующим типом власти с «массированным потенциалом насилия»; три крупнейший идеологии определяли историю России: «Москва – третий Рим», «Православие, самодержавие, народность» и коммунистическая идеология; социально-властная система и образ мышления были поражены патологией власти, когда вся рациональность была подчинена иррациональности власти.
8 Особенности потестарных отношений в Древней Руси право на обладание легитимностью имели как минимум два общественных института: вече и князь; каждая из форм власти имела собственную логику легитимности и свои формы легитимации власти. «Срастание» двух форм властных отношений должно было определить особенности сложившейся в конечном счете модели; в определенный период времени на определенной территории действовала только одна форма легитимации власти или разные формы существовали для абсолютно разных сфер властной деятельности; общие принципы легитимации власти не исключали эволюции форм легитимации и возникновения различных вариантов единой модели; на эволюцию властных отношений и, следовательно, и форм легитимации власти, влияли внешние контакты Древней Руси, и, в особенности, заимствование из Византии православия.
9 В рамках раннефеодальной монархии правление ранних Рюриковичей ( гг.) можно считать первым политическим режимом, для которого было характерно автономия местных княжений; сохранение вечевых традиций; языческая религиозность; военная экспансия; правило наследования великокняжеского престола в Киеве старшим в роду; специфическая коллективная феодальная собственность, когда государство выступало верховным собственником земли, а княжеские пожалования давали часть налогов с этих территорий.
10 Основные политические идеи «Слова о законе и благодати» митрополита Иллариона Русь – великая страна со славным прошлым; она независима ни от кого; ее «каган» по достоинству не уступает византийскому василевсу.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.