Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемnsportal.ru
1 СМУТА 1598 –1613 «Духовное краеведение Москвы на примере изучения периода «Смутного времени» Часть III
2 Выводы. Смута – социальная катастрофа России, начала «Бунташного» XVII века. Политическая борьба верхов за власть и образ правления, выступления низов превратили Смуту в социальную борьбу. Общество не распалось благодаря национальным и религиозным связям. В отличие от других гражданских войн во Всемирной истории Смута завершилась не установлением нового общественного строя, а восстановлением монархической государственности. Интервенция пробудила чувство патриотизма, национального единства, заставившие объединиться различные слои общества: земщину и казачество, дворян, крестьян и купцов. Народное единство подчеркивается надписью на памятнике Минину и Пожарскому, установленному в 1818 году на Красной площади (скульптор И.П. Мартос): «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».
3 Выводы (продолжение). Смута способствовала возвеличиванию и укреплению в обществе роли служилого человека вообще, городского и московского дворянства в частности. Изменился человек. Его понятия и чувства. Появилось более четкое осознание государства как «общей земли», а не только царской вотчины, т.е. наследственной собственности. Вновь избранному государю для управления народом и государством был необходим Земский собор. Необходимость возвратить города и волости, захваченные поляками и шведами, заставляла воевать. Вся история Московского государства в XVII столетии развивается в прямой зависимости от того, что произошло в период Смуты. Со Смутой окончился в Московском государстве старый порядок и началась новая эпоха.
4 Заключение Патриарх Гермоген умер от голода в подземелье Чудова монастыря 17 февраля 1612 года, не дождавшись прихода II ополчения. В 1913 году был причислен к лику святых. Погребен в Успенском соборе Московского Кремля. Авраамий Палицын выступал за отвергнутый большинством всесословный, народный вариант реформ. Оставил анализ времени Смуты: «Сказание об осаде Троице – Сергиева монастыря от поляков и Литвы, и о бывших потом в России мятежах, сочиненное оного же Троицкого монастыря келарем Авраамием Палицыным». (Впервые издано в Москве в 1784 году). Ушел монахом в Соловецкий монастырь, там и похоронен в 1626году. Минин (полное имя – Кузьма Минич (Минин сын) Захарьев Сухорукий). На другой день после венчания на царство Михаила Федоровича Романова, 12 июля 1613 года, пожалован званием думного боярина и вотчиной. Жил на царском дворе. Умер в 1616 году «во время розысков в казанских местах по случаю восстания татар и черемисов». Погребен в нижегородском Преображенском соборе.
5 Заключение (продолжение). Дмитрий Михайлович Пожарский пожалован в думные бояре. В 1617 – 1640гг. Возглавлял ряд приказов, занимался дипломатической деятельностью. Скончался в 1641 году, похоронен в г. Суздале в Спасо – Евфимьевском монастыре. Мнишек Марина. По низвержении Шуйского ведет переговоры с Сигизмундом о взятии Москвы. Когда москвичи присягнули Владиславу, ей было предложено отказаться от Москвы и ограничиться Самбором и Гродно, на что последовал гордый отказ. Заставила казаков присягнуть ее сыну от Лжедмитрия II – Ивану Дмитриевичу и организовала покушение на Д. Пожарского. Бежала в Рязанскую землю, потом в Астрахань. Была настигнута на Урале московскими стрельцами и в оковах, вместе с сыном, в июле 1614 года доставлена в Москву. Здесь её четырехлетнего сына казнили, а она, по разным источникам, умерла в заточении. Москва в начале XXI веке, как и в начале XVII, - главный город государства. На приведенной ниже карте места исторических событий XVII века соотнесены со станциями современного Московского метрополитена.
7 Общенациональный праздник в честь заступницы Московского государства был упразднен в 1918 году. Возрожден в 2004 году, как национальный праздник « День народного единства», с сохранением даты по новому стилю - 4 ноября.
8 Литература 1. Н.М. Карамзин. История государства Российского т.XII, «Феникс», Ростов-на-Дону, 1994 г. 2. С.М. Соловьев. История России с древнейших времен т. 8, кн. IV, «Издательство социально – экономической литературы», Москва, 1940 г. 3.В.О. Ключевский. Курс Русской истории т. 3, ч. III, «Государственное издательство политической литературы», Москва, 1957 г. 4.Н.И. Костомаров. «Личности Смутного времени» « Воениздат», Москва, 1993 г. 5. Материалы о Д. Пожарском, собранные и изданные Р. Голышевым Владимир, 1885 г. 6. П. Милюков. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI и XVII в.в. « Русская старина», 1911 г. 7. Под ред. Н.А. Гейнике. «По Москве» Изд. М. и С. Сабашниковых, Москва, 1917 г. 8. О. Журин. «По Москве исторической. Казанский собор» Изд. «Пресса», Москва, 1994 г. 9. Под ред. Г.А. Аммона. История России «ИНФРА-М», Москва, 2002 г. 10. Т. Дорошенко. «Преодоление «Великой разрухи» Русского государства» « Наука и жизнь», Москва, 2006 г.
9 конец
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.