Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемviro.edu.ru
1 Реализация компетентностного подхода в процессе решения математических задач Заместитель директора МОУ «Общеобразовательный лицей АМТЭК» Л.А.Селяничева
2 Принципы компетентностного подхода : смысл образования - развитие у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт обучающихся ; содержание образования – дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем, достигнутых обучающимися на определенном этапе обучения ; организация образовательного процесса – создание условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования ; оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения.
3 Вариативные показатели компетенций обучающихся Интеллектуальные компетенции : наличие потребности учащихся к познавательной деятельности ; умение ориентироваться и пользоваться различными информационными источниками для получения новых знаний ; владение дидактическими умениями и навыками образовательной деятельности ; сформированное целостное представление о картине мира, выбор собственной мировоззренческой позиции ; умение выявить закономерности, лежащие в основе изучаемых наук, норм, правил общественной жизни. Общекультурные компетенции : формирование ценностных оснований гуманистического характера ; умение выявлять, оценивать различные явления действительности с опорой на ценностные основания ; глубокое уважение к людям, бережное отношение к национальным традициям ; формирование способности действовать в окружающем микросоциуме в соответствии с этическими и эстетическими нормами и правилами поведения.
4 Методологические компетенции : умение исследовать, анализировать, классифицировать, систематизировать, обобщать явления действительности, научные знания ; владение методами научного познания окружающего мира ; формирование навыков самоопределения, имеющих значение для решения проблем в любых видах деятельности ; умение проектировать и планировать собственную деятельность – познавательную, социальную, профессиональную ; развитие рефлексивных способностей, самоанализа, самоконтроля своих интересов и возможностей. Коммуникативные компетенции : знание о средствах, способах, закономерностях общения ; владение средствами предупреждения и разрешения конфликтов в жизненной ситуации ; знание психологических особенностей личности, законов и закономерностей личностного развития ; прогнозирование и оценивание последствий развития конфликтных ситуаций в быту, обществе, школе, в общении со сверстниками ; саморегуляция собственного поведения в рамках норм коммуникации.
5 Параметры результативности обучения математике общее развитие личности ( алгоритмическая деятельность, логико - дедуктивное мышление, визуально - образное мышление, математическая речь и символика ); объем научных знаний ( предметные знания, широта и качество знаний, динамика индивидуального усвоения знаний, глубина знаний в выбранном разделе ); продуктивная деятельность ( развитие творческих способностей, самостоятельность, способность к обобщению, способность ориентироваться в новой ситуации, прикладная направленность обучения, способность к моделированию, исследование результата, самоконтроль ).
6 Диагностика результативности работы над задачей 1.Определение целей и функций задачи с учетом формируемых навыков, мыслительных умений, места в курсе, в теме, на уроке; особенностей учащихся; приобретенных ранее навыков; с учетом допускаемых ошибок; трудностей, испытываемых учащимися. 2.Принятие цели детьми 3.Учет условий, влияющих на эффективность решения задачи: подбор предварительных упражнений; привлечение внимания, обеспечение необходимой мотивации; оптимальные временные рамки; четкая организация работы учителя и учащихся, определение функций учителя и ученика при решении задачи
7 4. Процесс работы над задачей: выбор этапов решения оптимален для достижения цели; используемые учителем методы и приемы в процессе работы над задачей способствуют продуктивности, активизации учебно- познавательной и учебно-практической деятельности; характеристика выводов и логических рассуждений (наличие обобщений, сравнений, анализа, его глубина); подбор наводящих вопросов; характер самостоятельности учащихся; наличие закрепления; приемы стимулирования активности, осуществление дифференцированного подхода к решению задач; специальные способы работы, расчитанные на пассивных учащихся; анализ ситуации; используемые приемы контроля, наблюдение за процессом решения; отслеживание, анализ результата, роль учащихся в этом вопросе, подведение итогов, определение путей коррекции.
8 5. Оценка деятельности учащихся: уровень активности, внимания, работоспособности; понимание учащимися материала (наличие вопросов на уточнение, адекватность ответов, учет активности); доля самостоятельности учащихся; правильность выполнения действий, демонстрация знаний; продуктивность деятельности учащихся. 6. Степень достижения результата в соответствии с поставленной целью.
9 Этапы подготовки школьников к решению задач 1. Обучение анализу условия. Знакомство с понятиями : Величина. Отношения между величинами. Методы сравнения однородных величин. Сравнение и упорядочивание объектов по разным признакам : длине, массе, вместимости, площади. Установление зависимостей между величинами, характеризующими различные процессы. Графическая интерпретация условия ( схема, рисунок, таблица ). Анализ условия. Построение модели. 2. Обучение поиску пути решения, составлению плана решения. 3. Обучение проверке решения задачи, установления его правильности. Приемы проверки : прикидка ответа, соотношение полученного результата и условия задачи, решение задачи другим способом, решение обратной задачи ).
10 Приемы преобразования учебного материала Меняется сюжет задачи и ( или ) числовые значения величин задачи. Меняются математические зависимости между величинами, заданными в условии. Добавляются данные в условии задачи при том же требовании задачи. Меняется ( добавляется ) требование задачи при том же условии. Составляются обратные задачи. Составляются задачи с недостающими ( избыточными ) данными. Конструируются исследовательские задачи.
11 Диагностическая карта оценки сформированности ключевых компетенций школьника ФИФИ Работа с текстом задачи Работа над условием задачи Организ аторские умения Коммуникати вные умения Рефлекс ивные умения уме - ние читать текст задачи уме - ние опи - сать ситу - ацию умение анализировать условие задачи уме - ние запи - сы - вать усло - вие в виде схемы черте жа сос - тав - лять план рабо - тать по плану уме ние стро ить мо - но - лог уме - ние участ во - вать в дис - кус - сии ис - поль зова ние тер - мино ло - гии само ана - лиз само конт роль выде лять извес тные вели чины выде лять неиз вест - ные вели чины уста - нав - ли - вать связи меж - ду вели чина ми
12 Лебедев О. Е. Управление образовательными системами. – М., Виноградова Л. В. Методика преподавания математики в средней школе. – Ростов – на – Дону : Феникс, Резанов Р. Формирование компетенции на уроках математики в 5-8 классах // Звездный опыт. – – с.45 – 53 Смирнова А. А. Метод варьирования текстовых задач по математике как средство повышения качества знаний учащихся : Диссертация канд. пед. наук : /( РГПУ им. А. И. Герцена ). СПб.,
13 Спасибо за внимание Спасибо за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.