Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемgov.cap.ru
1 Муниципальная программа «Сопровождение детей с трудностями в обучении в условиях введения новых ФГОС» Мониторинг выраженности факторов, влияющих на успешность в учебной деятельности младших школьников Обобщенный статистический анализ результатов психодиагностики первоклассников с трудностями в обучении в системе образования города Чебоксары © МБОУ «Центр ПМСС «Содружество» г. Чебоксары, Удина Т.Н., 2012 г.
2 Важная цитата из ФГОС… 6. Стандарт направлен на обеспечение: обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья … условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья
3 Поэтому в каждой школе нужны… Программа формирования УУД Программа коррекционно-развивающей работы Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни И при разработке и реализации этих программ мы можем объединить наши усилия!!! И при разработке и реализации этих программ мы можем объединить наши усилия!!! Из текста ООП : «В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества)»
4 Еще очень важные акценты новых ФГОС… и При оценке учебно-познавательной деятельности учеников начальной школы наряду с другими результатами подлежат аттестации (или внутренней и внешней оценке) и способности обучающихся к контролю и самоконтролю Данная оценка должна быть как персонифицированной, так и неперсонифицированной использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся А от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся
5 Исследования психологов РАО Нынешнее поколение детей проявляет меньшую любознательность и желание действовать, но имеют высокий IQ» «Все больше рождается левшей, нынешнее поколение обладает большим объемом памяти, чем предыдущие, но испытывает проблемы в эмоциональной сфере» «Произошел сдвиг межвозрастных переходов, увеличивший период детства – по многим психофизиологическим показателям сегодняшние первоклашки и даже ученики 2-го класса соответствуют дошкольникам»
6 Исследования психологов РАО «Особенно тревожит психологов дефицит произвольности, самостоятельности у подрастающего поколения. По их данным, 25 процентов детей дошкольного возраста беспомощны в социальной сфере, неспособны разрешать конфликты со своими сверстниками, при этом около 50 % детей в конфликтной ситуации склонны к проявлению агрессивности» «С каждым годом увеличивается категория одаренных детей, имеющих таланты в самых разных областях жизни. В связи с этим есть опасения возможного перекоса в развитии – не в пользу развития коммуникативных навыков»
7 По данным медицинского обследования детей
8 Рейтинг факторов учебной успешности ребенка и его эмоционального благополучия в школе по мнению родителей(исследования МБОУ «Центр ПМСС «Содружество» г. Чебоксары) 1.Умение педагога понятно объяснить учебный материал 2.Интерес к учебе (желание учиться) 3.Отношения учителя и ученика 4.Особенности психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление) 5.Психологический климат в детском коллективе 6.Умение ребенка организовать свою учебную деятельность 7.Интересы и ценности самого ученика 8.Интерес родителей к учебной деятельности ребенка 9.Объем учебного материала, наличие развивающей образовательной среды 10.Наличие у школьника личной профессиональной перспективы
9 Дети с трудностями в обучении. Кто они? Как им помочь? Это дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы Как правило, они имеют слабовыраженные отклонения в функциях ЦНС или индивидуальные особенности психофизического (возрастного и гендерного) развития Первыми шагами в построении ИОП для этих детей является выявление индивидуально-психологических особенностей развития ребенка, изучение причин их школьной неуспешности, диагностика сформированности УУД Вторым шагом будет разработка или адаптация УМК, обеспечивающего формирование УУД у этих детей при соавторстве психологов и учителей с учетом зоны ближайшего развития ребенка
10 Муниципальная программа «Сопровождение детей с трудностями в обучении в условиях введения новых ФГОС» Основная цель: профилактика школьной неуспешности детей 1-4 классов и 5-6 классов Главная задача: создать и отработать механизм социального партнерства школы и ППМС-центра по преодолению школьной неуспешности детей 1-4 классов и 5-6 классов Ожидаемые результаты: 1.Преодоление детьми трудностей в обучении 2.Овладение педагогами приемами и технологиями создания условий для профилактики и преодоления школьной неуспешности 3.Развитие навыков родителей в оказании помощи детям, испытывающим трудности в обучении
11 Цель проведенного в уч. году диагностического обследования в рамках мониторинга Изучение и анализ психолого-педагогических причин учебной неуспеваемости младших школьников Задачи мониторинга оценить уровень сформированности личностных и интеллектуальных особенностей учащихся 1-х классов, влияющих на успешность в обучении; осуществить количественный и качественный анализ полученных результатов; выявить индивидуальные причины затруднений в учебной деятельности младшего школьника; разработать целевые рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению неуспевающих школьников Наш девиз: Видим симптомы - изучаем причины -работаем с ребенком, учителями и родителями
12 Объект мониторингаКритерии оценкиПоказатели оценки Особенности операционально- технической стороны учебной деятельности Уровень интеллектуального развития уровень понятийного интуитивного мышления уровень понятийного логического мышления Уровень сформированности значимых психических функций уровень развития зрительно- моторной координации; оценка скорости переработки информации; уровень устойчивости и концентрации внимания Особенности регуляционной стороны учебной деятельности Уровень сформированности психологических предпосылок овладения учебной деятельностью уровень произвольности; умение подчинять свои действия правилу Особенности школьной мотивации уровень школьной мотивации; Особенности эмоционально- личностной сферы уровень самооценки; уровень школьной тревожности Объектом мониторинга были выбраны параметры, которые согласуются с классификацией причин неуспеваемости и соответствуют требованиям диагностического минимума
13 На основе анализа результатов диагностики факторов, влияющих на обучение выделяются пять зон, отражающих уровень развития каждого психологического качества Зона I – уровень патологии. Свидетельствует о нарушении формирования психических процессов, об аномалиях развития, в основе которых могут лежать осложнения физиологического или неврологического характера, различные травмы и хронические заболевания. Зона II – слабый уровень. Свидетельствует о недостаточном развитии психических процессов. Если абсолютное большинство рассматриваемых показателей не превышают данного уровня, то самостоятельно обучаться в школе ребенок не сможет, пока не наверстает упущенное. Зона III – средний уровень или норма. Достаточен для обучения по общеобразовательным программам. Зона IV – хороший уровень. Необходимый и достаточный уровень для обучения по гимназическим, усложненным и расширенным программам. Зона V – высокий уровень. Редко встречается и свидетельствует о незаурядности ребенка. Всего было обследовано 403 ребенка-первоклассника
14 Операционально-технические компоненты учебной деятельности
15 Уровень работоспособности и внимательности 49% Количество учащихся в % к общему числу обследованных первоклассников Нормальный уровень развития Вероятность нарушений в развитии (ММД, СДВГ)
16 Уровень работоспособности и внимательности Количество учащихся в % к общему числу обследованных первоклассников Нормальная работоспособность Быстрая утомляемость Низкая врабатываемость 46% 33%
17 Уровень зрительно-моторной координации Количество учащихся в % к общему числу обследованных первоклассников Возрастная норма Ниже возрастной нормы Патологически низкий уровень 24% 52% 24%
18 Уровень развития понятийного мышления Количество учащихся в % к общему числу обследованных первоклассников Высокий Хороший СреднийСлабый Очень слабый Интуитивное понятийное мышление Логическое понятийное мышление 3% 11% 28% 35% 8,5% 22% 48% 23% 4%
19 Регуляционные компоненты учебной деятельности
20 44% Количество учащихся в % к общему числу обследованных первоклассников Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Уровень произвольности
21 Уровень мотивации 17% 31% 32% 20% Высокая мотивация Хорошая мотивация Положительная, но внеучебная мотивация Низкая мотивация Количество учащихся в % к общему числу обследованных первоклассников
22 Уровень мотивации (зоны неблагополучия) Количество проявлений неблагополучия в % к общему числу обследованных первоклассников 28% 47% 26% 27% 18% 6% Нормальное состояние (благополучие) Высокая тревожность Психологическая защита Отношение с одноклассниками Отсутствие поддержки родителей Скрытое неблагополучие
23 Уровень самооценки Адекватная Низкая Завышенная Количество учащихся в % к общему числу обследованных первоклассников 56% 36% 8%
24 Уровень школьной тревожности Количество учащихся в % к общему числу обследованных первоклассников Тревожность, связанная с учебной деятельностью Тревожность, связанная с межличностными отношениями 27% 53% 55% 39% 18% 8%
25 Направления коррекционной и развивающей работы
26 И еще два очень важных акцента новых ФГОС… 6. Стандарт направлен на: …..разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности …..Программа коррекционной работы должна содержать: …механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности
27 Истоки школьных проблем Протекание беременности и родов Форсирование «раннего развития» Условия жизни семьи Интенсификация программ обучения Стрессовое педагогическое воздействие По данным исследований около 40% учащихся начальной школы имеют трудности в обучении!!!!
28 Компонент учебной деятельности Направления коррекции и развития УчителяРодители Педагоги- психологи Устойчивость и концентрация внимания Использовать приемы оптимизации устойчивости внимания и работоспособности Рекомендовать направить ребенка к невропатологу для уточнения диагноза и соответствующего лечения Программа коррекции ММД,СДВГ с использованием компьютерного тренажера БОС. Обучающие семинары для учителей и родителей «Оптимизация обучения и образа жизни детей с ММД, СДВГ» Зрительно-моторная координация Использовать специальные таблицы и упражнения для формирования моторного навыка. Рекомендовать направить ребенка к невропатологу для уточнения диагноза Реализация программы коррекции зрительно- моторной координации на базе сенсорной комнаты Понятийное мышлениеАктивно формировать словарный запас ребенка Рекомендовать активно формировать словарный запас ребенка Реализация программы развития мышления (школьный психолог) Коррекция операционально-технических компонентов
29 Коррекция регуляционных компонентов Компонент учебной деятельности Направления коррекции и развития УчителяРодители Педагоги- психологи Произвольность Формировать учебную самостоятельность при помощи введения правил Формировать бытовую самостоятельность при помощи выделения личных обязанностей Игровой тренинг формирования произвольности (школьный психолог) Тревожность Проводить работу по сплочению классного коллектива и созданию благоприятного психологического климата в классе Учителю наладить эмоционально- положительный контакт с ребенком. Родителям (особенно матери) наладить эмоционально- положительный контакт с ребенком Предложить родителям ребенка принять участие в работе тренинга гармонизации детско-родительских взаимоотношений. Тренинг гармонизации детско-родительских взаимоотношений Игровой тренинг на сплочение классного коллектива (школьный психолог совместно с учителем) Самооценка
30 Организация нашего дальнейшего взаимодействия Май - школьные собрания для учителей и родителей первых классов, выдача индивидуальных заключений и направлений Июнь-сентябрь-формирование групп на уч. год для занятий и семинаров в МБОУ «Центр ПМСС «Содружество» г. Чебоксары В течение уч. года – занятия и семинары на базе диагностические процедуры в рамках мониторинга, обучение и консультирование школьных педагогов- психологов В течение уч. года – занятия и семинары на базе МБОУ «Центр ПМСС «Содружество» г. Чебоксары, диагностические процедуры в рамках мониторинга, обучение и консультирование школьных педагогов- психологов
31 Удачи и оптимизма! Спасибо за внимание! Наш адрес: г. Чебоксары, ул. Университетская,25 До скорых встреч!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.