Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемffm.taba.ru
1 Тема 2. Философия и теория исторического процесса
2 Античный мир : возникновение исторической науки Геродот ( гг. до н. э.) Фукидид ( гг. до н. э.) В отличие от поэтов, воспевающих исторические события с преувеличениями и прикрасами, и прозаиков, сложивших свои рассказы в заботе о приятных впечатлениях для слуха, историк должен искать истину. Основной причиной исторических событий являлась воля великих людей. Другая причина : судьба как нечеловеческая объективная сила, предопределяющая ход и исход событий.
3 Основные идеи в античный период Исторически прогресс ( Гесиод, Демокрит, Тит Лукреций Кар ) Типология форм государственного устройства ( Платон, Аристотель ) Циклическое развитие ( Полибий ) Концепция четырех мировых монархий ( Ассирия, Мидия, Персия, империя Александра Македонского )
4 Августин Аврелий ( ) и начало философии истории Провиденциализм: ход истории представляет собой реализацию божественного плана. Идея о взаимодействии в истории человечества двух градов – земного и небесного, которые различаются по своей ценностной ориентации и высшему предназначению. Земной град составляют люди, желающие жить «по плоти», небесный – живущие «по духу». Два града рассеяны по земле, перемешаны в человеческом обществе, люди не осознают свою принадлежность к тому или иному граду. Борьба двух градов – столкновение добра и зла. Она должна завершиться полным отделением небесного и земного градов. Это произойдет на страшном суде, который положит конец миру и истории
5 Развитие концепции циклизма Джамбаттиста Вико (1668 – 1774) Человеческая история подчинена тем же законам, что и природа. Исторические эпохи: 1) божественный век; 2) героический век; 3) человеческий век. Переход к «вторичному варварству». Стадии развития человечества: 1) звериное состояние; 2) патриархальное общество; 3) аристократическая республика; 4) народная республика; 5) монархия.
6 Разработка периодизации всемирной истории Понятие первобытного общества. Два подхода : результат деградации человека и общества ; более низкая стадия общественного развития. Варварство как переходное состояние. Цивилизация как современное состояние. Виктор де Мирабо, Джон Браун, Никола Антуан Буланже.
7 Периодизация истории цивилизованных обществ Влияние эпохи Возрождения на развитие исторической науки. Три всемирно - исторические эпохи : античность, средние века, новое время. Леонардо Бруни, Флавио Бьондо, Никколо Макивелли, Кристофер Келлер. Выявление эры Древнего Востока.
8 Философия истории французского Просвещения Не познание тайн мира, а служебная функция распространения знаний Источником знания является наука, физика Ньютона. Необходимость достижения историей статуса научности Необходимо изменить подход к истории
9 Основные подходы исторической мысли Просвещения Географический детерминизм ( Монтескье ) Концепция истории Вольтера. Отрицание провиденциализма, антиклерикализм, вера в прогресс. Историк должен заниматься общими вопросами, такими как развитие искусств и ремесел в долговременной перспективе, уровнем нравов, законов и торговли на разных исторических этапах и т. д. Возможность количественного подхода – интерес Вольтера к таким вопросам, как уровень смертности или рождаемости в различные эпохи. Тюрго. Три стадии прогресса разума : теологическая, метафизическая, позитивная. Вольтер ( ) Монтескье ( )
10 Идея прогресса в XVIII веке Жан-Жак Руссо ( ) Маркиз де Кондорсе ( ) Способность человека и общества к совершенствованию является безграничной. Прогресс может быть более или менее быстрым, но никогда не пойдет вспять. Два основных состояния человечества: первоначальное (естественное) и цивилизованное (гражданское). Возникновение государства привело к уничтожению естественной свободы и появлению неравенства.
11 Философия истории немецкого романтизма Шлегель и Новалис Реакция на проект Просвещения Рассмотрение истории в широком культурном контексте. Искусство как выражение человеческой природы преобладает над наукой.
12 Философия истории Гегеля Исторический процесс – самопознание мирового духа Стадии развития духа : субъективный, объективный, абсолютный Тождество мышления и бытия, законы мышления и бытия одинаковы, следовательно возможность познания субъектом объекта гарантирована Движение духа к самому себе – движение к свободе В истории существуют законы, и она целесообразна Главная роль в истории – народный дух, а не индивидуальный. Народ, а не личность – субъект исторического процесса Неравномерность и неравенство развития народов Возвратно - поступательный характер исторического прогресса Георг Гегель ( )
13 Фридрих Ницще. История как искусство Философия истории – попытка раскрыть первичный миф, который сохраняется в последующих изменениях культуры. Наука видит только совершившееся и историческое и не видит существующего и вечного. Внеисторическое состояние порождает всякое великое деяние Рационализация истории, господство объективного подхода ведет к кризису Обретение свободы путем отрицания трансцендентных ценностей - сверхчеловек Фридрих Ницше ( )
14 Баденская школа неокантианства История – загадочный феномен, который необходимо разгадать. Важность воображения и неповторимости каждого события Метод естествознания – генерализирующей, метод истории – индивидуализирующий Историческая психология – важная составляющая исторического знания История как наука работает с понятиями. Историк останавливает внимание только на тех объектах истории, которые воплощают культурные ценности или связаны с ними Понимание ( Дильтей ) Жизненный мир как феномен сознания ( Гуссерль ) Традиция как источник понимания истории ( Гадамер )
15 Циклические концепции истории. О. Шпенглер Вживание, созерцание, сравнение – путь познания истории Субъекты исторического процесса – великие культуры ( западная, античная, индийская, вавилонская, китайская, египетская, арабская, мексиканская ) Культура переживает возрасты : детство, юность, зрелость, старость. Цивилизация – конец культуры, превращение организма в механизм Освальд Шпенглер ( )
16 Циклические концепции истории. А. Тойнби Каждая цивилизация начинается с ответа на вызов, сначала природной, а затем человеческой среды Пять стадий развития цивилизации : рождение, рост, надлом, распад, гибель Главный двигатель роста – активное творческое меньшинство Распад начинается с деградации творческого меньшинства и сопровождается ростом внутреннего пролетариата ( маргинальных групп ). Арнольд Тойнби ( )
17 Многолинейные концепции истории К. Ясперса История – своеобразные и неповторимые события Истории несвойственна длительность. История – переход к вечности, к тому, с чем человек соизмеряет дела и ценности. Прошлое не завершено и продолжает жить. В нем заключено больше, чем из него извлечено рациональными методами. Значение и смысл истории можно лучше понять, наблюдая человека в его великих творениях. Историк – поэт, который в настоящем видит вечное и непреходящее. Этапы истории : доистория, великие культуры древности, осевое время, научно - техническая эпоха Карл Ясперс ( )
18 Школа « Анналов » Журнал « Анналы экономической и социальной истории », основанный Марком Блоком и Люсьеном Февром в 1929 г. История массовых явлений, ставящие широкие проблемы и использующая междисциплинарные методы Изучение социальных групп и структур, от семьи до цивилизации Социальная психология Субъекты исторического процесса : постоянства, структуры и коньюнктуры Предмет истории – люди, их сознание и взаимоотношения, социальные связи Марк Блок ( ) Люсьен Февр ( ) Фернан Бродель ( )
19 История повседневности. Школа « Анналов » История повседневности как макроконтекста жизни людей. Структуры повседневности включают человеческую психологию и каждодневные практики, и являются неотъемлемой частью экономики Изучение человеческого сознания, психологии, поведения для понимания духа эпохи
20 Повседневность и микроистория. Германская и итальянская историография Сборник « История повседневности. Реконструкция исторического опыта и образа жизни » ( Германия, е гг.); научная серия «Microstorie» ( К. Гинзбург, Д. Леви, Италия, 1980 г.) От изучения государственной политики и глобальных структур – к изучению малых жизненных миров. В центре – изучение жизненных проблем тех, кто остался безымянными в истории. Изучение несостоявшихся возможностей, случайных обстоятельств состоявшегося выбора Исследование не столько обычного опыта, сколько опыта экстремального выживания в условиях войн, революций и т. д.
21 Постмодернистская модель истории Приоритет лингвистической составляющей. Важно « как » описывать прошлое, а не « что ». Историки должно говорить не о том, что есть событие или процесс, а о значении слова, которые историк употребляет для их обозначения. Проблема истины – проблема значения и формы описания
22 Аналитическая философия история Артура Данто Корпус исторических объяснений – совокупность « повествовательных предложений » Специфика « повествовательных предложений » состоит в том, что их автором является историк, знающий будущее по отношению к прошлому, которое он описывает Наложение разных времен друг на друга – условие возможности исторического текста
23 Нарративная философия истории Хейдена Уайта Исторический текст должен оцениваться с точки зрения лингвистических достоинств и недостатков, на основе критериев, принятых в литературоведении. Написание истории – не вторичная операция, а конституирует понимание истории Автор посредством текста организует фактический материал не на основе принципов, вытекающих из проблематики, а посредством исторического воображения, включающего субъективные предпочтения и ценности Анализ исторических текстов с помощью системы тропов ( стилистических форм ): иронии, метафоры, метонимии и синекдохи.
24 Семинар 1. Особенности российского исторического процесса Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. - rdn015.htm rdn015.htm Пайпс Р. Россия при старом режиме. Глава 1. Природные и социальные условия их последствия Милов Л. В. Особенности исторического процесса в России
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.