Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемkoipkro.kostroma.ru
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Л. Г. Осипова, к. п. н., декан факультета повышения квалификации ОГБОУ ДПО « Костромской областной институт развития образования »
2 Основания для введения ФГОС НОО Федеральный Закон « Об образовании » Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования » от 6 октября 2009 г. 373 ( зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г ). Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден и введен в действие с 1 января 2010 г. приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. 373.
3 Введение ФГОС общего образования уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности
4 4 Итоговая коллегия Минобрнауки РФ г. Руководствоваться при образовательных реформах запросами и реалиями сегодняшнего дня - значит остановиться в развитии. Мы же должны закладывать в стандарты образования модель будущего Итоговая коллегия Минобрнауки РФ г. Руководствоваться при образовательных реформах запросами и реалиями сегодняшнего дня - значит остановиться в развитии. Мы же должны закладывать в стандарты образования модель будущего ФГОС – ориентация на будущее
5 5 Министр образования и науки Российской Федерации А. Фурсенко ( заседание итоговой коллегии Минобрнауки России 19 марта 2011 года ) Школа Базовые интеллектуальные навыки ( чтение, письмо, счет ) Базовые интеллектуальные навыки ( чтение, письмо, счет ) « картина мира » « картина мира » Подготовка к выбору профессии Подготовка к выбору профессии Школа Базовые интеллектуальные навыки ( чтение, письмо, счет ) Базовые интеллектуальные навыки ( чтение, письмо, счет ) « картина мира » « картина мира » Подготовка к выбору профессии Подготовка к выбору профессии Школа 2020 Умение работать с большими объектами информации Умение работать с большими объектами информации Коммуникативные компетенции Коммуникативные компетенции креативность креативность способность переобучаться способность переобучаться Школа 2020 Умение работать с большими объектами информации Умение работать с большими объектами информации Коммуникативные компетенции Коммуникативные компетенции креативность креативность способность переобучаться способность переобучаться Будущее: глобализация, гиперконкуренция, сверхбыстрая смена технологий, интернет, социальная самоорганизация
6 6 Компетенции XXI века установка на инициативу в приобретении компетенций и формировании высокой компетентности готовность и способность к технологическим, организационным, социальным инновациям высокая социальная активность требовательность к исполнению обязательств, ориентация на сотрудничество и взаимную ответственность способность быстро адаптироваться к новым вызовам компетентность в осуществлении социальных взаимодействий, способствующих быстрому распространению опыта и созданию эффектов коллективного действия Компетенции XXI века установка на инициативу в приобретении компетенций и формировании высокой компетентности готовность и способность к технологическим, организационным, социальным инновациям высокая социальная активность требовательность к исполнению обязательств, ориентация на сотрудничество и взаимную ответственность способность быстро адаптироваться к новым вызовам компетентность в осуществлении социальных взаимодействий, способствующих быстрому распространению опыта и созданию эффектов коллективного действия Качественный человеческий капитал – единственное устойчивое конкурентное преимущество любой страны Обобщенный заказ ФГОС: портреты выпускников Начальная школа Основная школа Старшая школа
7 Основные характеристики стандарта новый формат стандарта (рамочный документ); новое методологическое основание (системно-деятельностный подход) новое содержание стандарта (стандарт как совокупность требований); расширение функций и пользователей стандарта.
8 Стандарты - конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством 8 СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность Разработка и реализация ФГОС рассматриваются в качестве предмета солидарной ответственности главных действующих сил образования.
9 Предметные освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира Метапредметные освоенные универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия. Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества Результаты освоения основных образовательных программ Развитие компетентности к обновлению компетенций ФГОС НОО ФГОС НОО Требования к результатам – ведущая, системообразующая составляющая
10 Результаты освоения основной образовательной программы НОО Результаты, подлежащие аттестации(предметные, метапредметные) Результаты, не подлежащие аттестации (личностные) научные знания и представлени я о природе, обществе, человеке, знаковых и информацион ных системах; умения учебно-познавательной,исследовательской,практическойдеятельности;обобщенныеспособыдеятельности; коммуникативны е иинформационныеумения; умение оцениватьобъектыокружающейдействительностисопределенныхпозиций; способнос ть кконтролю исамоконтролю; способнос ть ктворческому решениюучебных ипрактических задач. ценностные ориентации выпускника характери стика социальны х чувств; индивидуал ьные психологичес кие характеристи ки личности
11 Требования к структуре основных образовательных программ ФГОС НОО : П.14. Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно - нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. П.14. Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно - нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
12 В требованиях к структуре основной образовательной программы : зафиксировано наличие частей : обязательной и формируемой участниками образовательного процесса, а также их соотношение – 80% и 20% ( п.15); определены разделы ООП ( п.16) и представлены их характеристики ( п.19); Осуществлена интеграция учебной и внеурочной деятельности ( п.19.3). зафиксировано наличие частей : обязательной и формируемой участниками образовательного процесса, а также их соотношение – 80% и 20% ( п.15); определены разделы ООП ( п.16) и представлены их характеристики ( п.19); Осуществлена интеграция учебной и внеурочной деятельности ( п.19.3).
13 ФГОС НОО Требования к структуре основной образовательной программы Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы ( п.16.) пояснительная записка ; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования ; учебный план начального общего образования ; программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования ; программы отдельных учебных предметов, курсов ; программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования ; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни ; программа коррекционной работы ;. система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы ( п.16.) пояснительная записка ; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования ; учебный план начального общего образования ; программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования ; программы отдельных учебных предметов, курсов ; программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования ; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни ; программа коррекционной работы ;. система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
14 Информационно- методическое обеспечение Кадровое обеспечение Материально- техническое обеспечение 3. ФГОС НОО Требования к условиям реализации основных образовательных программ. Финансово- экономическое обеспечение
15 Общие требования к условиям реализации основной образовательной программы общего образования Должны быть созданы условия, обеспечивающие возможность ( п.22): достижения планируемых результатов всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья, талантливыми и одаренными детьми ; выявления и развития способностей обучающихся, в том числе через организацию их внеурочной, внешкольной, общественно - полезной деятельности ; участия обучающихся, их родителей и других участников образовательного процесса в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся ; организации продуктивной деятельности обучающих и обучающихся, том числе в условиях сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений ; использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа ; эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников ; участия обучающихся в процессах освоения и модернизации внешкольной социальной среды ( села, района, города ) для обогащения опыта социальной деятельности и лидерства ; непрерывного совершенствования профессиональной деятельности работников образования ; эффективного управления образовательным учреждением различных организационно - правовых форм с использованием современных механизмов финансирования. Должны быть созданы условия, обеспечивающие возможность ( п.22): достижения планируемых результатов всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья, талантливыми и одаренными детьми ; выявления и развития способностей обучающихся, в том числе через организацию их внеурочной, внешкольной, общественно - полезной деятельности ; участия обучающихся, их родителей и других участников образовательного процесса в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся ; организации продуктивной деятельности обучающих и обучающихся, том числе в условиях сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений ; использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа ; эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников ; участия обучающихся в процессах освоения и модернизации внешкольной социальной среды ( села, района, города ) для обогащения опыта социальной деятельности и лидерства ; непрерывного совершенствования профессиональной деятельности работников образования ; эффективного управления образовательным учреждением различных организационно - правовых форм с использованием современных механизмов финансирования.
16 ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ООП Условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечиваться информационно - образовательной средой : 1) комплексом информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровых 2) совокупностью технологических средств информационных и коммуникационных технологий ( ИКТ ) 3) системой современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно - образовательной среде
17 укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, коллекциями медиа-ресурсов на электронных носителях; учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования; дополнительной литературой; ОУ должно иметь интерактивный электронный контент по всем учебным предметам, в том числе содержание предметных областей, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться. укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, коллекциями медиа-ресурсов на электронных носителях; учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования; дополнительной литературой; ОУ должно иметь интерактивный электронный контент по всем учебным предметам, в том числе содержание предметных областей, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться. ФГОС: ИОС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОЛЖНА ОБЕСПЕЧИВАТЬ:
18 ПРИМЕР: СТРУКТУРА предметной ИОС «СФЕРЫ» ГЕОГРАФИЯ Учебник с электронным приложением Тетрадь-тренажёр Тетрадь-практикум Тетрадь-экзаменатор Иллюстрированный учебный атлас Контурные карты (с заданиями) Поурочное тематическое планирование Методические рекомендации Навигатор. Материалы в помощь учителю Учебник с электронным приложением Тетрадь-тренажёр Тетрадь-практикум Тетрадь-экзаменатор Иллюстрированный учебный атлас Контурные карты (с заданиями) Поурочное тематическое планирование Методические рекомендации Навигатор. Материалы в помощь учителю Учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс Вспомогательные информационные ресурсы Вспомогательные информационные ресурсы Электронное картографическое пособие «География. Мир» Электронное картографическое пособие «География. Россия» Интерактивные картографические пособия для 6-10 классов Аудиокурс Настенные карты Дополнительные информационные ресурсы Интернет-поддержка УМК Дополнительные информационные ресурсы Интернет-поддержка УМК
19 Таким образом, выбор на системы учебников их Федерального перечня, сам по себе, абсолютно не гарантирует выполнения требований ФГОС. Это только первый шаг на пути к анализу реальной образовательной ценности системы учебников, поскольку подавляющая часть требований ФГОС реализуется отнюдь не учебником, а его шлейфом, в котором постоянно увеличивается доля и роль электронной составляющей
20 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 1) ВЫБОР ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПЕРЕЧНЯ СИСТЕМ УЧЕБНИКОВ 2) АНАЛИЗ КАЖДОЙ ИЗ СИСТЕМ УЧЕБНИКОВ НА ПРЕДМЕТ ИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМНОСТИ ( ОСНАЩЕННОСТИ « ШЛЕЙФОМ » В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ) 3) АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СИСТЕМЫ 4) ВЫБОР СИСТЕМЫ, РЕАЛЬНО ПОЗВОЛЯЮЩЕЙ РЕАЛИЗОВАТЬ ТРЕБОВАНИЯ ФГОС 5) ОБУЧЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ НОВЫМ МЕТОДИКАМ РАБОТЫ С ВЫБРАННОЙ СИСТЕМОЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
21 Нормативные документы Приказ МО РФ от 26 ноября 2010 г. N 1241 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования » утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373» Приказ МО РФ от « Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений » Приказ МО РФ от 24 декабря 2010 г « Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных ( допущенных ) к использованию в ОУ, реализующие образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на учебный год » Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от г. N 189 « Об утверждении СанПиН « Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях »
22 Критерии готовности ОУ к введению стандарта разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения;основная образовательная программа начального общего образования нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.); приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения; определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования; разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ;
23 Критерии готовности ОУ к введению стандарта определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей); разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС; осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования); обеспечены кадровые, финансовые, материально- технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.