Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемyabloko.ru
1 Мужчины и женщины в иерархии управления: количественные и качественные оценки
2 Представленность женщин на позициях руководителя Доля женщин среди руководителей всех уровней составляет 39%, в том числе: - на государственных предприятиях – 44% - на российских негосударственных предприятиях - 32% -на иностранных предприятиях – 27% Доля женщин среди предпринимателей (по группе «работодатели») – 37%, в том числе: - среди предпринимателей (владельцев предприятий, фирм) - 33% - среди предпринимателей без образования юридического лица - 49%. Динамика: за гг. численность женщин-работодателей увеличилась на 16%, в то время как численность работодателей-мужчин сократилась на 3%. Доля женщин на руководящих должностях в системе государственной службы: - на государственных должностях госслужбы субъектов РФ - 31% -на государственных должностях федеральной госслужбы – 13% Доля женщин в высшем эшелоне власти: - в составе действующего правительства страны – 0 - в числе глав субъектов РФ (губернаторов, глав национальных автономий) - 1 женщина - в составе верхней палаты парламента (Совета Федерации) - 4% - в составе нижней палаты парламента (Госдумы РФ) - 9,8% (по сравнению с составом Госдумы первого созыва представленность женщин снизилась на 4%). - в числе депутатов законодательных собраний субъектов РФ - 9%.
3 Доля мужчин и женщин в общей численности работников госслужбы (по каждой группе) по категориям должностей и по ветвям власти, %
4 Доля женщин, занимающих руководящие должности на госслужбе по категориям и ветвям власти (общая численность женщин на госслужбе = 100%)
5 Представленность женщин на топ-позициях в крупных российских компаниях За период с 2000 года по 2004 год доля женщин - руководителей в российских компаниях в целом выросла почти вдвое. Доля компаний, где женщины вообще присутствуют на топ-позициях по результатам разных исследований составляет 37-47%. Среди топ-менеджеров на долю женщин приходится 10-11%. в иностранных фирмах - 13% в российских компаниях - 9% Доля женщин: среди Генеральных директоров - 3-6% среди членов Правления – 11-16% среди членов Совета директоров – % По направлениям деятельности наибольшая доля женщин фиксируется: среди директоров по кадрам – 53%, среди директоров по праву – 33%, среди директоров по экономике – 25% среди финансовых директоров – 19%.
6 Разрыв в заработной плате мужчин и женщин на руководящих должностях В целом средняя зарплата женщин составляет 64% от средней зарплаты мужчин. В группе руководителей предприятий, организаций – 59% В группе руководителей всех уровней, включая руководителей среднего звена – 67% В группе специалистов высшего уровня квалификации – 73% В группе руководителей государственной службы – 90%
7 Теории, объясняющие сегрегацию на рынке труда 1.Теории, которые на первый план выдвигают индивидуальные факторы. более низкое положение женщин в системе занятости является результатом действия рыночных законов – женщины сознательно решают не делать инвестиций в человеческий капитал, то есть не тратить время и силы на профессиональную подготовку и приобретение опыта. (теория человеческого капитала). наличие биологических, имманентно присущих различий качеств и способностей полов. Работники разного пола обладают разными качествами, которые позволяют им лучше справляться с разными видами работ. Женщинам более присущи усидчивость, исполнительность, кропотливость и аккуратность в противовес к склонности к риску, инновациям, творческим порывам, которые приписываются другому полу. 2. Теории, которые опираются на структурные факторы и ограничения (гендерные стереотипы). социальные нормы (ожидания) относительно роли мужчины и женщины в семейной жизни заставляют выбирать соответствующее место в профессионально - квалификационной структуре экономики. Общество против того, чтобы женщины занимали где-либо доминирующие, руководящие позиции. наличие корпоративных правил и стереотипов, которые отражают правила профессионального сообщества, сформированного по принципу мужских социальных сетей, увеличивает издержки женщин на встраивание в эти сети. женщины проигрывают конкурентную борьбу с мужчинами за позиции руководителей из-за того, что несут большую семейную нагрузку, у них остается меньше времени для трудовой деятельности
8 Данные об исследовании Исследование «Расчет и анализ индекса развития деловой среды России» проведено Институтом управления социальными процессами ГУ – Высшая школа экономики по заказу общероссийской общественной организации «Деловая Россия» в июне 2006г. Фокус исследования - восприятие и конструирование деловой среды самими предпринимателями Объект изучения - представители российского регионального частного бизнеса (владельцы бизнеса и представители топ-менеджмента). Метод сбора информации - анкетный опрос в 13 регионах России (Москва, Санкт- Петербург, Брянская область, Свердловская область, Воронежская область, Пермская область, Ростовская область, Краснодарский край, Рязанская область, Костромская область, Новосибирская область, Иркутская область, Псковская область). Объем выборочной совокупности респондентов. В исследовании использовалась многоступенчатая стратифицированная выборка, равно распределенная по регионам и типам населенных пунктов и пропорционально распределенная по параметрам стратификации: размер предприятия и отрасль. Выборка рассчитывалась исходя из данных Росстата для каждого региона РФ.
9 Социально – демографические характеристики группы топ-менеджеров, владельцев и совладельцев негосударственных предприятий (по данным опроса «Индекс развития деловой среды», количество опрошенных человек).
10 Сравнительный анализ мнений мужчин и женщин руководителей о различных аспектах деловой среды 1. В целом, по интегральным оценкам респондентов различных аспектов деловой среды выраженных гендерных различий не наблюдается, то есть пол топ- менеджера «не значим». Дифференцирующими в большей степени являются иные факторы: регион, тип и размер бизнеса, размер населенного пункта, где располагается бизнес. 2. Сравнительный анализ мнений мужчин и женщин по оценке отдельных ситуаций и социальных институтов показывает небольшие отличия, демонстрирующие более «неуютное» положение женщин – руководителей в бизнесе. общий уровень социального самочувствия женщин-руководителей несколько ниже, чем у мужчин женщины - руководители более пессимистично оценивают перспективы развития собственного бизнеса по сравнению с мужчинами женщины-руководители более критичны в оценке институциональных условий ведения бизнеса (оценка действий властей всех уровней в интересах бизнеса). женщины-руководители реже мужчин включены в деятельность общественных предпринимательских ассоциаций, объединений, союзов (23% против 27%, соответственно). У них ниже готовность оказывать поддержку (в том числе финансовую) подобным объединениям (16% против 24%). женщины-руководители реже включены в благотворительные практики.
11 Сравнительный анализ мнений мужчин и женщин руководителей о различных аспектах деловой среды
12 Использованные источники: 1.Баскакова М.. Динамика занятости предпринимательской деятельностью женщин и мужчин в современной России (рукопись). 2.Женщины и мужчины России, Стат. сб. Росстат. М.: Конева Е. Лидерство женщин – есть ли для нас пространство. Женщины в бизнесе. / Доклад на Втором российско-американском саммите женщин-лидеров бизнеса. Москва.: Повышение конкурентоспособности женщин на российском рынке труда. Аналитический доклад. ЦИРТ, Институт экономики РАН, Результаты единовременного статистического обследования организаций о средней начисленной зарплате по категориям персонала и профессиональным группам работников. Росстат, окт Рощин С.Ю., Солнцев С.А. Кто преодолевает «стеклянный потолок»: вертикальная гендерная сегрегация в российской экономике: Препринт WP – М.: ГУ ВШЭ, Рощин С., Солнцев С. Рынок труда топ-менеджеров: между внешним наймом и внутренним продвижением. // Российский журнал менеджмента. Т.3, 4, Сбалансированность совета директоров: роль женщин в управлении компанией. Материалы международной конференции, Москва, Труд и занятость в России. 2005: Стат.сб. Росстат. M., Черкаев Д. Гендерное равенство в корпоративном управлении. Базовое исследование при поддержке Schulich School of Business, York University (Торонто, Канада) и Канадского Агентства по Международному развитию (CIDA), Чирикова А. Женщина во главе фирмы / РАН. Ин-т социологии. М.: Adapting to Russias new labour market / Ed. by S. Ashwin. Routledge Gender, state and society in Soviet and post-Soviet Russia // S.Ashwin (ed.) London and New York: Routledge PP Kozina I. The Significance of Gender Stereotypes in the Russian Labour Market // Gender Transitions in Russia and Eastern Europe/ Ed. By I. Asztalos. Forlags ab Gondolin p
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.