Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемpppjournalism.files.wordpress.com
1 Основы журналистики доцент Фролова Татьяна Ивановна
2 Журналистика в мире коммуникаций: тезаурус журналиста
3 Содержание лекции Базовые компетенции журналиста Ознакомление с новой образовательной программой Журналистика и массовая коммуникация: основные понятия Практическая работа: анализ проблемных ситуаций
4 Новая образовательная программа Закон РФ «Об особом статусе МГУ и СПбГУ» - новые возможности университета Реформа образования в стране: вступление России в Болонский процесс – новый взгляд на образование «Цифровая революция» - изменения в характере массовой коммуникации Требования медиаиндустрии – новый медиапорядок в стране Новые компетенции журналиста – новая программа профессионального обучения
5 ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: Первые 2 года бакалавриата: усиленная подготовка по фундаментальным дисциплинам; базовый курс журналистики Следующие 2 года бакалавриата: модули отраслевой и тематической профилизации; второй иностранный язык 2 года магистратуры: углубление профилизации; научно-исследовательская работа Практика в СМИ обязательный элемент
7 Программа курса «Основы журналистики» Профессиональное образование журналиста Учебная литература Вартанова Е.Л. Теория СМИ. – М., 2009 Прохоров Е.П. Введение в журналистику… Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста… Свитич Л.Г. Профессия: журналист…. Фомичева И.Д. Социология СМИ. – М Землянова Л.М. Коммуникативистика и средства информации: словарь. – М., 2004
8 Литература по теории массовой коммуникации Кастельс М. Галактика Интернет. М., Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. М., Хабермас Ю.Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., Тоффлер Э.Третья волна. М., Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М., Нойман – Ноэль Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М., Бакулев Г.П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. М., 2010 Назарчук А.В. Теория коммуникации в современной философии. М., 2009 Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004
9 Зачет по курсу «Основы журналистики» Посещение лекций и участие в практических занятиях Выполнение домашних заданий Зачетная работа 27 декабря
10 Задание Что такое журналистика? Дайте свое объяснение понятия С какими явлениями связаны ваши представления?
11 Реальность массмедиа «То, что мы знаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живем, мы знаем благодаря массмедиа… С другой стороны, мы так много знаем о массмедиа, что не можем доверять им. Социальная система состоит не из людей, а из коммуникаций». Никлас Луман
12 Реальность массмедиа: «Знаете, кто в семье главный? Правильно: у кого пульт от телевизора» Игорь Мальцев, журналист
13 Журналистика: что это? Социальный институт Канал передачи информации Группа профессий Вид деятельности Совокупность информпродуктов ….
14 Журналистика: для чего? Помогает обществу определять то, что оно считает общественными проблемами Организует наше понимание конкретных событий Придает форму взглядам и позициям Хранит коллективную память ???...
15 Ключевые понятия темы Информация Коммуникация Массовая коммуникация Информационная эпоха Масс-медиа / СМИ Журналистика Публицистика Реклама PR
16 Информация Информация представляет собой всеобщее свойство взаимодействия материального мира, определяющее направленность движения энергии и вещества (Н. Винер) Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)
17 Коммуникация: история понятия Communication (от лат. communicateделать общим, связывать) существует в английском языке с XV в.: процесс сообщений или передачи чего-либо с XVII в. - новое значение: физические способы сообщения - дороги, каналы, железные дороги, т. е. перемещение людей и товаров
18 Массовая коммуникация систематическое распространение сообщений среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей коммуникация - связь институты, посредством которых специализированные группы используют технологические устройства (пресса, радио, кино и т.д.) для распространения символического содержания большим, гетерогенным и рассредоточенным аудиториям коммуникация - институт производство и массовое распространение символических материалов посредством накопления и передачи информации требует специальных профессиональных усилий коммуникация - профессия
19 Гарольд Лассуэлл: формула/процесс массовой коммуникации Кто сообщает? сообщает что? по какому каналу? Кому сообщает? с каким эффектом? Lasswell H. Structure and Function of Communication in Society. NY, 1948
20 Медиа: история «Media» (мн.ч. от лат. medium посредник) XVI в - понятие в английском языке XVII в. используется в философии, XVIII в. начинает применяться к газетам. XIX в. - распространение сообщений с помощью особых технических средств связи (почта, телеграф). 20-е ХХ в. - радио 40-е ХХ в. – телевидение mass-media
21 Медиа: теория В коммуникативистике: средства связи и передачи информации различных типов – от самых древних (языки жестов, дымов, барабанов, наскальных рисунков) до современых, образующих глобальные информационное супермагистрали. mass media – массовые средства информационных связей, отличающиеся особой атрибутикой и функциями. Землянова Л.М. Коммуникативистика и средства информации: Англо-рус. Толковый словарь концепций и терминов. М., 2004.
22 Маршалл Маклюэн: средства коммуникации The medium is the message (средство сообщения есть само сообщение) Global village (глобальная деревня)
23 Массмедиа / СМИ Массмедиа (electronic media, мass мedia) – общее название средств массовой информации (СМИ): газеты и журналы, информационные агентства, радио, телевидение; интернет-СМИ кино, книги, театр, аудио- и видеокассеты, плакаты, комиксы, поп-музыка и т.п. - средства массовой коммуникации в широком контексте
24 Дэниел Белл: Информационная эпоха постиндустриальное общество Информация – основной ресурс Изменилась иерархия социальных институтов Расширение доступа к информации Новая элита общества: квалификация Контроль над информацией М.Маклюэн, Э. Тоффлер, Ю.Хабермас, М.Кастельс
25 Медиатизация Проникновение массмедиа во все сферы жизни Подмена реальной жизни медиатическими образами Негативные эффекты медиатизации: Белл, Бодрийяр, Кастельс
26 СМИ и журналистика Журналистика - содержание: создание текстов информационного характера продукт - журналистский текст СМИ - индустрия: производство, упаковка и распространение всех типов информации продукт - медиатекст
27 Журналистика – это: ( Прохоров Е.П.: Введение в теорию журалистики) особый социальный институт, система различных учреждений система видов деятельности, необходимых для нормального функционирования этого социального института совокупность профессий, важных для обеспечения всех областей ее деятельности (в том числе, специалисты по менеджменту, маркетингу, инженерному обеспечению) система произведений комплекс каналов передачи массовой информации, использующих различные средства коммуникации совокупность учебных дисциплин и особая отрасль науки
28 Закон о СМИ ( под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции, зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию;
29 Основные понятия Информация – свойство материи, содержание Коммуникация – связь, взаимодействие Медиа – средство связи Массмедиа – институты для массовой коммуникации СМИ – канал для распространения массовой информации Журналистика – содержание СМИ, профессия
30 Публицистика историческое понимание: область литературы, имеющая своим предметом актуальные общественно- политические вопросы (Литературная энциклопедия ) современное понимание: область общественной активности, выражение в литературной форме гражданской позиции – гражданская журналистика (непрофессиональная журналистика)
31 Реклама Реклама (reclamare «утверждать, выкрикивать, протестовать») ответвление массовой коммуникации, в русле которого создаются и распространяются информативно- образные, экспрессивно-суггестивные послания
32 Связи с общественностью Создание и поддержание взаимовыгодных отношений между организацией/личностью и различными структурами и слоями общества, от которых зависит успех организации (Большая актуальная политическая энциклопедия)
33 Журналистика и СМИ Контент СМИ Журналистика Реклама Кино Тексты ПР Музыка Массовая культура
34 Журналистика: Западная традиция в динамике представлений От политологии и социологии – через массовые коммуникации – к журналистике Модель пропаганды Индустрия культуры / культурные индустрии Общественное мнение Социальное научение Демократическое участие Медиатизация
35 Журналистика: Российская традиция Из литературы – через публицистику – к журналистике Журналистика как проект личности: Петр I, Екатерина Великая, Пушкин, Толстой, Ленин, Кольцов, Симонов Советский журналист: моральные убеждения, активная гражданская позиция, партийность, классовость Принадлежность интеллектуальной элите Миссионерство, просветительство Духовность и журналистика
36 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
37 Письменное задание Хочу, чтобы вы знали обо мне…
38 Чтение текстов СМИ: вопросы Какая проблемная ситуация описана в тексте? Ситуации влияют на работу журналиста? Выразите свое отношение к проблеме
39 Задание на дом: 1. Закрепите ключевые теоретические понятия: коммуникация, массовая коммуникация, информация, медиа, массмедиа, журналистика, реклама, PR. 2. Следите за информационным потоком. Определите главную медиаперсону периода; мотивируйте свой выбор 3. «Автопортрет с…газетой»: текст письменно Актуализируйте ключевые понятия лекции
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.