Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемpsihfak.files.wordpress.com
1 ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
2 ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВОГО ПЕРИОДА 7-я Всесоюзная конференция по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии АПН СССР, г. Москва, 1965г. второе детство 8 – 12 8 – 11 подростковый возраст 13 – юношеский возраст 17 –
3 ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВОГО ПЕРИОДА В. Квинн, 2000г. детство – 6 – 12 лет подростковый (юношеский) возраст – 12 – 18 лет Г. Крайг, 2000г. среднее детство – 6 – 12 лет подростковый и юношеский возраст – 12 – 19 лет Ф. Райс, 2000г. ранний подростковый – 11 – 14 лет старший подростковый – 15 – 19 лет
4 ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВОГО ПЕРИОДА Э. Эриксон, 1963г. школьный возраст или латентная стадия – 6 – 12 лет подростковый и юношеский возраст – 12 – 19 лет Д. Бромлей, 1966г. Цикл «юность» старшее школьное детство – 11 – 15 лет поздняя юность – 15 – 21 год
5 ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВОГО ПЕРИОДА Аршавский Илья Александрович, 1975г. младший школьный возраст – 7 – 12 – 13 лет юношеский – 17 – год Д.И. Фельдштейн, 1999г. подростковый и первый период юности – 10 – 17 лет второй период юности – 17 – 21 года
6 ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКА Специфика периода – половое созревание. Происходят изменения в деятельности всех физиологических систем, включая центральную нервную систему.
7 ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ - это пора достижений, наращивания знаний, умений, становления нравственности, открытия «Я», обретения новой социальной позиции, НО это и возраст потерь…
8 ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКА Формирование устойчивых черт характера и способов эмоционального реагирования. Формирование образа «Я». Формирование комплекса взрослости. Становление самооценки.
9 Концепция Р.Хэвигхерста Восемь главных задач развития 1.принятие своей внешности и умение эффективно владеть своим телом 2.формирование новых и зрелых отношений со сверстниками обоего пола 3.принятие мужской и женской социально – сексуальной роли 4.достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых 5.подготовка к трудовой деятельности, которая могла бы обеспечить экономическую независимость 6.подготовка к вступлению в брак и семейной жизни 7.появление желания нести социальную ответственность и развитие соответствующего поведения 8.обретение системы ценностей и этических принципов, которыми можно руководствоваться в жизни, т.е. формирование собственной идеологии. (цит. по Ф. Райсу, 2000).
10 Концепция Э.Эриксона Пятая стадия развития – возраст от 13 до 18 лет – основная трудность состоит в конфликте между формирующимся чувством идентичности и ролевой неопределенностью. Главная задача подросткового периода – поиск ответа на вопросы «КТО Я?» и «КАКОВ МОЙ ДАЛЬНЕЙШИЙ ПУТЬ?» Сформировать идентичность – значит научиться верно идентифицировать себя с взрослыми.
11 Основные задачи развития по Э.Эриксону Обретение чувства времени и непрерывности жизни. Развитие уверенности в себе. Принятие соответствующей своему полу роли. Экспериментирование с различными социальными ролями. Выбор профессии. Формирование личной системы ценностей и приоритетов. Поиск своей идеологии, то, что Эриксон называл «поиском символа веры».
12 Проявления симптомов подросткового кризиса (кризис независимости) НОРМАОТКЛОНЕНИЯ ОТ НОРМЫ Стремление к самоутверждению, отстаиванию равных со взрослыми прав умеренной интенсивности Гипертрофированное, заостренное проявление стремления к самоутверждению, отстаивания равных со взрослыми прав Противостояние взрослым связано со стремлением доказать свою самостоятельность Противостояние носит гиперболизированный характер, доходит до враждебности Проявление симптомов кризиса зависит от ситуации, поведение достаточно гибко приспосабливается к ситуации Симптомы кризиса проявляются без какой-либо видимой связи с условиями ситуации
13 Проявления симптомов подросткового кризиса (кризис независимости) Относительно большой репертуар форм поведения Один и тот же симптом кризиса проявляется как клише по самым разным поводам, т. е. приобретает свойства стереотипа, очень устойчивы, ригидны Симптомы кризиса наблюдаются время от времени, в виде кратковременных «вспышек» Симптомы кризиса наблюдаются постоянно Относительно легко поддаются коррекции Плохо поддаются коррекции
14 Проявления симптомов подросткового кризиса (кризис независимости) Проявляются примерно так же (по интенсивности, частоте, форме проявления), как у большинства одноклассников и других сверстников подростка Проявляются гораздо резче, интенсивнее, в более грубых формах, чем у большинства одноклассников и других сверстников подростка Не нарушают социальной адаптированности поведения Выраженная социальная дезадаптация
15 РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ 11 – 14 ЛЕТ ДЕВОЧКИ. 11 и 12 лет – послушные, зависимые, тревожные, озабоченные. 13 лет – реактивные, несдержанные, с низким самоконтролем. 13 и 14 лет - появляется чувство независимости, самостоятельности. 11 – 14 лет – замкнутые, обособленные, эмоционально неустойчивые, робкие, напряженные. МАЛЬЧИКИ. 11 – 14 лет – на выборке в целом не выявлено явной личностной динамики.
16 ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КЛАССАХ (начальный этап обучения) ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ. Подростки отличаются эмоциональной устойчивостью, уверенностью в себе, серьезностью и реалистичностью. ГУМАНИТАРНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ. Девочки характеризуются активностью, самостоятельностью, независимостью. Для мальчиков характерна личностная незрелость, проявляющаяся в неуверенности в себе, робости и застенчивости.
17 ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КЛАССАХ (начальный этап обучения) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КЛАССЫ. Девочки отличаются высокими показателями самоорганизации, но низкими показателями активности поведения. Для мальчиков характерна личностная незрелость, проявляющаяся в неуверенности в себе, робости и застенчивости. ПРАКТИЧЕСКИЕ КЛАССЫ. Подростки отличаются несформированностью функции самоконтроля, низкой самооценкой, эмоциональной неустойчивостью.
18 ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КЛАССАХ (через два года обучения) ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ. У подростков на фоне сохранения таких черт как открытость, уверенность в себе, оптимизм, появляется самоуспокоенность, самоудовлетворенность, уверенность в себе. ГУМАНИТАРНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ. Продолжается формирование личностной зрелости девочек и наибольшие изменения происходят в личностных характеристиках мальчиков, у которых формируется самоконтроль поведения, повышается уверенность в себе и самостоятельность.
19 ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КЛАССАХ (через два года обучения) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КЛАССЫ. В личностном развитии подростков отмечается появление обособленности, озабоченности, напряженности, неудовлетворенности стремлений. ПРАКТИЧЕСКИЕ КЛАССЫ. Неблагоприятное развитие личности отмечается у подростков практических классов. У них формируется низкая социальная нормативность, жесткость, обособленность, зависимость от группы, пренебрежение социальными нормами.
20 КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКА Д.Китинг (1980) выделил 5 особенностей мышления подростка, отличающих его от мышления конкретными операциями, типичного для стадии среднего детства: 1.Умение размышлять о возможностях, которые не даны непосредственно. 2.Опережающее мышление, планирование. 3.Гипотетико-дедуктивное мышление. Процесс мышления включает выдвижение и систематическую проверку гипотез. Это – одна из особенностей научного мышления. 4.Мышление о мышлении. Так называемое метапознание, или мышление второго порядка. 5.Мышление, выходящее за общепринятые рамки, которое часто связывают с юношеским идеализмом.
21 СТАДИЯ ФОРМАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ (ПО Ж.ПИАЖЕ) способен наложить логику суждений на логику классов и отношений, может с помощью индуктивных рассуждений систематизировать свои мысли подвергнуть их критическому анализу, сформулировать определенный взгляд на них, может проверить свои теории с помощью логических и научных методов, учитывая сразу несколько переменных, открывать для себя истины научно, путем дедуктивных рассуждений.
22 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ ОТ 11 ДО 14 ЛЕТ
23 Степень прироста интеллектуальных показателей от 11 до 14 лет (I – лет, II – лет, III – лет).
24 Структуры внутрифункциональных связей интеллектуальных показателей подростков 11 – 12 лет
25 Структуры внутрифункциональных связей интеллектуальных показателей подростков 13 – 14 лет
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.