Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемzavuch.info
1 LO GO Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 8» г. Лабытнанги, улица Л.Гиршгорна, 53 А тел\факс – ; ; «Университет педагогических знаний для родителей»
2 Содержание Пояснительная записка, концепция 1 Содержание программы 2 Механизмы, условия реализации программы, программно – методическое обеспечение 3 Приложения 4
3 1. Пояснительная записка Направленность образовательной программы «Университет педагогических знаний для родителей»: социально-педагогическая Вид образовательной программы: авторская Уровень освоения образовательной программы: общекультурный Способ освоения содержания образовательной программы: репродуктивный Семья является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Сегодня перед семьей остро стоит проблема ее дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов по разным причинам, но и системы «родители - ребенок», взаимным отчуждением детей и родителей. Семья зачастую не выполняет своих воспитательных функций: успешной социализации детей, обеспечения психологического комфорта, эмоционального благополучия ребенка. В настоящее время общество как никогда заинтересовано в максимально полном использовании воспитательного потенциала семьи. Сегодня школа и семья развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны – это поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Прежде всего – это падание жизненного уровня большинства семей, отрицательно влияющее на психику детей, увеличение социально-незащищенных детей в связи с тем, что родители больше озабочены материальным положением семьи значительная часть детей, особенно подростков, отдаляется от родителей.
4 Жизнь ребенка – это постепенный процесс взросления. Особенно резко ускоряется этот процесс в подростковом возрасте. Маленький мальчик или девочка получают от родителей и от школы во многом идеализированное представление о мире. Школьник видит мир не столько таким, каким бы он хотел его видеть. Ребенок фиксирует свое внимание на всем лучшем, что сосредоточено в окружающих его людях. И вот тут-то возможны отклонения в психике ребенка. Это может быть связано с тем, что в окружающем мире он не обнаруживает того добра, к которому расположена его душа, которое он сам ищет в мире. Ребенок может ожесточиться и даже возненавидеть такой мир. В другом случае может быть так, что он неожиданно для себя увидит, что реальный мир далек от идеала (реальный мир для ребенка – это в первую очередь его семья и школа). Это чаще всего случается в подростковом возрасте. Подросток может растеряться, утратить веру в добро, и, если родители не помогут ему, не поддержат, не успокоят его, это может привести к беде. В переходном возрасте нарастают нравственный максимализм, требовательность к окружающим и, как следствие, мучения подростка оттого, что окружающие не соответствуют его представлениям (зачастую утрированным) о ценностях бытия. Очень важно быть осторожным, деликатным, мягким в обращении с подростком. Но как часто у родителей не хватает такта, тепла, времени, душевной потребности помочь сыну или дочери разобраться во всех этих запутанных проблемах, разрешить которые не всегда под силу и умудренному знаниями и опытом взрослому человеку. Однако все эти нравственные представления и душевные переживания невозможны в семье, в которой главенствует пьянство. Ведь подросток в такой семье лишен светлых идеалов, ценностных ориентиров в жизни 1. Пояснительная записка
5 Работа школы с родителями учащихся приобретает особую значимость, а ее организация требует от школы определенных усилий. Воспитание и развитие в семье оказывают воздействие на формирование личности, ее индивидуальности, происходит социализация. Взаимодействие семьи и школы значительно обогащает воспитательную атмосферу, вскрывает потенциальные резервы целенаправленного формирования личности, но только в том случае, если оно протекает в целесообразных формах, и если форма взаимодействия изменчива, подвижна и зависит от содержательной стороны контактов между семьей и школой. Значительное место в системе работы учителей с родителями учащихся отводится социально- педагогическому просвещению. Накопление социально- педагогических знаний родителей должно быть связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Одной из форм такого просвещения является университет педагогических знаний. Он помогает вооружить родителей необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит родителей с актуальными вопросами воспитания и социализации с учетом возраста и запросов родителей. Группа в количестве человек, формируется из родителей. Продолжительность занятий с группой – 1 раз в четверть. Срок реализации программы – 1 год. 1. Пояснительная записка
6 Новизна программы Новизна программы заключается в том, что обучение родителей в данной программе обусловлено оказанием социально-педагогической помощи в решении социальных проблем, а так же при разрешении конфликтных ситуаций и обеспечением эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков. Программа «Университет педагогических знаний» для родителей ориентирована на родителей, имеющих детей подросткового возраста, т.к. никакой другой возраст не доставляет столько хлопот взрослым как отрочество.
7 Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Установление контакта с родителями в интересах совершенствования процесса воспитания ребенка; Формирование активной педагогической позиции родителей, через взаимодействие педагогов и родителей; Развитие педагогического мышления, практических умений и навыков родителей в области воспитания и социализации посредством групповых занятий. Отличительные особенности данной образовательной программы заключается в том, что она помогает родителям понять подростка и преодолеть трудности в воспитании и социализации, которые связаны с пубертатом. Участники данной образовательной программы: заместитель директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог, врач, классные руководители и родители. Количество участников в группе человек. Программа рассчитана на 1 год, 1 занятие в четверть. Цель программы: формирование социально - педагогических знаний у родителей в тесном взаимодействии семьи и школы.
8 Направления реализации программы Работа строится по следующим направлениям: Воспитательное Развивающее Воспитательное направление обеспечивает задачи формирования необходимых социально - педагогических знаний и основ педагогической культуры родителей в вопросах воспитания и социализации детей с учетом возраста. Развивающее направление обеспечивает задачи развития педагогического мышления и практических умений родителей в области воспитания ребенка. Формы и методы работы: Беседы Лекции Конференции Занятия с элементами тренинга Деловые игры Оба направления являются взаимосвязанными и взаимодополняемыми, способствуют развитию интереса у родителей к вопросам воспитания, потребности добиться успеха и уверенности в своих силах, развитию познавательной сферы, формированию навыков педагогического взаимодействия. Программа предусматривает проведение лекций специалистами, приглашенными из различных организаций, с научным анализом воспитательных явлений, условий их протекания, раскрытием механизмов поведения ребенка, закономерностей развития его психики, правил семейного воспитания и проводятся для родителей. Лекции-практикумы, беседы, конференции для родителей, разработанные классными руководителями на методических объединениях, лектором является сам учитель, знающий интересы и проблемы детей, лекция становится непринужденной разговором, задушевной беседой, диалогом заинтересованных единомышленников. Важное место отводится практическим занятиям, которые предполагают непосредственное включение родителей в социально-педагогические ситуации.
9 Состав группы: постоянный Сроки реализации дополнительной программы 1 год, 1 занятие в четверть, количество обучающихся в группе 10 – 15 человек. Формы и режим занятий: групповые, разновозрастные.
10 2.Содержание программы Конфликт. Почему возникает конфликт. Урегулирование конфликта. Вредные привычки: алкоголизм, никотиновая зависимость, наркомания. Суицидальное поведение подростков и его диагностика Границы: зачем они нужны подростку и его родителям? Тематическое планирование МесяцФорма проведения Тема занятия Кто проводит ОктябрьЗанятие - практикум Конфликт. Почему возникает конфликт. Урегулирование конфликта. Социальный педагог и педагог психолог ДекабрьБеседа Вредные привычки: алкоголизм, никотиновая зависимость, наркомания Врач нарколог ФевральЛекция Суицидальное поведение подростков и его диагностика Социальный педагог Апрель Детско- родительская игра Границы: зачем они нужны подростку и его родителям? Педагог-психолог, кл. руководители
11 Механизмы, условия реализации программы, программно – методическое обеспечение В течение года родители получают знания по 4 темам. Для достижения поставленной цели необходимо выйти на определенный методический уровень, позволяющий донести содержание программы до родителей. В работе используются следующие методы обучения: Речевые, вербальные: рассказ, объяснение, лекция, беседа; Практические: тестирование, анкетирование; Наглядные: иллюстрация, демонстрация. Педагогические средства Учебно-методическая литература; Конспекты Список литературы: Айхорн А. Трудный подросток. М Зеньковский В.В. Психология детства. М.1996 Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. Ростов-на-Дону Реан А.А. Психология подростка. М Шебандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М. 1995
12 Ожидаемые результаты Повышение заинтересованности родителей во взаимодействии с педагогами школы по вопросам воспитания и социализации ребенка. Формирование умений родителей правильно применять полученные психолого- педагогические знания в процессе воспитания и социализации своего ребенка.
13 Концепция программы «Университет педагогических знаний» При разработке Концепции программы «Университет педагогических знаний для родителей» были учтены следующие моменты: Программа «Университет педагогических знаний для родителей» является типом социально-педагогической школы, где созданы условия для обучения и оказания помощи родителям в воспитании и социализации детей. Выполнение данной программы возможно в силу того, что Функционирует в свободное от работы время Предполагает различные формы и виды занятий Помогает в решении, возникающих проблем в воспитании и социализации ребенка Предусматривает включение родителей в обсуждение возникающих социально - педагогических ситуаций Занятия в «Университете педагогических знаний для родителей» вооружают родителей необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомят родителей с актуальными вопросами воспитания и социализации с учетом возраста и запросов родителей. Таким образом, особенностью «Университета педагогических знаний для родителей» является взаимодействие семьи и школы, которое значительно обогащает воспитательную атмосферу, вскрывает потенциальные резервы целенаправленного формирования личности подростка.
14 Концепция программы «Университет педагогических знаний» Принцип гармонизации личности и среды – ориентация на максимальную самореализацию личности ребенка; Принцип гуманизации – обеспечение благоприятных условий освоения общечеловеческих социально – культурных ценностей, предполагающих создание оптимальной среды для воспитания и социализации обучающихся Принцип сознательности предусматривает заинтересованное усвоение родителями необходимых знаний и умений. Принцип комплексности, системности, последовательности обязывает строить процесс обучения таким образом, чтобы учебная деятельность связывалась со всеми сторонами воспитательной работы, помогало в социализации личности ребенка, овладение новыми знаниями опиралось на то, что усвоено в ходе реализации программы. Принцип взаимодействия на нескольких уровнях, а именно: Взаимоотношения между взрослыми и ребенком в процессе занятий; Взаимодействие детей, педагогов и родителей как партнеров
15 Динамика активности родителей по итогам реализации программы «Университет педагогических знаний» учебный год: Активный участник происходящего – 18 %; Достойный исполнитель – 2 %; Увлеченный зритель - 43 %; Отстраненный наблюдатель - 38 % ( опрошено 140 родителей школы 1,2 ступени) Итоги диагностирования показывают значительный рост уровня активности родителей, их участия в воспитании детей. Из «отстраненных наблюдателей» в учебном году родители стали «увлеченными зрителями» в учебном году учебный год: Активный участник происходящего – 25 %; Достойный исполнитель – 3,2 %; Увлеченный зритель - 46 %; Отстраненный наблюдатель - 27 % ( опрошено 140 родителей школы 1,2 ступени)
16 Качество взаимоотношений субъектов образовательного процесса в реализации программы « Университет педагогических знаний» Взаимоотношения родительской общественности с педагогами: 2006 – 2007 учебный год : Теплые, близкие – 34 %; Проблемные,конфликтные – 27 % Нейтральные – 37 % 2007 – 2008 учебный год : Теплые, близкие – 41 %; Проблемные,конфликтные – 17 % Нейтральные – 38 % Из проблемных, конфликтных, холодных отношений между субъектами взаимоотношения становятся теплыми, близкими, наступает постепенное понимание и доверие Сравнительный анализ итогов реализации программы учебных годах Внутрисемейные отношения: 2006 – 2007 учебный год : Теплые, близкие – 27 %; Проблемные,конфликтные – 36 % Нейтральные – 29 % 2007 – 2008 учебный год : Теплые, близкие – 34 %; Проблемные,конфликтные – 32 % Нейтральные – 44 % Взаимоотношения обучающихся с педагогами: 2006 – 2007 учебный год : Теплые, близкие – 28 %; Проблемные,конфликтные – 13 % Нейтральные – 42% 2007 – 2008 учебный год : Теплые, близкие – 31 %; Проблемные,конфликтные – 9 % Нейтральные – 35 %
17 Результативность участия родителей в воспитательном процессе школы в рамках реализации программы «Университет педагогических знаний» 38 % 23 % 15 % Формы работы родительской общественности: Посещение уроков; Участие в мероприятиях школы; Посещение родительских собраний; Участие в попечительском совете школы; Участие в организации каникулярного времени; уч. год уч. год Формы работы родительской общественности: Осуществление патронажа неблагополуч ных семей; Участие в совете профилактики школы; Участие в реализации программы «Здоровье»; Участие в организации дежурства во время мероприятий.
18 Процент участия молодых родителей в реализации программы « Университет педагогических знаний» ,8 % полугодие – 2,4 % полугодие – 2,8 % Рост участия молодых родителей в реализации программы полугодие – 2 % полугодие – 3,2 % ,7 % 1,7 %
19 Процент участия субъектов программы «Университет педагогических знаний» в традиционных мероприятиях %; 2008 – 44% Акции: « Мы вместе»; «Посылка солдату», «Подарок ветерану» Посвящение в кадеты Посадка деревьев в Аллее выпускников День открытых дверей %; 2008 – 89% %; 2008 – 78% %; 2008 – 95%
20 2. Содержание программы Занятие первое «Конфликт. Почему возникает конфликт. Урегулирование конфликта» Занятие проводится в форме интеграции теории и практики: Создаются конфликтные ситуации, предлагаются способы их разрешения В итоге занятия разработан буклет «Советы родителям» Участники программы провели аналогичные занятия в других классах, вручили буклеты родителям для изучения; провели тестирование « Как вы действуете в условиях конфликта», по результатам тестирования были предложены консультации с психологом отдельным родителям, даны рекомендации.
21 2. Содержание программы Занятие второе. «Вредные привычки» Занятие проводится в форме тематической консультации и практических занятий в сопровождении музыки для релаксации на отдельных этапах занятия По итогам занятия разработано два буклета « Добродушие пива обманчиво», «Курить не модно» Для проведения родительского всеобуча во всех классах школы предложены наглядные материалы к практическим занятиям по темам: « Провокационные тезисы», « Шприц»
22 2. Содержание программы Занятие третье. «Суицидальное поведение подростков и его профилактика» Занятие проводится в форме лекции. Приводится мировая статистика на данную тему В итоге занятия родителям предложена литература для прочтения по данной теме. Родители вышли с материалами проведенного занятия на общешкольное родительское собрание
23 2. Содержание программы Занятие четвертое. « Границы: зачем они нужны подростку и его родителям?» Занятие проводится совместно с детьми в форме детско – родительской игры с предваритель ной подготовкой В итоге занятия родители совместно с детьми заполняют таблицу «Семейные правила»; разрабатывают памятку для родителей по данной теме с практическими занятиями; вырабатывают семейные правила; разрабатывают памятки на темы: «Размышления по теме»; « Советуем почитать»; Советуем обращаться» Данные материалы предложены родителям других классов
24 Хроники мероприятий Спортивный праздник совместно с родителями Общешкольное родительское собрание Мы вместе
25 Рецензия на программу «Университет педагогических знаний» Программа «Университет педагогических знаний» для родителей разработана на основе требований к содержанию и оформлению образовательных программ Программа имеет пояснительную записку, содержание, тематический план занятий, методическое обеспечение и список литературы для родителей, приложения. Направленность образовательной программы - социально – педагогическая. Основой реализации программы «Университет педагогических знаний» является личностно-ориентированный подход в организации родительского всеобуча Автор программы ставит следующие задачи: Установление контакта с родителями в интересах совершенствования процесса воспитания ребенка; Формирование активной педагогической позиции родителей, через взаимодействие педагогов и родителей; Развитие педагогического мышления, практических умений и навыков родителей в области воспитания и социализации посредством групповых занятий. Содержание программы «Университет педагогических знаний» направлено на создание условий для развития личности ребёнка, его социализации, обеспечение эмоционального благополучия, на интеллектуальное и духовное развитие его потенциала, развитие мотивации личности к познанию и творчеству через обучение родителей Заключение: Программа «Университет педагогических знаний», является авторской - составитель Могилева Светлана Павловна, социальный педагог второй квалификационной категории, классный руководитель 9 В класса, руководитель кружка « Мой мир», клуба «Семь – Я» Направленность программы социально - педагогическая Реализация программы предусматривается на занятиях родителей. Срок освоения программы 1 год. Программа «Университет педагогических знаний» соответствует установленным федеральным и региональным требованиям. Рекомендуется для использования в практике образовательного учреждения. Рецензент: педагог - психолог высшей квалификационной категории, руководитель кружка «Гармония» МОУ СОШ 8 _______________/ Белоусова Е.С./
26 Рецензия на программу «Университет педагогических знаний» Программа «Университет педагогических знаний» для родителей разработана на основе требований к содержанию и оформлению образовательных программ Программа имеет пояснительную записку, содержание, тематический план занятий, методическое обеспечение и список литературы для родителей, приложения. Автор программы ставит следующую цель: Формирование социально – педагогических знаний у родителей в тесном взаимодействии семьи и школы. Отличительные особенности данной образовательной программы заключается в том, что она помогает родителям понять подростка и преодолеть трудности в воспитании и социализации, которые связаны с детьми подросткового возраста. Участники данной образовательной программы: заместитель директора по ВР, дополнительному образованию, социальный педагог, педагог-психолог, врач, классные руководители и родители. Количество участников в группе человек. Программа рассчитана на 1 год, 1 занятие в четверть. В результате реализации данной программы: Повышение заинтересованности родителей во взаимодействии с педагогами школы по вопросам воспитания и социализации ребенка. Формирование умений родителей правильно применять полученные психолого- педагогические знания в процессе воспитания и социализации своего ребенка. Заключение: Программа «Университет педагогических знаний», является авторской - составитель Могилева Светлана Павловна, социальный педагог второй квалификационной категории, классный руководитель 9 В класса, руководитель кружка « Мой мир», клуба «Семь – Я». Направленность программы социально - педагогическая Реализация программы предусматривается на занятиях родителей. Программа «Университет педагогических знаний» соответствует установленным федеральным и региональным требованиям. Рекомендуется для использования в практике образовательного учреждения. Рецензент: Учитель английского языка первой квалификационной категории, классный руководитель 10 Э класса МОУ СОШ УИП 3 _______________/ Чудинова И.И../
27 Результативность реализации программы занятие Классное родительское собрание Общешкольное родительское собрание Итоговая Программа В системе «Родитель – ребенок» «Формула успеха» школы
28 4. Приложения к программе « Университет педагогических знаний» Буклет «Советы родителям »; высказывания ученых; тест «Как вы действуете в условиях конфликта» Занятие первое Буклеты «Добродушие пива обманчиво»; «Курить не модно» Занятие втрое Библиографический список Занятие третье Памятки для родителей Семейные правила Занятие четвертое Октябрь 2008 г. Декабрь 2008г. Февраль 2009 г. Апрель 2009г.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.