Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемe-ope.ee
1 Предприятие и предпринимательство. Тема 1.
2 План: 1.Понятие предприятия. 2.Виды и формы предприятий. 3.Производственная характеристика и структура предприятия. 4.Предпринимательство: понятие сущность, форма.
3 1.Понятие предприятия. Предприятие - это обособленный технико-экономический и социальный комплекс, предназначенный для производства благ (товаров и услуг).
4 Экономика - это огромное количество хозяйствующих субъектов, создающих товары и услуги: предметы потребления (пища, одежда и т.д.), инвестиционные товары (сырье, станки и т.д.), услуги транспорта, связи, маркетинга и т.д.
5 Общие признаки предприятия: это совокупность определенных средств производства; совокупность работников, объединенных общим процессом труда; совокупность производственных отношений между работниками
6 Только совокупность и единство признаков придают определенность и целостность предприятию как особому, отдельному звену экономической системы.
7 Производственные отношения включают в себя: организационные отношения, обусловленные особенностями технологии производства и разделения труда в рамках данного предприятия (последовательность проведения работ, их упорядочение, взаимодействие); связи, вытекающие и обусловленные отношениями собственности на средства производства - отношения распределения, управления, иной раз и потребления; связи, в которые вступает предприятие с другими экономическими субъектами.
8 Между предприятиями существует конкуренция. Предприятие - первичное звено экономической системы
9 Цель предприятия максимизация прибыли; Из этой главной цели вытекают все остальные, второстепенные цели, например - удовлетворение потребителя наилучшим способом нежели конкурент (только так можно получить прибыль). Конкретные цели и задачи - в уставе предприятия и учредительном договоре.
10 2. Виды и формы предприятий. Классификация предприятий. Предприятия группируются по ряду существенных признаков. Наиболее распространенные классификации - по формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу.
11 По сферам деятельности: предприятия материального производства - промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, строительство; нематериального производства - сфера услуг.
12 По количеству видов производимой продукции: специализированные и многопрофильные. По уровню специализации: предметные (готовый к употреблению продукт), подетальные (подшипники), технологические (определенная стадия технологического процесса - кислота для других предприятий).
13 По формам собственности частные - полностью самостоятельные, независимые, принадлежащие одному или нескольким владельцам, либо со смешанным капиталом, но с преобладанием частного; государственные - чисто государственные или муниципальные, где капитал и управление полностью принадлежит государству, или смешанные, где государство обладает большей частью капитала (свыше 50%) или играет решающую роль в управлении; смешанные.
14 По размерам предприятия подразделяются на малые, средние и крупные исходя из двух основных параметров - численности занятых и объема производства (реализации). К малым относятся те, где средняя численность работников не превышает: - в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30, в оптовой торговле - 50, в научно-технической сфере, сельском хозяйстве - 60, на транспорте, в строительстве и промышленности человек.
15 Преимущества крупных предприятий: разделение труда в рамках предприятия дает рост производительности труда (А. Смит); прогрессивная машинная техника; оптовые скидки на ресурсы; большие средства на разработку и внедрение НТП экономия за счёт постоянных издержек
16 Но при превышении оптимальных размеров – возможны и отрицательные последствия: нарушение производственного единства, снижение уровня управляемости, рост затрат на связь, учет и т.д.
17 По характеру деятельности (производственная и непроизводственная) классификация делит предприятия на производящие материальные блага (потребительские или инвестиционные товары) и услуги. По отраслевой принадлежности - промышленные, сельскохозяйственные, торговые, транспортные, банковские, страховые и т.д. Классификация по признаку доминирующего фактора производства предусматривает трудоемкие, капиталоемкие, материало-, наукоемкие предприятия.
18 По правовому статусу или организационно-правовым формам - в Эстонии различают: коммерческие объединения (товарищества); акционерные общества производственные кооперативы; индивидуальные предприниматели; недоходные объединения.
19 Мелкий бизнес - в последние годы в развитых странах идет тенденция к его росту. Причины: особенности современного этапа НТР, обеспечивающего соответствующую материальную базу для его эффективного функционирования; дифференциация потребительского спроса в условиях растущих доходов населения и преимущественным ростом в связи с этим сферы обслуживания.
20 Преимущества мелкого бизнеса: он динамичнее крупного, легче приспосабливается к изменениям потребительского спроса; облегчает территориальный и отраслевой переливы рабочей силы и капитала; быстрее впитывает достижения НТП, перевооружается, требует меньше капиталовложений, имеет ускоренную окупаемость по отношению к крупным предприятиям; улучшает общую структуру производства, облегчает адаптацию крупного производства к НТП, способствует развитию специализации, освобождает крупные корпорации от мелкосерийного производства, охотнее идет на риск.
21 Производственная характеристика и структура предприятия Основная область деятельности предприятия - производство. Производственные факторы - труд, капитал, сырье и материалы. Виды производства: капиталоемкие (фондоемкие), материалоемкие, трудоемкие (с высококвалифицированным трудом), наукоемкие. Масштабы производства: крупносерийное, серийное, единичное, индивидуальное.
22 Две тенденции технического прогресса: доля живого труда падает, вес овеществленного труда - в машинах и оборудовании - растет; растет роль и значимость живого квалифицированного и творческого труда, особенно связанного с выполнением обслуживающих функций.
23 Предпринимательство: понятие сущность, формы. Предпринимательство близко к труду, но его выделяют в особый производственный фактор производства - в силу его особой роли. Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Предпринимательская способность - это один из производственных ресурсов, влияющих на характер и темпы экономического развития.
24 В состав этого особого производственного фактора включаются -1) предприниматели - владельцы компаний, менеджеры, не являющиеся собственниками фирм, и организаторы бизнеса, сочетающие в одном лице владельца и управляющего. Кроме непосредственных носителей предпринимательских способностей сюда включается вся 2) предпринимательская инфраструктура страны, действующие институты рыночной экономики: банки, биржи, страховые компании, консультативные фирмы и т.п. Также к данному ресурсу относится 3) предпринимательская этика и культура, предпринимательский дух общества.
25 Уникальность предпринимательского потенциала - благодаря ему приходят во взаимодействие остальные экономические ресурсы - труд, капитал, земля, наука. С максимальной эффективностью (для себя и, как следствие, для общества) использовать все прочие производственные ресурсы, стимулировать экономический рост может инициатива, риск и умение предпринимателей, помноженные на рыночный механизм. Именно от реализации предпринимательского потенциала на практике зависит эффективность инвестиций, внедрения НТП, прогрессивных технологий.
26 Предпринимательская способность как ресурс наиболее эффективно реализуется в условиях либеральной экономической системы (но не без определенного госрегулирования - человек слаб!)
27 Т.о., эффективность реализации этого ресурса зависит: от законодательной базы, регулирующей экономическую деятельность; качества ресурса - квалификации и уровня образования, степени ответственности и инициативы, профессионализма, уровня культуры, этики, чувства социальной ответственности за свои поступки. Только исповедуя общечеловеческие ценности можно отличать Добро и Зло в экономической деятельности. Цель - богатство - для себя и... общества (экономический эгоизм, невидимая рука).
28 Предпринимательская способность имеет специфическую оплату - прибыль - плата за организаторские способности по объединению и использованию экономических ресурсов, за риск убытков от использования этих ресурсов, за хозяйственные инициативы (инновации) и монопольную рыночную власть.
29 Она состоит из двух частей: нормальной (как бы минимально необходимый доход предпринимателя) и положительной, «экстра» экономической прибыли (плата за риск, инновации, монопольную власть).
30 Для развития предпринимательства необходимы: система образования, направленная не только на управленческие знания, но и воспитание системы моральных ценностей, предпринимательской этики ( быть жуликом - не выгодно). осознание предпринимательством своей социальной ответственности
31 Это можно сделать только совместными усилиями и стимулированием (не принуждением!) государства совместно с другими общественными институтами (образования, СМИ), направленными на формирование цивилизованных предпринимателей, обеспечение этого процесса законодательно и организационно.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.