Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемfish-fi.narod.ru
1 «… в России есть различные общества покровительства, в том числе даже животным, но нет ничего и никого, кто заботился бы об учителе». В. Розанов
2 Педагогическая деятельность – один из наиболее деформирующих личность человека видов профессиональной деятельности. Причины, вызывающие деформацию: Комплекс экономических проблем; Падение престижа профессии; Повышенная моральная ответсвенность за жизнь и здоровье детей; Установлена зависимость продолжительности работы педагога с детьми и появления у него «синдрома эмоционального сгорания».
3 Педагоги, как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями здоровья. Спустя 10 – 15 лет педагогической деятельности учитель оказывается в состоянии педагогического кризиса; Развивается истощение нервной системы; 39,7% педагогов РФ имеют высокий уровень невротизма; 66% учителей РФ страдают от высокой тревожности
4 Развитию профессиональных деформаций способствуют: Эмоциональная напряженность; Раздражительность; Перевозбуждение; Тревожность; Нервные срывы; Рабочие стрессы.
5 Четыре уровня деформированности личности Общепедагогические деформации; Типологические деформации; - Коммуникатор - Организатор - Просветитель Специфические, предметные деформации; Индивидуальные деформации.
6 Синдром эмоционального выгорания - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.
7 Спектр негативных последствий эмоционального выгорания: Межличностные последствия; Установочные последствия; Поведенческие последствия; Психофизиологические последствия. ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ ВЫГОРАНИЯ: - постоянное чувство озабоченности по поводу работы, - чувство усталости и пустоты, связанное с ней, - раздражение, направленное на коллег или учеников, - отношение к совершаемой работе как к тяжкой необходимости.
8 Синдром эмоционального выгорания включает три фазы: 1. Эмоциональную истощенность; 2. Деперсонализацию; 3. Редукцию профессиональных достижений.
9 Методика диагностики уровня эмоционального выгорания 1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться. 2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры. 3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности. 4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать, менее продуктивно.
10 5. Теплота взаимодействия с учениками и коллегами очень зависит от моего настроения. 6. От меня как профессионала мало зависит благополучие учеников. 7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время мне хочется побыть одному, чтобы никто со мной не общался. 8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы учеников или прекратить взаимодействие. 9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать ученикам того, что требует профессиональный долг.
11 10. Моя работа притупляет эмоции. 11. Я откровенно устал (-а) от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе. 12. Бывает, я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой. 13. Взаимодействие с учениками и коллегами требует от меня большего напряжения. 14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения. 15. Я бы сменил (-а) место работы, если бы представилась возможность. 16. Меня расстраивает то, что я не могу должным образом оказать профессиональную услугу, поддержку.
12 17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на общение с людьми. 18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с учениками и коллегами. 19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше. 20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание ученикам меньше, чем положено. 21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение. 22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии от начальства.
13 23. Общение с учениками побудило меня сторониться людей. 24. При воспоминании о некоторых учениках или коллегах у меня портится настроение. 25. Конфликты или разногласия с учениками и коллегами отнимают много сил и эмоций. 26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с учениками и коллегами. 27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной и сложной. 28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: все ли у меня получится, как бы не допустить ошибки.
14 29. Если ученик мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним. 30. В общении на работе я придерживаюсь принципа «не делай людям добра – не получишь зла». 31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе. 32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы. 33. Порой я чувствую, что надо проявить к ученику эмоциональную отзывчивость, но не могу. 34. Я очень переживаю за свою работу.
15 35. Ученикам отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности. 36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе. 37. У меня хорошие отношения с администрацией. 38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям. 39. Последнее время меня преследуют неудачи на работе. 40. Некоторые стороны моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
16 41. Бывают дни, когда все контакты с учениками складываются хуже, чем обычно 42. Я понимаю учеников хуже, чем обычно 43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми 44. Я обычно проявляю интерес к личности ученика помимо того, что касается дела 45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении 46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с учениками автоматически, без души
17 47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им плохого. 48. После общения с неприятными людьми у меня бывает ухудшение физического и психического самочувствия. 49. На работе я испытываю постоянные физические или психические нагрузки. 50. Успехи на работе вдохновляют меня. 51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безвыходной. 52. Я потерял покой из-за работы. 53. На протяжении последнего года были жалобы мой адрес по поводу моей работы.
18 54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с учениками я не принимаю близко к сердцу. 55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции. 56. Я часто работаю через силу. 57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к ученикам, чем теперь. 58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье. 59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
19 60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание. 61. Контингент учеников, с которым я работаю, очень трудный. 62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю. 63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив. 64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы. 65. Иногда я поступаю со своими учениками так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.
20 66. Я осуждаю учеников, которые рассчитывают на особое снисхождение и внимание. 67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами. 68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился. 69. Состояния, просьбы, потребности учеников обычно меня искренне волнуют. 70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций. 71. Работа с детьми очень разочаровала меня. 72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
21 73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко. 74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств. 75. Моя карьера сложилась удачно. 76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой. 77. Некоторых из своих учеников или коллег я не хотел бы видеть и слышать. 78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям, забывая о собственных интересах. 79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается на общении с домашними и друзьями.
22 80. Если предоставляется случай, я уделяю ученикам меньше внимания, но так, чтобы никто не заметил. 81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе. 82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство. 83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала – обозлила, сделала нервным, притупила эмоции. 84. Работа с детьми явно подрывает мое здоровье.
23 Напряжение 1. Переживание психотравмирующих обстоятельств Неудовлетворенность собой «Загнанность в клетку» Тревога и депрессия
24 Резистенция 1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование Эмоционально-нравственная дезориентация Расширение сферы экономии эмоций Редукция профессиональных обязанностей
25 Истощение 1. Эмоциональный дефицит Эмоциональная отстраненность Личностная отстраненность (деперсонализация) Психосоматические и психовегетативные нарушения
26 Показатели выраженности симптомов (сумма баллов по строчкам): 9 и менее баллов – не сложившийся симптом; 10 – 15 баллов – складывающийся симптом; 16 и более баллов – сложившийся симптом. Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или в синдроме эмоционального выгорания!!!
27 Интерпретация показателей фаз развития стресса (сумма баллов одной из трех фаз): 36 и менее баллов – фаза не сформировалась; 37 – 60 баллов – фаза в стадии формирования; 61 и более баллов – сформировавшаяся фаза. Уровень выгорания оценивается по 12 шкалам, которые группируются по 4 симптома в соответствии с 3 фазами: напряжение, резистенция, истощение!!!
28 Фаза – тревожное напряжение Ее создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответсвенность, трудность контингента. Это предвестник и запускающий механизм в формировании эмоционального выгорания. Напряжение обуславливается изматывающим постоянством или усилием психотравмирующих факторов. Поведение характеризуется на уровне произвольного: забывание каких-то моментов. Говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, выключен ли дома утюг), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д.
29 Фаза – резистенция Человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений, сопротивляется нарастающему стрессу. Человек стремится к психологическому комфорту, снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств. Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении, в том числе и дома, с друзьями, нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии), повышенная раздражительность, человек заводится, как говорится, с пол-оборота, хотя раньше подобного он за собой этого не замечал.
30 Фаза - истощение Характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным, ослаблением нервной системы. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил. На этой стадии человеку гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Эмоциональная защита становится неотъемлемым атрибутом личности.
31 Профилактика выгорания!!! Информирование педагогов о причинах и признаках выгорания. Эмоциональная поддержка переживающих выгорание может осуществляться в профессиональных клубах, тренингах. Создание системы мероприятий, повышающих значимость педагогической поддержки.
32 Профилактические стратегии сохранения кадрового потенциала: Определение краткосрочных м долгосрочных целей; Использование тайм-аутов; Овладение умениями и навыками саморегуляции; Профессиональное развитие и самосовершенствование; Избегание ненужной конкуренции; Эмоциональное общение; Поддержание хорошей спортивной формы.
33 Решение педагогического совета 1. Используя возможности психолого-педагогической службы школы, включить в методическую работу проведение превентивных тренингов, ориентированных на формирование личностных ресурсов стрессоустойчивости и повышение мотивации на дальнейшую практическую работу по профилактике выгорания. (отв.: администрация школы, руководители МО) 2. Организовать постоянный мониторинг состояния эмоциональной напряженности профессионального труда педагогов школы и отслеживания результатов профессиональной деятельности. (отв.: педагог-психолог) 3. Активизировать работу по повышению значимости и престижности труда педагогов через систему мероприятий, стимулирующих творческую деятельность, обеспечение благоприятной психологической атмосферы в коллективе, функциональное использование системы поощрений, обеспечение условий для создания ситуации успеха и эмоциональной включенности сотрудников. (отв.: администрация)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.