Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемssvkvsosh.ucoz.ru
1 1 Использование принципа межпредметности в обучении химии как средство развития критического мышления учащихся Использование принципа межпредметности в обучении химии как средство развития критического мышления учащихся Представление педагогического опыта Представление педагогического опыта Сидоренко Светланы Викторовны, учителя химии МОУ «Кваркенская средняя общеобразовательная школа» Кваркенского района Оренбургской области
2 2 Цели образования XXI века: уметь жить; уметь работать; уметь жить вместе; уметь учиться.
3 3 Ни один наставник не должен забывать, что главнейшая его обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, чем передача самого предмета. Ни один наставник не должен забывать, что главнейшая его обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, чем передача самого предмета. К.Д. Ушинский К.Д. Ушинский
4 4 Критическое мышление – Критическое мышление – способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям. способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям.
5 5 Принцип межпредметности – Принцип межпредметности – это принцип обучения, который ориентирован на целенаправленное и систематическое применение межпредметных связей в образовательном процессе для эффективного достижения целей и решения задач обучения это принцип обучения, который ориентирован на целенаправленное и систематическое применение межпредметных связей в образовательном процессе для эффективного достижения целей и решения задач обучения
6 6 Цель моего проекта: Цель моего проекта: исследовать эффективность использования принципа межпредметности в обучении химии для развития критического мышления учащихся исследовать эффективность использования принципа межпредметности в обучении химии для развития критического мышления учащихся
7 7 Задачи исследования: Задачи исследования: изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме; изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме; подготовить методический материал по использованию принципа межпредметности в обучении химии для развития критического мышления школьников; подготовить методический материал по использованию принципа межпредметности в обучении химии для развития критического мышления школьников; подобрать соответствующие методы педагогического исследования; подобрать соответствующие методы педагогического исследования; подобрать диагностический инструментарий для оценивания уровня развития критического мышления учащихся; подобрать диагностический инструментарий для оценивания уровня развития критического мышления учащихся; провести опытно-поисковую работу; провести опытно-поисковую работу; проанализировать результаты исследования. проанализировать результаты исследования.
8 8 Гипотеза моего исследования: развитие критического мышления учащихся будет успешнее, если учебная деятельность организована с учётом реализации межпредметных связей химии с другими дисциплинами. развитие критического мышления учащихся будет успешнее, если учебная деятельность организована с учётом реализации межпредметных связей химии с другими дисциплинами.
9 9 Реализация идеи межпредметной интеграции через принцип межпредметности должна охватывать : через принцип межпредметности должна охватывать все этапы учебного процесса: целевой, содержательный, целевой, содержательный, процессуально - деятельностный, организационно – управленческий, результативно - оценочный. процессуально - деятельностный, организационно – управленческий, результативно - оценочный.
10 10 Наиболее значимые направления реализации межпредметных связей: Химия – биология Химия – биология Химия - экология Химия - экология Химия – география Химия – география Химия - краеведение Химия - краеведение Химия – повседневная жизнь человека Химия – повседневная жизнь человека Химия – информатика Химия – информатика Химия – русский язык Химия – русский язык Химия – литература Химия – литература Химия – история Химия – история Химия – физика Химия – физика Химия - математика Химия - математика
11 11 Применяемые приёмы ТРКМ Кластеры Кластеры ЗХУ ЗХУ «Толстые» и «тонкие» вопросы «Толстые» и «тонкие» вопросы Прием «Верите ли вы?» Прием «Верите ли вы?» Прием «Сравнительная таблица» («Концептуальная таблица») Прием «Сравнительная таблица» («Концептуальная таблица») Стратегия «Чтение текста с Стратегия «Чтение текста с пометками» (инсерт) пометками» (инсерт) Синквейн Синквейн
12 12 По моему мнению, развитию критического мышления способствуют в наибольшей степени следующие общеучебные мыслительные навыки: Умение устанавливать причинно- следственные связи Умение устанавливать причинно- следственные связи Умение выделять главное Умение выделять главное Умение выдвигать гипотезу Умение выдвигать гипотезу Умение доказывать Умение доказывать Все упражнения на развитие критического мышления сводятся к упражнениям на развитие этих операций. Все упражнения на развитие критического мышления сводятся к упражнениям на развитие этих операций.
13 13 Тема «Предмет химии. Химический элемент» Срок проведения - I четверть, 8 класс Установление причинно-следственных связей. 1. Что лишнее и почему? Образование инея на деревьях; ржавление железа; горение свечи; скисание молока; подгорание пищи на сковороде. Образование инея на деревьях; ржавление железа; горение свечи; скисание молока; подгорание пищи на сковороде. Выдвижение гипотезы. 2. Предположите, какие признаки реакций будут наблюдаться при горении бензина? Умение доказывать. 3. Можно ли обвинять науку химию в загрязнении окружающей среды? Выделение главного. 4. Какие свойства позволяют: а) алюминию конкурировать с медью в электронике; б) использовать корунд для точильных камней и наждачной бумаги; в) использовать сахар и ванилин в кондитерских изделиях?
14 14 1. Оценка выполнения диагностической работы При оценке умения я использовала оценочную шкалу: При оценке умения я использовала оценочную шкалу: 5 баллов умение сформировано окончательно; 5 баллов умение сформировано окончательно; 4 балла умение сформировано в основном; 4 балла умение сформировано в основном; З балла умение сформировано частично; З балла умение сформировано частично; 2 балла умение не сформировано 2 балла умение не сформировано
15 15 2. Расчёт показателя качества развития конкретного умения Данный расчет проводится аналогично расчёту СОУ учащихся: О = а·5 + b ·4+ c·3 + d ·2 / а + b + c + d где О качество развития конкретного умения (например, в данном случае умения устанавливать причинно – следственные связи) Данный расчет проводится аналогично расчёту СОУ учащихся: О 1 = а·5 + b ·4+ c·3 + d ·2 / а + b + c + d где О 1 качество развития конкретного умения (например, в данном случае умения устанавливать причинно – следственные связи) а - количество учащихся, выполнивших задание на 5 баллов b - количество учащихся, выполнивших задание на 4 балла c- количество учащихся, выполнивших задание на 3 балла d- количество учащихся, выполнивших задание на 2 балла Аналогично рассчитываются остальные умения О - выдвижение гипотезы О 2 - выдвижение гипотезы О- умение доказывать О 3 - умение доказывать О - выделение главного О 4 - выделение главного
16 16 3. Расчёт показателя качества развития умений в целом П = ((О + О + О + О)/ 4 ) 100 % П = ((О 1 + О 2 + О 3 + О 4 )/ 4 ) 100 %где П - качество развития мыслительных операций в целом, О, О, О,О – общеучебные умения (установление причинно –следственных связей, выдвижение гипотезы, умение доказывать, выделение главного). О 1, О 2, О 3,О 4 – общеучебные умения (установление причинно –следственных связей, выдвижение гипотезы, умение доказывать, выделение главного).
17 17 умения1234 Количество учащихся, получивших 5 баллов балла балла балла 2320 Средний балл 3,73,53,53,7 Качество развития отдельных умений, способствующих развитию критического мышления у учащихся экспериментальной группы в уч. г. (8класс)
18 18 умения1234 Количество учащихся, получивших 5 баллов балла балла балла 1210 Средний балл 3,853,73,73,9 Качество развития отдельных умений, способствующих развитию критического мышления у учащихся экспериментальной группы в уч. г. (9класс)
19 19 умения1234 Количество учащихся, получивших 5 баллов балла балла балла 0000 Средний балл 43,953,93,95 Качество развития отдельных умений, способствующих развитию критического мышления у учащихся экспериментальной группы в уч. г. (10класс)
20 20 умения1234 Количество учащихся, получивших 5 баллов балла балла балла 0000 Средний балл 4,24,1544,2 Качество развития отдельных умений, способствующих развитию критического мышления у учащихся экспериментальной группы в уч. г. (11 класс)
21 21 Рис.1. Динамика качества отдельных умений, способствующих развитию критического мышления
22 22 Рис.2. Динамика качества развития умений в целом
23 23 Учебный год Качественный % знаний % % % % Качественный % знаний учащихся экспериментальной группы за период обучения с 8 по 11 класс
24 24 Вывод: Развитие критического мышления учащихся идёт успешнее, если учебная деятельность организована с учётом реализации межпредметных связей химии Развитие критического мышления учащихся идёт успешнее, если учебная деятельность организована с учётом реализации межпредметных связей химии с дисциплинами естественно- математического. гуманитарного циклов. с дисциплинами естественно- математического. гуманитарного циклов.
25 25 Руководитель РМО учителей химии на семинаре для молодых специалистов района
26 26 Обобщение и распространение опыта С 2007 г. - активный автор сообщества учителей химии на портале «Сеть творческих учителей» при ACADEMIA ИПК и ППРО. С 2007 г. - активный автор сообщества учителей химии на портале «Сеть творческих учителей» при ACADEMIA ИПК и ППРО.
27 27
28 28
29 29 Обобщение и распространение опыта Материалы урока по теме «Железо и его соединения» опубликованы на Фестивале педагогических идей «Открытый урок » Материалы урока по теме «Железо и его соединения» опубликованы на Фестивале педагогических идей «Открытый урок »«Железо и его соединения» «Железо и его соединения»
30 30
31 31 Обобщение и распространение опыта Принимала участие во II Всероссийском конкурсе педагогического мастерства «Мой лучший урок», Принимала участие во II Всероссийском конкурсе педагогического мастерства «Мой лучший урок», посвящённому 175-летию со дня рождения Д.И.Менделеева посвящённому 175-летию со дня рождения Д.И.Менделеева (естественно-научное направление). (естественно-научное направление). Работа вышла в финал, который состоится в Москве с 15 по 22 марта 2008 года. Работа вышла в финал, который состоится в Москве с 15 по 22 марта 2008 года.Работа
32 32
33 33 Распространение опыта Разработаны методические рекомендации и опубликованы на сайте Материалы уроков по темам «Практическая работа «Приготовление растворов с определённой массовой долей растворённого вещества», «Расчёты по уравнениям нескольких последовательных реакций. Сравнение количественных данных нескольких процессов», «Аллотропные модификации кислорода», «Аллотропные модификации углерода», «Железо и его соединения» опубликованы на сайтах Разработаны программы элективных курсов «Химические вещества в повседневной жизни человека», «Решение задач повышенного уровня сложности по общей и неорганической химии», «Социальная экология».
34 34 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.