Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемedu-importance.ru
1 ВОСПИТАНИЕ и СОЦИАЛИЗАЦИЯ (В свете идей ФГОС)
2 Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы до века Творим по мере наших сил Н.А.Заболоцкий 2
3 Преодоление проблем социализации на основе интеграции основного и дополнительного образования
4 Потенциальные возможности воспитания Воспитание как управление процессом социализации личности Воспитание как управление процессом социализации личности Воспитание как частично управляемая социализация (А.В.Мудрик) Воспитание как частично управляемая социализация (А.В.Мудрик) Выявить функции воспитания по управлению процессом социализации Выявить функции воспитания по управлению процессом социализации
5 Сущность понятий Воспитание - Воспитание - Целенаправле нный процесс Целенаправле нный процесс управления управления развитием развитием личности личности Социализация - Социализация - Личностный Личностный результат воспитания; результат воспитания; субъективный субъективный процесс процесс саморазвития, саморазвития, самоактуализации, самоактуализации, приобретения приобретения социального опыта социального опыта
6 Барьеры социализации возникают с первых дней прихода ребёнка в школу Его воспринимают не как отдельного ребёнка, а вместе со всеми. Его воспринимают не как отдельного ребёнка, а вместе со всеми. Не учитывают подчас особенностей его развития, темперамента, типа нервной деятельности. Не учитывают подчас особенностей его развития, темперамента, типа нервной деятельности. У каждого свой темп восприятия, мышления, свой жизненный опыт. У каждого свой темп восприятия, мышления, свой жизненный опыт.
7 Как известно, первичная социализация осуществляется в семье. Именно здесь складываются первые представления о мире, о добре и зле, здесь ребенок осознает себя.. Преодолению барьеров социализации служат функции воспитания Первая функция - компенсация недостатков первичной социализации. 7
8 Дети из начальной школы, где учителя, как правило, хорошо знают своих питомцев и умеют дойти до каждого, переходят в основную школу. УЧЕНИК И УЧИТЕЛЬУЧИТЕЛЯ Возможен другой барьер -педагогический процесс общеобразовательной школы формирует у определенной части школьников феномен «выученной беспомощности». 9
9 УЧИТЕЛЯ УЧЕНИК И сильные слабые средние В этих условиях даже самые умелые и добросовестные педагоги вынуждены опираться на сильных и помнить о том, чтобы не упустить самых слабых. И в каждом классе формируется «благополучная» середина, успевающая на твердую тройку. Как преодолеть выученную беспомощность? Большое число учеников в классе. Экономические трудности вынуждают учителя брать непомерную часовую нагрузку. 10
10 Создание каждому ученику ситуации успешности. А для этого - включение его в ту деятельность, которая позволит ему самореализоваться, почувствовать себя значимым для других. Особенно актуальным становится тезис Л.И.Новиковой: создать каждому «эффект старшего друга», не обязательно это должен быть старший по возрасту. 11
11 «Эффект старшего друга» состоит в том, что у каждого должен быть человек, с кем он может посоветоваться, кому готов открыть самое тайное, в надежде, что тебя поймут и. если надо, помогут Хорошо, если таким «старшим другом» будет кто-нибудь из родителей, близких родственников, учителей, педагогов дополнительного образования 12
12 Следующая функция по преодолению проблем социализации личности - предупреждение или коррекция детских комплексов: Учащийся неуверен в себе из-за неуспешности в учебной деятельности; испытывает дискомфорт из-за недоброжелательного отношения сверстников, физических недостатков все это и вызывает детские комплексы и может привести к формированию выученной беспомощности, препятствовать самоактуализации и самоутверждению личности. неудовлетворенности своим внешним обликом (слишком маленький, очень высокий, толстый, медлительный и т.п.) 13
13 ПРОБЛЕМЫ ОДАРЁННОЙ ЛИЧНОСТИ Проблемы общения Проблемы общения Неадекватное восприятие сверстниками Неадекватное восприятие сверстниками Неумение презентовать себя Неумение презентовать себя Неготовность к актуализации творческого потенциала в нестандартной ситуации Неготовность к актуализации творческого потенциала в нестандартной ситуации
14 КОМПЕНСАТОРНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СИСТЕМЫ УДОД Индивидуальный темп развития Индивидуальный темп развития Преодоление проблем межличностных отношений Преодоление проблем межличностных отношений Развитие ккоммуникативной компетентности в разносторонней социально значимой деятельности Развитие ккоммуникативной компетентности в разносторонней социально значимой деятельности Создание условий для развития одарённых в техническом, художественном творчестве, в экологической, экономической, управленческой деятельности Создание условий для развития одарённых в техническом, художественном творчестве, в экологической, экономической, управленческой деятельности
15 Особую значимость приобретают функции воспитания, связанные с открытостью, синергетичностью образовательного пространства, основанные на взаимодействии с социальной средой. Связь с социумом предполагает две разнонаправленные функции воспитания. С одной стороны, связь с социальным окружением предполагает активное использование потенциальных ресурсов социальной среды для обогащения социального опыта детей. 18 Задача: организация муниципальной образовательной среды
16 Организация единого социализирующего пространства муниципального района Общеобразовательные учебные заведения Учреждения дополнительного образования детей (опыт интеллектуального, технического, художественного творчества, делового взаимодействия и др.) Администрация района (создание условий социализации ) Учреждения культуры (опыт поиска необходимой информации, восприятия художественных произведений, коммуникативной деятельности) Детские общественные организации (опыт социальной активности, проявления самостоятельности, управления) Спорткомплексы (развитие потребности занятий спортом, опыт выбора видов спорта) Муниципальная служба (психолого-педагогическая и практическая подготовка учителя)
17 С другой стороны,, необходимо предупредить и по возможности нивелировать влияние негативных факторов социальной среды..Задача: выявить факторы социальной среды, негативно влияющие на учащихся, и сформировать нравственную устойчивость детей к их воздействию. 20
18 Не критикуя низменные, с нашей точки зрения, пристрастия, предпочтения учащихся, приобщить их ко всему богатству народной, национальной культуры, истинным образцам художественного творчества, расширяется кругозор учащихся и поощряется вдумчивое, избирательное отношение к тому, что преподносит социальная действительность. При этом приобретает значение принцип регионализации, проявляющийся в опоре на трудовые и художественные народные традиции, в приобщении к искусству мастеров, к народной педагогике. Только в этом случае мы воспитаем не потребителей прекрасного, а ценителей, трансляторов, хранителей и создателей культурных ценностей. Что можно противопоставить негативному влиянию среды в процессе воспитания? 34
19 Пусть ориентиром для Вас будет мысль Сократа: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить!» 23
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.