Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемсвфу.рф
1 ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ГОУ ДПО «ИПКСПО» САНКТ – ПЕТЕРБУРГ 2011
2 ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН, МОДУЛЕЙ, ПРАКТИК И ВСЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
3 ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Объектами технологизации в образовательной деятельности должны выступать: цели, содержание, организационные способы восприятия, переработки и представления информации, формы взаимодействия субъектов образовательной деятельности, процедуры их личностно- профессионального поведения, самоуправления и творческого развития
4 ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Продуктами технологизации образовательного процесса (с точки зрения обучающегося) могут выступать личностные социально – и профессионально значимые алгоритмы и стереотипы поведения, мерой целесообразности эффективности которых служит успешность и конкурентоспособность выпускников образовательных учреждений
5 ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Естественные границы технологизации, за которыми она превращается во зло, определяются и детерминируются социокультурными ценностями, принятыми в обществе, конкретном учебном заведении и разделяемыми каждым преподавателем
6 ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Признаками технологичности образовательного процесса являются: детальное описание образовательных целей; поэтапное описание (проектирование) способов достижения заданных результатов – целей; системное применение психолого-педагогических и технических средств представления, восприятия, переработки учебной и социо – культурной информации; системное использование обратной связи с целью корректировки и оценки эффективности образовательного процесса; гарантированность достигаемых результатов; воспроизводимость процесса вне зависимости от мастерства педагога; оптимальность затрачиваемых ресурсов и усилий.
7 ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Проектирование образовательного процесса любого типа, как уже отмечалось, – одно из наиболее трудоемких и одновременно ответственных видов деятельности педагога. В этом контексте преподаватель рассматривается не только как специалист в предметной области, но и прежде всего как педагог-менеджер и режиссер, как лицо, несущее личную духовную ответственность перед обучаемыми и самим собой.
8 ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Что означает технологизация учебного процесса для преподавателя, проектирующего этот процесс? Что должно изменяться в нем самом и стиле его работы?
9 ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Последствие 1. Бездумное обучение в смысле обучения без включения всего интеллектуального потенциала человека должно просто исчезнуть, значит преподаватель должен не только научиться думать самостоятельно, но и уметь организовывать мыслительную деятельность студентов. А это требует дополнительной его подготовки
10 ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Последствие 2. Обучение, построенное только или преимущественно на передаче информации, должно быть заменено или существенно дополнено обучением деятельностью и в деятельности, ориентированной как на настоящее, так и на будущее. Меняется статус преподавателя: передатчик информации превращается в менеджера учебного процесса.
11 ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Последствие 3. Меняется содержание образования: не информация о деятельности плюс немного деятельности, а деятельность, основанная на информации. При этом в качестве содержания образования выступает и социокультурный контекст, в котором осуществляется жизнедеятельность человека. Важно отметить, что преподаватель, не имеющий собственного практического профессионального опыта вряд ли сможет качественно организовывать и учебную деятельность по освоению профессии.
12 ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Последствие 4. Изменяются формы взаимодействия обучающих и обучаемых, а также обучаемых между собой. Поскольку деятельность является содержанием обучения, требуются новые формы его организационного освоения. На смену традиционным приходят формы активного, инновационного обучения: игры, анализ конкретных ситуаций, разыгрывание ролей, разновидности дискуссий, тренинги, самостоятельная и исследовательская работа
13 ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Последствие 5. Изменение целей, содержания и форм обучения оказывает существенное влияние и на характер общения преподавателя и обучаемого, на атмосферу их взаимодействия. Партнерство, равенство личностей в выборе, поступках, ответственности, положительный эмоциональный фон – все это становится перманентной доминантой отношений
14 ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Не случайным представляется появление нового направления в менеджменте, которое возникло во второй половине 80-х годов – управление технологическими ресурсами или технологического менеджмента. Управление технологическими ресурсами включает три функции – оптимизацию, обогащение и защиту технологического потенциала, для выполнения которых необходимо опираться на три вспомогательных инструмента – инвентаризацию технологического достояния, его оценку и постоянное наблюдение за внешней средой
15 ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Технологичность образовательного процесса рассматривается и как один из показателей качества и оценки деятельности образовательного учреждения и образования в целом, обеспечивающих его экономическую эффективность и гуманистическую направленность. В этом контексте она выступает и как норма проектирования образовательного процесса
16 ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Технологический подход к образованию предполагает наличие обобщающих данных о существующих психолого-педагогических концепциях и теориях организации образовательного процесса, а также банка конкретных образовательных технологий, систематизированных и описанных в форме, удобной для практического использования управленцами в образовании и педагогами всех уровней образовательной системы. Частичному решению именно этой задачи посвящены следующие разделы данной работы, в которых предлагается определенный подход к проблеме технологизации образовательного процесса.
17 ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В качестве методологических ориентиров технологизации образовательного процесса, реализуемой уже на этапе проектирования рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик в составе ООП, выступают: маркетинг как инструмент отражения социально- экономического контекста жизнедеятельности людей, изучения потребностей;
18 ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА культура как системообразующий фактор, отражающий духовный контекст жизнедеятельности общества и конкретных людей
19 ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА личностная ориентация как выражение гуманистической направленности и доминирующей системы ценностей в образовании, обществе и государстве
20 ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА модульность как принцип структурирования содержания образования и конкретной учебной информации
21 ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА активное обучение как организационного инварианта взаимодействия субъектов образовательного процесса
22 ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА профессиональный контекст как способ задания целей профессионального развития
23 ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Образовательные технологии – это процесс и результат создания(проектирования) адекватной потребностям и возможностям личности, системы социализации, личностного и профессионального развития человека в образовательном учреждении, состоящий из специальным образом сконструированных под заданную цель методологических, дидактических, психологических, интеллектуальных, информационных и практических действий, операций, приемов, шагов участников образовательного процесса, гарантирующих достижение поставленных образовательных целей и свободу их сознательного выбора
24 ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Общепризнанной классификации образовательных технологий в российской педагогике нет, поэтому на основе анализа существующих в науке и практике подходов и собственной концепции предлагается вариант классификации образовательных технологий различного уровня, удобный, на наш взгляд, для использования в практической деятельности преподавателей и управленцев
25 ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА методологические образовательные технологии (на уровне педагогических теорий, концепций, подходов), выступающие в качестве интегральных моделей
26 ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА стратегические образовательные технологии (на уровне организационной формы взаимодействия), ориентированные, как правило, на один параметр образовательного процесса и выступающие как способ достижения стратегических целей
27 ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА - тактические образовательные технологии (на уровне методики, формы и/или метода обучения, приема), являющиеся конкретным способом достижения тактических целей образования в рамках определенной стратегической технологии
28 ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Доминирование на уровне методологической технологии какого-либо конкретного подхода определяется типом учебного заведения (техническое, гуманитарное, педагогическое), целями и содержанием подготовки профессионалов определенных специальностей, приверженностью руководителей и преподавателей к отдельным педагогическим концепциям
29 ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
30 ГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Беседа форма организации занятия, при которой ограниченная дидактическая единица передается в интерактивном информационном режиме для достижения локальных целей воспитания и развития. В зависимости от чередования направлений информационных потоков во времени, различается несколько разновидностей беседы: с параллельным контролем, с предконтролем, с постконтролем и другие
31 ГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Лекция форма организации занятия, в которой укрупненная дидактическая единица передается в экстраактивном информационном режиме для достижения глобальных целей воспитания и локальных целей развития
32 ГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. Педагогическая техника используемые в рамках данной модели обучения средства и приемы в их взаимодействии. Практикум форма организации занятия, в которой весь класс делится на группы (возможны варианты с гомогенными и с гетерогенными группами), группы получают задания на определенное время, по истечении которого отчитываются о результатах, а затем задания циклически меняются от группы к группе.
33 ГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Рассказ форма организации занятия, в которой ограниченная дидактическая единица передается в экстраактивном информационном режиме для достижения локальных целей воспитания и развития. Семинар форма организации занятия, в которой укрупненная или ограниченная дидактическая единица передается в интраактивном информационном режиме для достижения локальных целей воспитания и глобальных целей развития. Система задач совокупность заданий к блоку занятий по изучаемой теме, удовлетворяющая требованиям:
34 ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В рамках образовательной парадигмы технологии соединяются в систему – цели, задачи, структурированный учебный материал, методы обучения, способы усвоения содержания, отработки учений с формами организации учебно-познавательной деятельности, способами контроля, самодиагностики и коррекции усвоения.
35 ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В качестве нормативной основы выступают ФГОС третьего поколения. Для учреждений профессионального образования задаваемые во ФГОСах показатели, с одной стороны, служат определенными точками отсчета для формирования своего авторитета и имиджа, а с другой, – задают своего рода меру свободы, позволяющую гибко реагировать на региональные запросы и конъюнктуру рынка труда
36 ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Остается только научиться этой свободой рационально распорядиться!!!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.