Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемds163.centerstart.ru
1 «Психологическая готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе» Презентация для родителей и воспитателей Ковалева И. В. Воспитатель подготовительной к школе группы год
2 Виды готовности: специальная; физическая; социально- психологическая.
3 Условия формирования психологической готовности: адекватные требования к ребенку в условиях семьи и ДОУ; доброжелательный контроль и положительная оценка взрослого; построение рационального режима; адекватность стиля общения взрослых с ребенком в семье и в ДОУ; формирование у детей правильных представлений о школе, учении, а также положительного эмоционального отношения к школе; охрана психологического здоровья, психологическая поддержка.
4 состояние эмоционального благополучия, эмоционального комфорта, стабильности, устойчивости и уравновешенности, преобладание позитивной модальности эмоций: -спонтанность; -творчество; -жизнерадостность; -веселый нрав; -открытость; -любознательность; -оптимизм; -доброжелательность по отношению к другим людям (взрослым и сверстникам). Психологическое здоровье -
5 Факторы среды (объективные, независимые) – неблагоприятные условия семейного воспитания, детского учреждения: -занятость, дефицит времени, ускоренный ритм, материальные и социальные трудности, как следствие – стресс и невротизация родителей и педагогов ; -Конфликтность (внутриличностные; скрытые, явные); -Бесконтрольный процесс влияния СМИ; -Игрушки, игры в том числе компьтерные; -Стиль общения; -Родительское программирование (+ установки педагогов); -Эмоциональный фон и психологическая атмосфера; -Наказания, угрозы, окрики, замечания Факторы риска нарушения психологического здоровья у старших дошкольников:
6 Внутренние факторы (субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями): - темперамент; -уровень эмоциональности и впечатлительности; -активность; -характер; -состояние здоровья… Факторы риска нарушения психологического здоровья у старших дошкольников:
7 Средства формирования психологической готовности: чтение художественной литературы; рассказы, беседы о школе, учениках, учителях; школьная атрибутика. Результат – желание стать школьником
8 Общая характеристика не готовности: подвижность и пластичность психических процессов; неустойчивость высшей нервной деятельности; быстрая утомляемость; преобладание процессов возбуждения над процессами торможения; привлекательность деятельности связана с интересом и эмоциональной стороной (непроизвольность запоминания); неспособность быстро и часто переключать внимание; малая устойчивость внимания («охранительное возбуждение»); высокая эмоциональность, аффективные вспышки.
9 ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ для готовности к школе: 1. изменение социальной ситуации развития (желание и стремление стать школьником, стремление к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности); 2. смена ведущей деятельности («отмирание» игры); 3. изменение отношений со сверстниками, взрослыми, к самому себе; 4. появление «значимого другого» (авторитет учителя, а не родителя); 5. изменение критериев при оценивании себя и сверстников (отметка и успехи); 6. предоставление большей самостоятельности; 7.утрата детской непосредственности.
10 Характеристика структуры самосознания: 1. завышенная самооценка; 2. высокий уровень притязаний на признание (как взрослых, так и сверстников), стремление к самоутверждению; 3. Половая идентификация (осознание принадлежности к полу (полоролевое поведение); 4. Психологическое время личности (осознание себя во времени (прошлое, настоящее, будущее); 5. Переоценка ценностей;
11 Мотивационная сфера: 1.преобладание мотивов установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; 2. развитость нравственных мотивов (стремление вести себя по правилам);
12 ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА: 1.высокая эмоциональность (экспрессивность); 2.осознанное регулирование эмоций и поведения; 3.сложность и многоплановость чувств; 4.способность подчинять свои действия ожиданиям окружающих; 5.способность добиваться поставленной цели; 6.зависимость намерений от привлекательных обстоятельств.
13 ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА: 1.развитие воли связано с формированием мотивов поведения; 2.появление главных и второстепенных мотивов; 3.развитие целенаправленности; 4.установление отношений между целью и их мотивами; 5.усиление регулирующей роли речи (как взрослого, так и собственной); 6.противоборство мотивов «хочу» и «могу»; 7.преобладание мотива «я должен» на мотивом «я хочу».
14 ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА: 6 групп мотивов: 1.Социальные мотивы; 2.Учебно-познавательные мотивы; 3.Оценочные мотивы; 4.Позиционные мотивы; 5.Внешние мотивы; 6.Игровой мотив. Доминирование того или иного мотива определяет специфику учебной деятельности.
15 Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – важнейшая задача пед. коллектива и семьи в подготовке ребенка к систематическому обучению в школе
16 В детской психологии выделяют ряд кризисных периодов: 1.новорожденности; 2.одного года; 3.трех лет; 4.семи лет; 5.подростковый (12-14 лет); 6.юности (17-18 лет). КРИЗИС 7 ЛЕТ – период рождения социального «Я» ребенка: 1.Неопределенность, размытость границ; 2.Резкое скачкообразное изменение всей психики; 3.Развитие носит негативный «разрушительный» характер (не столько приобретается, сколько теряется); 4.Трудновоспитуемость по сравнению с собой в стабильные периоды.
17 КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ – кризис «семизвездия»: Симптомы: 1.Негативизм; 2.Упрямство; 3.Строптивость; 4.Своеволие; 5.Протест-бунт; 6.Деспотизм; 7.Ревность Существует взаимосвязь между протеканием кризиса и успешностью адаптации к школе Кризис – это закономерное явление психологического развития ребенка, негативная симптоматика – оборотная сторона важных новообразований, необходимых для дальнейшего развития Каждый кризис необходимо пережить для нормального развития в дальнейшем
18 Решающее значение имеют не сами по себе навыки и знания, а уровень развития познавательных процессов и познавательной деятельности (интеллектуальная активность, желание и привычка думать, рассуждать, любознательность, пытливость ума, желание задавать вопросы, интересоваться новым).
19 Особое место занимает: 1.Способность и умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми 2. Умение выполнять указания взрослого (поведение, задания), действовать по правилу и образцу.
20 5 блоков важных качеств: Название блока Сущностные характеристики 1 Личностно- мотивационный Отношение к школе и учению, желание или нежелание учиться, принимать учебную задачу, выполнять задания педагога 2 Принятие учебной задачи Понимание задач, поставленных педагогом, желание их выполнять, стремление к успеху или желание избежать неудачи 3 Представления о содержании деятельности и способах ее выполнения Отражение уровня элементарных знаний и умений, которыми ребенок владеет к началу обучения 4 ИнформационныйКачества, обеспечивающие восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации в процессе обучения 5 Управление деятельностью Обеспечение планирования, контроля и оценки собственной деятельности, восприимчивость к обучающему воздействию («обучаемость»)
21 Варианты принятия учебной задачи: Вариант Сущностные характеристики 1 Принимает и понимает задачу Хочет выполнить задание, понимает, что надо делать 2 Принимает, но не понимает задачу Хочет выполнить задание, но плохо понимает, что надо делать 3 Не принимает, но понимает задачу Понимает, что надо делать, но не хочет выполнять задание 4 Не принимает, не понимает задачу Не хочет выполнять задание, не понимает, чего от него требуется Следовательно, крайне важно правильно оценить готовность ребенка к школе!
22 Спасибо за внимание, успехов и здоровья Вам и Вашим детям!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.