Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемzavuch.info
1 Особенности ценностных ориентаций современных подростков
2 Методика: «Ценностные ориентации» (М. Рокич) Цель – изучить систему ценностных ориентаций современных подростков 78 детей!
3 1. Разберемся что такое ценности!! Не забудем и про инструментальные!!!!
4 В социальных, психологических и педагогических исследованиях используются как понятие ценности, так и понятие ценностные ориентации Ценность-1. Цена, стоимость. 2. Важность, значение. Словарь русского языка С.И.Ожегова Ценность- специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющих их положительное или отрицательное значение для человека или общество. Философский словарь под редакцией И.Т.Фролова
5 Ценность – сложившаяся в условиях цивилизации и непосредственно переживаемая людьми форма их отношения к общезначимым образцам культуры Философский словарь под редакцией В. Е. Кемерова Ценности – вещественно-предметные свойства явлений, психологические характеристики человека, явления общественной жизни, обозначающие положительные и отрицательные значения для человека или общества В. А. Сластенин «Педагогическая аксиология» Таким образом, ценностные ориентации – отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.
6 Из истории аксиологии Исследование ценностной проблематики: Б. Г. Ананьев, В. А. Василенко, Б. Г. Кузнецов и др. Контуры педагогической аксиологии: В. М. Розин, Б. С. Гершунский, Ю. Б. Тупалов и др. Проблема ценностных ориентаций в образовании: В. Г. Прянникова, З. И. Равкин, В. С. Собкин и др. Аксиологические характеристики педагогической деятельности: Е. Н. Шиянов, Н. К. Щепкина, В. А. Сластенина и др. Концепции и методы измерения ценностей: М. Рокич, Ш. Шварц и др.
7 Ценностные ориентации (Рокич) – это абстрактные идеи, положительные или отрицательные, не связанные с определенным объектом или ситуацией, выражающие человеческие убеждения о типах поведения и предпочитаемых целях. Терминальные – убеждения в том, что определенные конечные цели индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживают того, чтобы к ним стремиться. Инструментальные – убеждения в том, что определенный образ действий с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях.
8 Пирамида наиболее значимых терминальных ценностей подростка Наличие хороших и верных друзей Здоровье (физическое и психическое) Интересная работа
9 I место – наличие хороших и верных друзей Дружба основывается на сходстве характеров и интересов в общем совместном деле, а не на удовольствии, которое получаешь от личности другого Г. Гегель, немецкий философ. ВВД – интимно- личностное общение (по Эльконину), значение дружбы и коллективной жизни возрастает, требование, предъявляемое другу: держать данное слово
10 II место – здоровье (физическое и психическое) The first wealth is HEALTH! Первое богатство – это здоровье! Эмерсон Существенные изменения в психологической и физиологической сферах личности школьника, который делает процесс нарастания учебных возможностей менее интенсивным, чем в предшествующей и последующей возрастных группах.
11 Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград. Л. ван Бетховен, немецкий композитор. III место – интересная работа. Интересы подростков, обусловлены познавательной потребностью, зависят от привлекательности самого объекта или от его актуальности и значимости для подростка в данный момент.
12 Пирамида наименее значимых терминальных ценностей подростка Продуктивная жизнь Красота природы и искусства Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)
13 Встречаются люди в высшей степени одаренные, но не умеющие своими талантами разумно. Одно дело - врожденный дар, другое - умение им управлять. Ч. Амирэджиби, грузинский писатель XVIII место – продуктивная жизнь. Подвижные, неугомонные, крикливые, любящие командовать дети. Они быстро сходятся с незнакомыми детьми и взрослыми. В школьные годы неусидчивы, суетливы, порою назойливы. Замечания учителей их огорчают ненадолго
14 Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном. Д. Дидро, французский философ. XVII место – красота природы и искусства (переживание прекрасного в искусстве) Подростки не осознают важность заботы людей о природе. Заботиться об окружающей среде не значимо для них.
15 Источник знаний неистощим: какие успехи не приобретай человечество на этом пути, все людям будет оставаться искать, открывать и познавать. И. Гончаров, русский писатель. XVI место – свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) Большинство подростков (конформный тип) утрачивает свое личностное отношение к происходящему вокруг, они утрачивают свое «я» и плывут по течению,не проявляя инициативы, смелости, решительности.
16 Воспитанность (хорошие манеры) Чуткость, заботливость Пирамида наиболее значимых инструментальных ценностей подростка Аккуратность, чистоплотность
17 В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. А. Чехов, русский писатель. I место – аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах. В этом возрасте внешность становится одним из факторов самоутверждения личности. В связи с этим у подростка возникает чувство внутреннего протеста против происходящих изменений во внешности.
18 II место – воспитанность (хорошие манеры) Есть только одно благо – знание – и только одно зло - невежество. Сократ, древнегреческий философ. Воспитанность – часть убежденности. Убежденный – это волевой, страстный человек с высокими моральными чувствами, готовый пожертвовать собою во имя высоких идеалов общества.
19 Растите детей ваших в добродетели: только она одна и может дать счастье. Л. ван Бетховен, немецкий композитор III место –Чуткость, заботливость. Для подростка важно быть чутким к нуждам других людей. Он старается поддерживать тех, кого знает.
20 Дисциплинированность, исполнительность Терпимость Пирамида наименее значимых инструментальных ценностей подростка Высокие запросы
21 Не! В деньгах счастье! Анатолий Рас XVIII место – высокие запросы (высокие требования к жизни). Подросток не осознает, что важно не просить большего, чем имеешь. Он не понимает, что люди должны довольствоваться тем, что у них есть.
22 Если кажется, что работу сделать легко, это непременно будет трудно. Если на вид она трудна, значит выполнить ее абсолютно невозможно. Теорема Стакмайера. XVII место – дисциплинированность, исполнительность. Яркая черта – безответственность, то есть неспособность или нежелание человека предвидеть или учитывать последствия своих поступков. Все это порождает и нежелание сделать сознательное усилие, чтобы представить результат своей деятельности.
23 Теперь жизнь у большинства – это полная чаша терпения. Анатолий Рас XVI место – терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки). Для большинства подростков важно быть главными и указывать другим, что делать. Они хотят, чтобы люди делали то, что они говорят.
24 Итак, социальные условия, в которых живут современные подростки, действительно значительно отличаются от тех, которые долгие годы определяли особенности становления их воспитателей. Они менее ориентированы на профессиональное становление и больше на счастливую и обеспеченную семейную жизнь. Традиционные для сегодняшней школы ценности творчество, познание, активная деятельная жизнь отсутствуют в сознании подростков как ценности. Особенное неприятие вызывает "активная деятельная жизнь". Не надо думать, однако, что подростки не активны или не деятельны. За этим статистическим фактом, скорее всего, стоит убеждение в том, что своим трудом и талантом нельзя "пробить дорогу в жизни", добиться достойного положения и материального благополучия. или какие они современные подростки?!!
25 Чем же мы пользовались? Сластенин В. А., Чижова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию. – М.: Академия, 2003, 193 с. Коломинская Я. И., Панько Е. А. Учителю о психологии подростка. – М.: Просвещение, 1988, 190 с. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности. – СПб: РЕЧЬ, 2004, 70 с. Ушакова О. Д. Мудрые мысли мудрых людей. – СПб: ЛИТЕРА, 2006, 94 с. Законы МЕРФИ (ЭЛЕКТРОНЫЙ РЕСУРС) Дневник по психолого-педагогической практике (познание подростка): для студентов педагогических колледжей. – Камышлов, КПК, 2005, 82 с.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.