Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемotnoshka.ucoz.ru
1 НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И ФГОС ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ МИШИНА И.А.
2 ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ Новая цивилизационно- культурная реальность: от индустриального (массового) общества – к информационному обществу
3 СТРАТЕГИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА Самопознание Самопроектирование Самообразование Самоидентификация Самоменеджмент Самопрезентация Самокоррекция Самореализация Самоактуализация
4 НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА Ученик - субъект (соавтор) собственного образовательного процесса (индивидуальная образовательная траектория, обучение по индивидуальному образовательному плану, обучающийся - субъект деятельности) Индивидуализация и дифференциация процесса обучения (ситуация максимально широкого выбора) Вариативность и разноуровневость обучения Личностно-ориентированное обучение От «знаниевой» парадигмы – к системно- деятельностному и компетентностному подходу в обучении
5 ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ СМЕНА ТИПОВ КУЛЬТУРНО- ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДОВАНИЯ постфигуративные культуры: дети и взрослые учатся у предков и людей старшего поколения (традиционное общество) конфигуративные культуры: дети и взрослые учатся у современников с опытом (индустриальное общество) префигуративные культуры: взрослые учатся у современников и частично у детей, дети - избирательно у взрослых и продвинутых сверстников (информационное общество)
6 ПРЕФИГУРАТИВНЫЕ КУЛЬТУРЫ подвижность культурной границы между поколениями, т.е. старшими и младшими, обучающими и обучаемыми; дети овладевают ИКТ и особенностями современной жизни нередко быстрее и без помощи взрослых; снижение авторитета старших, учителей, родителей, прагматизм и избирательный подход детей к опыту старших; из опыта старших востребуется то, что имеет отношение к приоритетам, целям и ценностям жизни в современном глобальном быстро меняющемся мире
7 «ТИНЕЙДЖЕРСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» Изменение отношения к детям, подросткам и молодёжи в обществе. Детско-юношеский период жизни человека воспринимается членами общества в его самоценности и самозначимости. Развитие тинейджерского самосознания: осознание тинейджерами себя субъектами права, нарастание стремления детей и подростков к свободе и независимости. Роль ювенальной юстиции Приоритет досуговых форм в жизни подрастающего поколения. Дети и подростки воспринимают свой досуг как зону ограниченного вмешательства взрослых. Форма социализации тинейджеров – молодёжная тусовка, «внутренняя эмиграция» – интернет. Сосуществование межпоколенной вертикали и внутрипоколенной горизонтали как доминирующее направление социализации детей. Ослабление авторитета старших и их воспитательного потенциала по отношению к младшим, неспособность управлять многими процессами в детско-юношеской среде, проблемы морально- нравственного характера. Усиление дезинтеграции подрастающего поколения в социуме, противопоставление его интересов интересам других слоёв общества.
8 ОСОБЕННОСТИ «ТИНЕЙДЖЕРСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ» В МЕГАПОЛИСАХ В мегаполисах, как правило, государство устраняется из досуговой сферы. В мегаполисах существует высокая степень социальной дифференциации детей и подростков, позволяющая говорить об особых «мирах», которые между собой могут не пересекаться. Системы образования, воспитания и социализации закрепляют существующее положение. В мегаполисах относительно слабы традиционные институты социализации и воспитания детей и подростков (семья, школа, церковь и др.), гораздо более важными в этом отношении оказываются категории более продвинутых сверстников и их объединений, общение с которыми происходит через систему массовых коммуникаций и молодёжные тусовки. Уровень межпоколенных разрывов в мегаполисах очень существенен. Помимо межпоколенной вертикали тинейджеры выстраивают собственную внутрипоколенную горизонталь. Достаточно высок уровень криминогенности, асоциального и противоправного поведения в среде подростков и молодёжи, часть представителей подрастающего поколения является составной частью столичного криминального мира и криминогенных тусовок. Остро стоит проблема борьбы с наркоманией, табакокурением, алкоголизмом, сутенёрством, проституцией среди несовершеннолетних.
9 СТРАТЕГИИ, МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ активные и интерактивные стратегии обучения; проектные технологии (проект – от лат. «брошенный вперёд»); групповые и командные методы; обучение в сотрудничестве; технологии организации диспутов, дебатов, дискуссий, ученических конференций
10 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД цель: проектирование фрагментов реальности с заданными свойствами, а через неё - опосредованное влияние на сознание и поведенческие модели учащихся; усиление технологичности в образовательном процессе (целеполагание, этапность, пошаговость, предсказуемость результатов); уменьшение элементов стихийности и усиление управляемости в процессе становления школьника; предмет проектирования: информационно- познавательная, материально-техническая, предметно-деятельностная, коммуникативно- мыслительная, социально-мировоззренческая и прочие составляющие среды
11 ПРИМЕРЫ ПРОЕКТИРУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД образовательная среда «Диалог культур» мультикультурной и поликонфессиональной направленности; образовательная среда «Историческая память» гражданско-патриотической или духовно-нравственной направленности; образовательная среда «Права человека» гражданско-правовой направленности; образовательная среда «Семейные ценности» морально-этической и историко- психологической направленности; образовательная среда «Я и Интернет» коммуникативно-психологической направленности и т.д.
12 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА «ДИАЛОГ КУЛЬТУР»: ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ понимание непреходящей ценности этно- конфессионального разнообразия; потребность в общении с представителем иной религиозно- культурной традиции; создание условий для взаимодействия на основе «золотого правила нравственности»; стремление интегрировать усилия в решении общих задач; осмысление неожиданных для учащихся поведенческих реакций, рассмотрение их в контексте ценностей, символов и смыслов породившей их религиозно-культурной традиции; стремление предотвращать и умение избегать конфликтные ситуации; навыки компромиссных решений; развенчивание устойчивых стереотипов в отношении носителей этих традиций; определение собственной идентичности, рассмотрение её как элемента исторически сложившегося этнокультурного, конфессионального, гражданского сообщества.
13 ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Принцип соразвития учителя и ученика Принцип системности (полноты и разносторонности материалов) и систематичности Принцип свободы мировоззренческого самоопределения учащихся и учителя Принцип историзма Принцип проектирования обобщающих, т.н. идеальных поведенческих типов (М.Вебер) Принцип вненаходимости (М.М.Бахтин) Принцип встречи на границе культур и религиозных традиций Принцип смыслосообразности Принцип педагогической корректности
14 МАТЕРИАЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ тематические энциклопедии, словари иностранных слов подборка изречений Великих Учителей разных народов, цитаты из канонических текстов и их толкований исторические картины биографии исторических деятелей, написанные людьми разных религиозно-культурных традиций выдержки из трудов учёных и литературных произведений статьи и книги глав и активных деятелей различных конфессий одеяния, макеты культовых сооружений, предметы культа видеозаписи познавательных передач развивающие учебные игры, познавательные задачи и викторины альбомы любительских фотографий, сделанных самими учениками в роли туристов анкеты, эссе и сочинения самих учащихся и их родителей за несколько лет
15 ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ СМЕНА ДОМИНИРУЮЩИХ ФОРМ ПЕРЕДАЧИ КОЛЛЕКТИВНОГО ОПЫТА: от книжно-письменной культуры – к экранно-клиповой
16 КНИЖНО-ПИСЬМЕННАЯ КУЛЬТУРА Чёткая грань между автором (создателем произведения) и потребителем культурных ценностей (зрителем, читателем и т.д.) Высокий общекультурный уровень, необходимость специального образования, тяга к овладению культурным наследием человечества Развитые навыки владения устной и письменной речью (логичность, последовательность, связность, образность, владение ораторским искусством, общая грамотность и т.д.) Высокий уровень читательской культуры (эрудиция, вдумчивость, созерцательно- размышляющий, ценностно-смысловой подходы) Способность к репродукции значительных объёмов книжного авторского текста
17 ЭКРАННО-КЛИПОВАЯ КУЛЬТУРА отсутствие чёткой грани между автором и потребителем высокий инструментально- технологический и информационно- коммуникативный уровень, развитые презентационные навыки участие в сетевой коммуникации, умение выбирать оптимальные планы способность к креативному моделированию, проектированию, конструированию, программированию
18 ЭКРАННО-КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ реакция на давление информационно насыщенной среды; высокая степень воздействия СМИ, Интернета; работа с персональным компьютером, с современной аудио- и видеотехникой, с принципиально иной системой коммуникаций; предпочтение остросюжетным действиям и интригам с быстрой сменой образов, стробоскопическим эффектам; жажда новизны восприятия, обречённость на «инстинкт любознательного»; повышенная эмоциональность и возбудимость
19 ПОСЛЕДСТВИЯ ЭКРАННО- КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ фрагментарность и мозаичность картины мира; пониженная способность к анализу, к поиску смысла; некритичность восприятия, неспособность к логическим построениям, длительным и интенсивным учебным нагрузкам, к репродукции; лёгкость манипулирования сознанием; неразвитость чувственной сферы, неуважение этических и эстетических норм; склонность к простым решениям, к устранению проблем «кнопочным стилем»; агрессивность, «пофигизм», склонность к употреблению наркотиков и алкоголизму; ослабление способности к эмпатии, отсутствие развитого чувства ответственности
20 СТРАТЕГИИ, ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДИКИ, ТЕХНИКИ ОБРАЗОВАНИЯ интерактивные стратегии и диалоговые методики; ИКТ; ролевые, деловые и другие виды обучающих игр; оценивание в форме портфолио; техники развития воображения на основе работы с текстом без привлечения картинок, техники самостоятельного выстраивания системы образов; методики обсуждения, анализа, обучения осмысленному конспектированию с выделением главного; технологии продуктивного чтения; технологии выстраивания целостной гуманитарно-исторической картины мира на основе ценностной составляющей и т.д.
21 «ПЕРЛЫ» КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ Из школьных сочинений. "Когда был союз СССР, люди не обращали внимания на одежду. Мужчины одевались в галоши, телогрейку, лёгкую шапку и перчатки, когда работаешь. А женщины в кофту, перчатки, шарф на голову, чтоб голова небыла видна, и тоже в галоши." "В свободное время люди ходили в Мавзолей. Там они встречались, пили чай, обменивались новостями, тусовались. В Мавзолее лежал мёртвый Ленин и людям нравилось его целовать". Ещё детям известно, что "великий писатель" В.И.Ульянов не выговаривал букву "р", "основал бывший город Ленинград", "лично расстрелял царскую семью, за что и был отравлен Сталиным". Теперь он "памятник на площади", а "тело его лежит в КрЫмле. Это территория России".
22 «ПЕРЛЫ» КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ Сталин "главный в стране после Ленина". Власть он "захватил" коварно "отравив бывшего президента грибами". "Он закончил Первую мировую войну и выиграл вторую". При этом "лично вёл солдат в атаку, а вернувшись правил дальше" и "для развлечения расстреливал людей". "Люди в СССР всегда работали и отказывались отдыхать. Придя домой сразу ложились спать, потому что сильно уставали за 18 часов. Сны люди не смотрели". "Продукты в СССР были некачественными. За колбасой были 20 километровые очереди, а колбаса одной фабрики иногда была даже зелёной. Телевизоров у людей небыло".
23 «ПЕРЛЫ» КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ Лиза Л., 1 кл.: Самое главное событие в России - это когда война наступила. Тогда произошло много чего важного. Фашисты, например, очень близко подошли к России, окружили ее и стали бомбить из танков. Потом все наладилось, правда, я пока еще не знаю как. Из всех президентов у нас было три хороших - Иван Грозный, Ленин и Владимир Владимирович Путин. Иван Грозный очень хорошо страной владел. При нем ничего плохого не было. Он обязательно предупреждал, когда война начиналась, и все люди успевали спрятаться в метро. Там и ночевали, ели хлебушек с водой, другую пищу. Ленин тоже был хороший. Он постановил, чтобы людям на всей Земле в башмачки клали разные подарочки – маленькие игрушки, брелоки и самолетики. С тех пор так и бывает. А Владимир Владимирович Путин - очень хороший президент. Он защищает Россию от немцев. Путин живет в Кремле и все время смотрит вдаль. Если где-нибудь далеко-далеко появится танк, Путин тут же предупреждает своих бойцов. Бойцы прощаются с мамами и уходят на фронт.
24 «ПЕРЛЫ» КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ Александр Ч, 7 кл.: Самое важное событие в нашей истории - битва с Наполеоном. Русские победили из-за своей многочисленности, а французов погубила самоуверенность и полное незнание погодных сводок. Настя Н., 7 кл.: В целом мы должны доверять учебникам истории. Ведь они написаны людьми, которые участвовали в каких-то событиях. Например, когда Иван Грозный убивал своего сына, рядом оказался какой-то человек с блокнотом, который записывал все движения, поэтому мы знаем об этом факте. Конечно, возможно, в записи что-то приукрашено, но ведь даже в любой сказке есть доля правды! Не могу сказать, когда русскому народу хорошо жилось. Ленин считал, что государство - это аппарат для систематического применения насилия. А Сталин думал, что человек живет для того, чтобы им управлять. Он от людей все время чего-то требовал - то под танки ложиться, то голодать, то убивать.
25 «ПЕРЛЫ» КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ Наталья Л., 10 кл.: Самое значимое событие в истории России - Куликовская битва. После нее были важные перевороты и разделение земель... Худшее время в истории нашей страны - это когда Горбачев пришел к власти. Сначала он ничего был, спокойный, а потом такое началось, что иначе как хулиганством не назовешь. Он стал раздаривать земли, отдал Крым. А когда потом обратился за помощью к правителям других государств, то ему, как и Ивану Грозному, ответили отказом.
26 «ПЕРЛЫ» КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ Саша Я., 11 кл.: Большой перелом произошел после ВОВ. Весь мир понял, что русский народ - это не хухры-мухры. Было очень много погибших, города разрушили и деревни. Сталин установил в стране очень жестокий порядок. Шаг вправо, шаг влево - расстрел. По доносу человека могли увезти в неизвестном направлении. Зато порядок в стране был, тунеядцев не было - все они сидели. Лично я хотела бы лично встретиться со Сталиным. На портретах он такой красивый, высокий, черноволосый. А в жизни, говорят, был маленький, рыжий и одна нога у него была короче другой. Я бы спросила его, что он хочет исправить из того, что натворил. Правда, перед этим я бы надела бронежилет - он же психически неуравновешенный, мало ли чего!»
27 ОБРАЗОВАНИЕ открытое, обогащённое, опережающее, культуротворческое пространство, порождающее новые цели, смыслы, ценности, творческие импульсы
28 ТИП ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ Программно-целевой Проектно-технологический Практика опережает теорию
29 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.