Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемdgma.ru
1 Значение изучения внутренних болезней в подготовке врача Значение изучения внутренних болезней в подготовке врача «НЕТ ЦЕМЕНТА, БОЛЕЕ КРЕПКОГО ЧЕМ ТОТ, ЧТО СВЯЗЫВАЕТ ПРОШЛОЕ С НАСТОЯЩИМ» РОБЕР МЁРЛ РОБЕР МЁРЛ
2 Рассказывайте детям о себе, Рассказывайте детям о себе, Не уходите напрочь только в дело. Не уходите напрочь только в дело. Пусть пуповиною судьба к судьбе Пусть пуповиною судьба к судьбе Срастается, как в чреве тело с телом. Срастается, как в чреве тело с телом. Рассказывайте детям о дедах, Рассказывайте детям о дедах, Что спят давно в холмах родимых. Что спят давно в холмах родимых. Рассказывайте детям о делах Рассказывайте детям о делах И о фамилиях родимых. И о фамилиях родимых. Рассказывайте. Тратьтесь на рассказ, Считайте это делом очень важным. А то потом, когда не станет нас, Они в беспамятстве пойдут по жизни В.Портнов В.Портнов
3 Термин «внутренние болезни» вошел в клиническую практику сравнительно недавно - примерно с Х1Х столетия. До этого чаще употреблялось слово «терапия». В настоящее время оба эти термина существуют и применяются параллельно, как синонимы, хотя слово «терапия» имеет и ряд других значений. Термин «внутренние болезни» вошел в клиническую практику сравнительно недавно - примерно с Х1Х столетия. До этого чаще употреблялось слово «терапия». В настоящее время оба эти термина существуют и применяются параллельно, как синонимы, хотя слово «терапия» имеет и ряд других значений. Цели и задачи раздела медицины, названного этими терминами, определяются следующим образом: «Внутренние болезни - область клинической медицины, изучающая этиологию, патогенез, семиотику, диагностику, лечение, прогноз и профилактику заболеваний внутренних органов» (БМЭ, 1976, т. 4, с. 892). Следует отметить неполноту этого определения. Цели и задачи раздела медицины, названного этими терминами, определяются следующим образом: «Внутренние болезни - область клинической медицины, изучающая этиологию, патогенез, семиотику, диагностику, лечение, прогноз и профилактику заболеваний внутренних органов» (БМЭ, 1976, т. 4, с. 892). Следует отметить неполноту этого определения.
4 Как известно, врача, занимающегося данным разделом медицины, называют терапевтом или интернистом. А врачу-интернисту в своей практической деятельности приходится сталкиваться с гораздо более широким кругом болезней. Например, он занимается диагностикой, лечением, реабилитацией и профилактикой заболеваний суставов, мышц, сосудов, лимфатической системы, болезней, связанных с дефектами в иммунологической системе, аллергическими заболеваниями, лекарственной болезнью и многими другими проблемами современной патологии. Как известно, врача, занимающегося данным разделом медицины, называют терапевтом или интернистом. А врачу-интернисту в своей практической деятельности приходится сталкиваться с гораздо более широким кругом болезней. Например, он занимается диагностикой, лечением, реабилитацией и профилактикой заболеваний суставов, мышц, сосудов, лимфатической системы, болезней, связанных с дефектами в иммунологической системе, аллергическими заболеваниями, лекарственной болезнью и многими другими проблемами современной патологии.
5 Врач-терапевт является одновременно и основной фигурой охраны общестенного здоровья и здравоохранения. В его задачи входит определение временной и постоянной нетрудоспособности, назначение санаторно- курортного лечения и т. д. Врач-терапевт является одновременно и основной фигурой охраны общестенного здоровья и здравоохранения. В его задачи входит определение временной и постоянной нетрудоспособности, назначение санаторно- курортного лечения и т. д.
6 Терапия - древняя наука. Во всех дошедших до нас письменных документах древнейших народов имеются упоминания о заболеваниях внутренних органов, дается объяснение их происхождению, излагаются вопросы лечения на уровне того времени. Это одна из наиболее обширных медицинских дисциплин. Почти до Х1Х в. терапия включала в себя все сегодняшние так называемые узкие специальности. За последние 100 лет из терапии выделился ряд разделов, которые к настоящему времени стали самостоятельными крупными медицинскими дисциплинами. Так, лишь в начале Х1Х в. в самостоятельный раздел выделились кожные болезни, затем нервные и еще позже - детские болезни. Развитие микробиологических и иммунологических исследований привело к выделению в самостоятельные дисциплины инфекционных болезней и туберкулеза; в последние десятилетия отделилась рентгенология. Терапия - древняя наука. Во всех дошедших до нас письменных документах древнейших народов имеются упоминания о заболеваниях внутренних органов, дается объяснение их происхождению, излагаются вопросы лечения на уровне того времени. Это одна из наиболее обширных медицинских дисциплин. Почти до Х1Х в. терапия включала в себя все сегодняшние так называемые узкие специальности. За последние 100 лет из терапии выделился ряд разделов, которые к настоящему времени стали самостоятельными крупными медицинскими дисциплинами. Так, лишь в начале Х1Х в. в самостоятельный раздел выделились кожные болезни, затем нервные и еще позже - детские болезни. Развитие микробиологических и иммунологических исследований привело к выделению в самостоятельные дисциплины инфекционных болезней и туберкулеза; в последние десятилетия отделилась рентгенология.
7 Однако и до самого последнего времени терапия остается обширной отраслью медицины и включает в круг своих интересов заболевания органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, пищеварения, обмена веществ, эндокринной системы, органов движения, кроветворения, мочеотделения, аллергические болезни, системные заболевания соединительной ткани, заболевания, связанные с иммунными нарушениями и др. Однако и до самого последнего времени терапия остается обширной отраслью медицины и включает в круг своих интересов заболевания органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, пищеварения, обмена веществ, эндокринной системы, органов движения, кроветворения, мочеотделения, аллергические болезни, системные заболевания соединительной ткани, заболевания, связанные с иммунными нарушениями и др.
8 В настоящее время имеется тенденция к дроблению и возникновению мелких, самостоятельных дисциплин в разделе «внутренние болезни» - пульмонология, кардиология, гастроэнтерология, гепатология, артрология, гематология, эндокринология и т. п. Это в принципе положительный фактор, однако он чреват опасностью исчезновения терапии как единой науки, как цельной научной и практической дисциплины, опасностью исчезновения врача, способного рассматриватьоценить больного как целостный организм, как личность. В то же время сила врача-терапевта именно в широте врачебного мышления. Он должен уметь оценивать не просто заболевание одного органа, а болезнь органа в его неразрывной связи со всем организмом. В настоящее время имеется тенденция к дроблению и возникновению мелких, самостоятельных дисциплин в разделе «внутренние болезни» - пульмонология, кардиология, гастроэнтерология, гепатология, артрология, гематология, эндокринология и т. п. Это в принципе положительный фактор, однако он чреват опасностью исчезновения терапии как единой науки, как цельной научной и практической дисциплины, опасностью исчезновения врача, способного рассматриватьоценить больного как целостный организм, как личность. В то же время сила врача-терапевта именно в широте врачебного мышления. Он должен уметь оценивать не просто заболевание одного органа, а болезнь органа в его неразрывной связи со всем организмом.
9 Интернисты должны основывать свои умозаключения и действия на знании данных анатомии, физиологии, биохимии, патологической анатомии, особенно патологической физиологии, а также данных бактериологии, иммунологии, фармакологии и ряда других параклинических наук, причем терапия вносит в развитие этих наук существенный вклад. Интернисты должны основывать свои умозаключения и действия на знании данных анатомии, физиологии, биохимии, патологической анатомии, особенно патологической физиологии, а также данных бактериологии, иммунологии, фармакологии и ряда других параклинических наук, причем терапия вносит в развитие этих наук существенный вклад.
10 Таким образом, внутренние болезни являются основой, на которой происходит становление врача. Именно терапия закладывает основы клинического мышления. В связи с этим ни один врач, к какой бы специальности он ни принадлежал, не может считаться подготовленным к практической деятельности, если он не знаком с клиникой внутренних болезней. Таким образом, внутренние болезни являются основой, на которой происходит становление врача. Именно терапия закладывает основы клинического мышления. В связи с этим ни один врач, к какой бы специальности он ни принадлежал, не может считаться подготовленным к практической деятельности, если он не знаком с клиникой внутренних болезней.
12 Ведущее значение терапии в формировании будущего врача отражается и в месте, занимаемом этой дисциплиной среди других дисциплин медицинского вуза. Внутренние болезни в медицинских высших учебных заведениях изучаются на протяжении 4 курсов: на III курсе - на кафедре пропедевтики внутренних болезней, на 1V-V- V1 - на кафедрах факультетской и госпитальной терапии. Такая форма обучения сложилась в России еще в середине Х1Х столетия и стала традиционной. Ведущее значение терапии в формировании будущего врача отражается и в месте, занимаемом этой дисциплиной среди других дисциплин медицинского вуза. Внутренние болезни в медицинских высших учебных заведениях изучаются на протяжении 4 курсов: на III курсе - на кафедре пропедевтики внутренних болезней, на 1V-V- V1 - на кафедрах факультетской и госпитальной терапии. Такая форма обучения сложилась в России еще в середине Х1Х столетия и стала традиционной. О кафедрах факультетской и госпитальной терапии Вам расскажут заведующие этих кафедр, когда Вы придете туда. Моя же задача – кратко осветить задачи, стоящие перед нашей кафедрой – кафедрой пропедевтики внутренних болезней. О кафедрах факультетской и госпитальной терапии Вам расскажут заведующие этих кафедр, когда Вы придете туда. Моя же задача – кратко осветить задачи, стоящие перед нашей кафедрой – кафедрой пропедевтики внутренних болезней.
13 Слово «пропедевтика» греческого происхождения и означает введение или предварительное обучение. Отсюда главная цель кафедры пропедевтики - введение студентов в основной курс терапии, предварительное обучение терапевтической науке. Слово «пропедевтика» греческого происхождения и означает введение или предварительное обучение. Отсюда главная цель кафедры пропедевтики - введение студентов в основной курс терапии, предварительное обучение терапевтической науке. Основные задачи кафедры пропедевтики - обучение студентов общеврачебным методам исследования больного - расспросу (в том числе умению собирать жалобы, оценивать историю заболевания, которым страдает больной в данный момент, историю его жизни, умению вообще общаться с больным и по этому общению приходить к пониманию психологии больного, к пониманию сути его болезни, состояния нервной системы, сознания и т. д.), осмотру больного, пальпации, перкуссии и аускультации. Основные задачи кафедры пропедевтики - обучение студентов общеврачебным методам исследования больного - расспросу (в том числе умению собирать жалобы, оценивать историю заболевания, которым страдает больной в данный момент, историю его жизни, умению вообще общаться с больным и по этому общению приходить к пониманию психологии больного, к пониманию сути его болезни, состояния нервной системы, сознания и т. д.), осмотру больного, пальпации, перкуссии и аускультации.
14 А розовые лица депутатов Горят пощечиной на бедствиях людских. Жируют черви в трупах ноздреватых. И трупный яд питает кровь живых. Увы, мы все богаты славой трупов. Увы, мы все богаты славой трупов. Присвоить славу силится живой. Присвоить славу силится живой. И вечным счастьем кажется кому-то И вечным счастьем кажется кому-то Плот популярности, сколоченный молвой. Плот популярности, сколоченный молвой. Ветры цинизма дуют в парус рваный. Волна лелеет плот лишь до поры… И каждый мнит, что он другим не равный. Но черви знают: люди все равны. В. Портнов В. Портнов
15 Кроме того, задачами кафедры пропедевтики внутренних болезней являются обучение студентов семиотике болезней - признакам различных внутренних болезней и патологических процессов, некоторым общераспространенным синдромам - совокупности ряда симптомов, объединенных общим патогенезом, а также основам лабораторного и функционально-диагностического исследований. Кроме того, задачами кафедры пропедевтики внутренних болезней являются обучение студентов семиотике болезней - признакам различных внутренних болезней и патологических процессов, некоторым общераспространенным синдромам - совокупности ряда симптомов, объединенных общим патогенезом, а также основам лабораторного и функционально-диагностического исследований.
16 В задачи кафедры входит также ознакомление студентов с главными нозологическими единицами терапевтического профиля в плане обучения умению приложить полученные аналитические сведения по диагностике к конкретным заболеваниям. В задачи кафедры входит также ознакомление студентов с главными нозологическими единицами терапевтического профиля в плане обучения умению приложить полученные аналитические сведения по диагностике к конкретным заболеваниям.
17 Кафедра должна считать одной из важных своих обязанностей обучение студентов началам клинического мышления - умению логически строить предположительную диагностическую гипотезу, поставить и обосновать предварительный диагноз, а также наметить план обследования и лечения больного. Кафедра должна считать одной из важных своих обязанностей обучение студентов началам клинического мышления - умению логически строить предположительную диагностическую гипотезу, поставить и обосновать предварительный диагноз, а также наметить план обследования и лечения больного. Значительной обязанностью кафедры пропедевтики является также обучение студентов умению записывать все полученные сведения о больном в важнейший медицинский и юридический документ - историю болезни. Значительной обязанностью кафедры пропедевтики является также обучение студентов умению записывать все полученные сведения о больном в важнейший медицинский и юридический документ - историю болезни.
18 ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ ПРОПЕДЕВТИКИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ ДГМА ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ ПРОПЕДЕВТИКИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ ДГМА Кафедра была открыта в октябре 1934 года. Первым организатором и заведующим кафедрой был Г. П. РУДНЕВ. Кафедра была открыта в октябре 1934 года. Первым организатором и заведующим кафедрой был Г. П. РУДНЕВ. РУДНЕВ ГЕОРГИЙ ПАВЛОВИЧ (1899 – 1970) - крупный советский инфекционист. В 1923 г. окончил медицинский факультет Донского университета. С 1934 г. по 1936 г. работал в Дагмединституте, где был первым организатором и заведующим кафедрой пропедевтики внутренних болезней. В период заведования этой кафедрой Г.П.Руднев вел большую научную и педагогическую работу. В 1936 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора мед.наук, а в 1937 г. ему было присвоено ученое звание профессора. Г.П.Руднев участвовал в ВОВ в качестве консультанта- инфекциониста, а с 1944 г. до конца своей жизни работал заведующим кафедрой инфекционных болезней Центрального института усовершенствования врачей Минздрава СССР. Г.П.Руднев был действительным членом и членом Президиума АМН СССР. Он автор более 150 научных работ, в том числе монографий и руководств по инфекционным болезням. Под его руководством было защищено около 60 диссертаций, в том числе 20 докторских. Был награжден двумя орденами Ленина, орденом Отечественной войны 2-й степени, многими медалями.
19 Общаясь с дураком, не оберешься срама. Поэтому совет ты выслушай Хайяма: Яд, мудрецом тебе предложенный прими, Из рук же дурака не принимай бальзама. От вешнего дождя не стало холодней, Омыло облако цветы и соловей На тайном языке взывает к бледной розе: Красавица, вина пурпурного испей
20 Ассистентами кафедры в тот период были НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ АГРИКОЛЯНСКИЙ и АЛЕКСЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ПОДВАРКО (впоследствии профессор, зав. кафедрой инфекционных болезней нашего института). Ассистентами кафедры в тот период были НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ АГРИКОЛЯНСКИЙ и АЛЕКСЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ПОДВАРКО (впоследствии профессор, зав. кафедрой инфекционных болезней нашего института). В первые годы на кафедре читались курсы физиотерапии (профессор МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ ДОБРОХОТОВ), рентгенологии (доц. СЕРГЕЙ ФЕДОРОВИЧ ЧЕРЕЧУКИН) и лабораторному делу (СЕМЕН ДМИТРИЕВИЧ МЕШАЛКИН) - впоследствии профессор, зав. кафедрой факультетской терапии). В первые годы на кафедре читались курсы физиотерапии (профессор МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ ДОБРОХОТОВ), рентгенологии (доц. СЕРГЕЙ ФЕДОРОВИЧ ЧЕРЕЧУКИН) и лабораторному делу (СЕМЕН ДМИТРИЕВИЧ МЕШАЛКИН) - впоследствии профессор, зав. кафедрой факультетской терапии). Г. П. РУДНЕВ руководил кафедрой 2 года. За это время он сумел организовать коллектив клиники, наладить научные исследования, приобрести учебное оборудование, таблицы, создать небольшую библиотеку. За 2 года было выполнено 26 научных работ, преимущественно по гепатологии. Г. П. РУДНЕВ руководил кафедрой 2 года. За это время он сумел организовать коллектив клиники, наладить научные исследования, приобрести учебное оборудование, таблицы, создать небольшую библиотеку. За 2 года было выполнено 26 научных работ, преимущественно по гепатологии. С 1936 года Г. П. РУДНЕВ перешел на другую кафедру, а кафедрой пропедевтики стал заведовать профессор В.Г.БОЖОВСКИЙ. С 1936 года Г. П. РУДНЕВ перешел на другую кафедру, а кафедрой пропедевтики стал заведовать профессор В.Г.БОЖОВСКИЙ.
21 БОЖОВСКИЙ ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ (1874–1953) - родился года в Еривани в семье личного дворянина. В 1892 году окончил Петроградскую Военно-медицинскую академию с отличием. В 1906 году защитил докторскую диссертацию «Клиническое наблюдение над состоянием кровяного давления при активной и пассивной гипертонии». В годах специализировался по терапии в Австро-Венгрии и Германии. Служил в армии в различных медицинских должностях в годы. После этого работал в различных госпиталях, в Ярославском медицинском институте в должности профессора. В связи со студенческими волнениями был репрессированн в 1923 и оправдан в Звание профессора получил в 1936 году. Приехал в Дагестан из Кисловодского Научно- исследовательского института курортологии. С 1936 г. стал заведующим кафедрой пропедевтики внутренних болезней ДМИ. На этом посту проработал до 1951 года. Имел 43 печатные научные работы В.Г.Божовский был прекрасным педагогом и все силы отдавал обучению студентов методам и приемам пропедевтической терапии. Являясь бессменным председателем Дагестанского научного медицинского общества, В.Г.Божовский был одним из основоположников Дагестанской школы терапевтов.
22 При Божовском кафедра из 2-й городской больницы перешла в Республиканскую, расширила материальную базу и по лечебной и по учебной работе. В этот период на кафедру приходят такие педагоги, как доцент ДАНИЯЛ ИБРАГИМОВИЧ ШЕЙХ-АЛИ (впоследствии профессор, зав.кафедрой факультетской терапии нашего института ), ассистент КСЕНИЯ ИВАНОВНА СОКОЛОВА, а лекции по рентгенологии стал читать доц. НИКОЛАЙ ФИЛАРЕТОВИЧ.МОРДВИНКИН (впоследствии профессор, зав. кафедрой госпитальной терапии нашего института ). При Божовском кафедра из 2-й городской больницы перешла в Республиканскую, расширила материальную базу и по лечебной и по учебной работе. В этот период на кафедру приходят такие педагоги, как доцент ДАНИЯЛ ИБРАГИМОВИЧ ШЕЙХ-АЛИ (впоследствии профессор, зав.кафедрой факультетской терапии нашего института ), ассистент КСЕНИЯ ИВАНОВНА СОКОЛОВА, а лекции по рентгенологии стал читать доц. НИКОЛАЙ ФИЛАРЕТОВИЧ.МОРДВИНКИН (впоследствии профессор, зав. кафедрой госпитальной терапии нашего института ). Большие трудности выпали на долю института и всех кафедр с началом 2 - й Мировой войны. Большинство преподавателей и врачей были призваны в Советскую армию. На кафедре оставались лишь профессор В. Г. БОЖОВСКИЙ и ассистент К. И. СОКОЛОВА. В тяжелый военный и послевоенный период перетерпели изменения и научные интересы. На смену проблем краевой патологии пришли изыскания по заболеваниям внутренних органов у раненных и пораженных в войне. Большие трудности выпали на долю института и всех кафедр с началом 2 - й Мировой войны. Большинство преподавателей и врачей были призваны в Советскую армию. На кафедре оставались лишь профессор В. Г. БОЖОВСКИЙ и ассистент К. И. СОКОЛОВА. В тяжелый военный и послевоенный период перетерпели изменения и научные интересы. На смену проблем краевой патологии пришли изыскания по заболеваниям внутренних органов у раненных и пораженных в войне. В 1952 году профессор В. Г. БОЖОВСКИЙ уходит на пенсию и кафедру возглавляет доцент И. М. БИЛАЛОВ. В 1952 году профессор В. Г. БОЖОВСКИЙ уходит на пенсию и кафедру возглавляет доцент И. М. БИЛАЛОВ.
23 Крестообразная галактика Эйнштейна – 4 квазара и в центре – отражение от черной дыры другой галактики, стоящей на пути света, идущего к ней от третьей галактики.
24 БИЛАЛОВ ИОСИФ МАНАСЕВИЧ ( ). Родился в 1903 году в г. Темирхан-Шуре Дагестанской области. В 1928 г. окончил Ленинградскую Военно-медицинскую академию, а в последующем - аспирантуру в Центральном институте усовершенствования врачей. Написал диссертация «Ацидоз и сердечная недостаточность» в 1940 году, но из-за разразившейся войны степень кандидата наук получил лишь в 1947 году. До 1941 г. работал ассистентом факультетской терапии Астраханского медицинского института. В 1941 году был призван в Советскую армию и в составе 1-го Украинского фронта прошел всю войну. Был начальником военного госпиталя, а после окончания войны – начальником терапевтического отделения Феодосийского военного санатория. Имел правительственные награды – орден Красной звезды и медали «За взятие Праги», «За взятие Берлина», «За победу над Германией». В 1946 году демобилизовался и вновь работал в Астраханском мединституте. В 1948 г. получил звание доцента и переехал на работу в Дагестанский медицинский институт. С 1952 г. стал заведующим кафедрой пропедевтики ДМИ. В 1972 г. ушел на пенсию. Имел 14 напечатанных научных работ. Работал над докторской диссертацией по теме туберкулезного перитонита в Дагестане.
25 В период, когда кафедрой заведовал Билалов, на кафедре работали: доценты МАДИНА ОСМАНОВНА МАГОМЕДОВА, АБАС НАГИЕВИЧ АЛИЕВ, УМАХАНАТ ДЖАЛАЛОВНА АТАЕВА, ассистенты ВАЛЕНТИНА НИКИТИЧНА ЛАЗУТИНА, АСИЯТ ДЖАМАЛОВНА ХАШАЕВА, ГРИГОРИЙ СЕМЕНОВИЧ ДУНАЕВСКИЙ, ДЖАМАЛ ДЖАМАЛОВИЧ АБДУЛПАТАХОВ, РАШИД МАГОМЕДОВИЧ СОЛТАХАНОВ. В период, когда кафедрой заведовал Билалов, на кафедре работали: доценты МАДИНА ОСМАНОВНА МАГОМЕДОВА, АБАС НАГИЕВИЧ АЛИЕВ, УМАХАНАТ ДЖАЛАЛОВНА АТАЕВА, ассистенты ВАЛЕНТИНА НИКИТИЧНА ЛАЗУТИНА, АСИЯТ ДЖАМАЛОВНА ХАШАЕВА, ГРИГОРИЙ СЕМЕНОВИЧ ДУНАЕВСКИЙ, ДЖАМАЛ ДЖАМАЛОВИЧ АБДУЛПАТАХОВ, РАШИД МАГОМЕДОВИЧ СОЛТАХАНОВ.
26 С 1972 году кафедрой руководит профессор ИБРАГИМ АХМЕДХАНОВИЧ ШАМОВ.
27 В настоящее время клиника внутренних болезней располагает большим числом диагностических приемов, методов и тестов, причем многие из них разработаны и введены в практику в Х1Х и ХХ столетиях. Рассмотрение некоторых из них, наиболее важных в развитии диагностики, представляет несомненный интерес. В настоящее время клиника внутренних болезней располагает большим числом диагностических приемов, методов и тестов, причем многие из них разработаны и введены в практику в Х1Х и ХХ столетиях. Рассмотрение некоторых из них, наиболее важных в развитии диагностики, представляет несомненный интерес.
28 В 1761 г. австрийский врач Л. Ауэнбруггер открыл, изучил и описал способ распознавания заболеваний органов грудной клетки при помощи выстукивания - перкуссии. Этот способ оставался малоизвестным до 1808 г.; в этом же году Ж. Корвизар, личный врач Наполеона Бонапарта, перевел книгу Ауэнбруггера на французский язык и обратил внимание врачей на чрезвычайную ценность метода. В 1761 г. австрийский врач Л. Ауэнбруггер открыл, изучил и описал способ распознавания заболеваний органов грудной клетки при помощи выстукивания - перкуссии. Этот способ оставался малоизвестным до 1808 г.; в этом же году Ж. Корвизар, личный врач Наполеона Бонапарта, перевел книгу Ауэнбруггера на французский язык и обратил внимание врачей на чрезвычайную ценность метода. После выхода книги Ауэнбруггера на французском языке перкуссия получила всемирное признание и стала применяться повсеместно. Метод имеет большое значение и в настоящее время. После выхода книги Ауэнбруггера на французском языке перкуссия получила всемирное признание и стала применяться повсеместно. Метод имеет большое значение и в настоящее время.
29 В 1816 г. Р. Лаэннек открыл метод опосредованной аускультации, получивший всемирное признание и являющийся в настоящее время одним из важнейших методов диагностики болезней легких и сердечно-сосудистой системы. В 1816 г. Р. Лаэннек открыл метод опосредованной аускультации, получивший всемирное признание и являющийся в настоящее время одним из важнейших методов диагностики болезней легких и сердечно-сосудистой системы. Следующим важным диагностическим открытием явилось обоснование в гг. немецким клиницистом Л. Траубе термометрии в клинике. В наше время термометрия также остается одним из важных методов диагностики и помогает диагностическому процессу врача любой специальности. Следующим важным диагностическим открытием явилось обоснование в гг. немецким клиницистом Л. Траубе термометрии в клинике. В наше время термометрия также остается одним из важных методов диагностики и помогает диагностическому процессу врача любой специальности.
30 Польский терапевт Э. Бернацкий в 1894 г. открыл метод определения реакции оседания эритроцитов (РОЭ) или, по современному, - скорости оседания эритроцитов (СОЭ). Польский терапевт Э. Бернацкий в 1894 г. открыл метод определения реакции оседания эритроцитов (РОЭ) или, по современному, - скорости оседания эритроцитов (СОЭ). Эта реакция и в настоящее время применяется очень широко и является непревзойденной по простоте выполнения и вероятностной чувствительности в установлении наличия у больного воспалительного и ряда других процессов. Эта реакция и в настоящее время применяется очень широко и является непревзойденной по простоте выполнения и вероятностной чувствительности в установлении наличия у больного воспалительного и ряда других процессов.
31 Эпохальным явилось открытие немецким ученым В. Рентгеном в 1895 г. лучей, названных впоследствии его именем. Рентгеновские лучи дали человеку поистине фантастическое могущество - возможность видеть внутренние органы, следить за их функцией, производить тончайшие и сложнейшие исследования, такие, как, например, зондирование полостей сердца под контролем глаза и многие другие. Лучи Рентгена позволили сделать гигантский скачок в диагностике внутренних болезней. В 1901 году В. К. Рентген за свое выдающееся открытие был удостоен Нобелевской премии. Эпохальным явилось открытие немецким ученым В. Рентгеном в 1895 г. лучей, названных впоследствии его именем. Рентгеновские лучи дали человеку поистине фантастическое могущество - возможность видеть внутренние органы, следить за их функцией, производить тончайшие и сложнейшие исследования, такие, как, например, зондирование полостей сердца под контролем глаза и многие другие. Лучи Рентгена позволили сделать гигантский скачок в диагностике внутренних болезней. В 1901 году В. К. Рентген за свое выдающееся открытие был удостоен Нобелевской премии.
32 В области диагностики сердечно-сосудистой патологии наряду с лучами Рентгена огромное значение имело изобретение струнного гальванометра В. Эйнтховеном и разработка на его основе электрокардиографического метода исследования. В области диагностики сердечно-сосудистой патологии наряду с лучами Рентгена огромное значение имело изобретение струнного гальванометра В. Эйнтховеном и разработка на его основе электрокардиографического метода исследования. В. Эйнтховен - выдающийся голландский электрофизиолог в 1903 г. сконструировал струнный гальванометр, приспособленный для электрокардиографических исследований. Пользуясь этим гальванометром, Эйнтховен определил временные и амплитудные характеристики зубцов и сегментов ЭКГ, разработал теорию электрического поля сердца, определил общий закон проекции ЭДС сердца на поверхность тела и ввел в практику три основных - стандартных отведения ЭКГ. За его выдающиеся труды по электрофизиологии Эйнтховену в 1924 году была присуждена Нобелевская премия. В. Эйнтховен - выдающийся голландский электрофизиолог в 1903 г. сконструировал струнный гальванометр, приспособленный для электрокардиографических исследований. Пользуясь этим гальванометром, Эйнтховен определил временные и амплитудные характеристики зубцов и сегментов ЭКГ, разработал теорию электрического поля сердца, определил общий закон проекции ЭДС сердца на поверхность тела и ввел в практику три основных - стандартных отведения ЭКГ. За его выдающиеся труды по электрофизиологии Эйнтховену в 1924 году была присуждена Нобелевская премия.
33 Чрезвычайно ценным оказалось установление возможности качественного разграничения белых кровяных элементов периферической крови - определение формулы крови, впервые произведенное немецким исследователем В. Шиллингом в 1912 г. Определение формулы крови - один из наиболее широко распространенных лабораторных тестов нашего времени. Этот тест позволяет не только распознать болезни крови, но и следить за течением целого ряда заболеваний других систем и органов. Чрезвычайно ценным оказалось установление возможности качественного разграничения белых кровяных элементов периферической крови - определение формулы крови, впервые произведенное немецким исследователем В. Шиллингом в 1912 г. Определение формулы крови - один из наиболее широко распространенных лабораторных тестов нашего времени. Этот тест позволяет не только распознать болезни крови, но и следить за течением целого ряда заболеваний других систем и органов.
34 Большим достижением в диагностике, в понимании тонких механизмов поражения клеток и тканей при внутренних заболеваниях явилось внедрение в практику в х годах текущего столетия электронной микроскопии (М. фон Арденне, Германия, 1938; В. К. Зворыкин, США, 1942 и др. ). Визуализация субклеточных структур дала возможность понять многие патологические процессы на молекулярном уровне. Большим достижением в диагностике, в понимании тонких механизмов поражения клеток и тканей при внутренних заболеваниях явилось внедрение в практику в х годах текущего столетия электронной микроскопии (М. фон Арденне, Германия, 1938; В. К. Зворыкин, США, 1942 и др. ). Визуализация субклеточных структур дала возможность понять многие патологические процессы на молекулярном уровне.
35 Исключительными по своей значимости для понимания патогенеза многих внутренних болезней оказались работы по иммунологии австралийца Ф. М. Бернета и англичанина П. Медовара (1949, 1953). Нобелевская премия за 1960 год. Исключительными по своей значимости для понимания патогенеза многих внутренних болезней оказались работы по иммунологии австралийца Ф. М. Бернета и англичанина П. Медовара (1949, 1953). Нобелевская премия за 1960 год.
36 Триумфом развития рентгенологических методов исследования в сочетании с компьютерной техникой явилось открытие и внедрение в медицинскую практику в гг. компьютерной томографии (Г. Гунфельд и И. Амброзе, Англия). В последние годы разработаны апапарты спиральной КТ – приборы, более чувствительные и с большей разрешающей способностью. Триумфом развития рентгенологических методов исследования в сочетании с компьютерной техникой явилось открытие и внедрение в медицинскую практику в гг. компьютерной томографии (Г. Гунфельд и И. Амброзе, Англия). В последние годы разработаны апапарты спиральной КТ – приборы, более чувствительные и с большей разрешающей способностью.
37 В начале 80-х годов ХХ столетия был внедрен еще один уникальный метод исследования – магнитно- резонансная томография. Ее авторами были химик Пол Лотербург (университет штата Иллинойс, США и физик Питер Мэнсфилд (Ноттингемский университет, Великобритания). Этот метод основан на том, что человеческое тело на 2/3 состоит из воды, а в воде содержатся протоны. При воздействии на эти протоны радиоволнами в магнитном поле возникает резонансная волна, которая улавливается аппаратами, и преобразуется компьютерами в трехмерное изображение того органа, который исследуется. В начале 80-х годов ХХ столетия был внедрен еще один уникальный метод исследования – магнитно- резонансная томография. Ее авторами были химик Пол Лотербург (университет штата Иллинойс, США и физик Питер Мэнсфилд (Ноттингемский университет, Великобритания). Этот метод основан на том, что человеческое тело на 2/3 состоит из воды, а в воде содержатся протоны. При воздействии на эти протоны радиоволнами в магнитном поле возникает резонансная волна, которая улавливается аппаратами, и преобразуется компьютерами в трехмерное изображение того органа, который исследуется. МРТ – блестящий метод получения изобраажения органов, который заменил целый ряд инвазивных методов прошлого и резко повысил диагностические возможности медицины. МРТ – блестящий метод получения изобраажения органов, который заменил целый ряд инвазивных методов прошлого и резко повысил диагностические возможности медицины. Оба автора в 2003 году получили Нобелевскую премию за свое открытие. Оба автора в 2003 году получили Нобелевскую премию за свое открытие.
38 Последние десятилетия ХХ столетия ознаменовались огромным числом различных открытий и внедрением в медицину высоких технологий. Перечислять их здесь не представляется возможным. Многие из этих открытий и технологий будут упоминаться без персонификации по ходу изложения материла. Последние десятилетия ХХ столетия ознаменовались огромным числом различных открытий и внедрением в медицину высоких технологий. Перечислять их здесь не представляется возможным. Многие из этих открытий и технологий будут упоминаться без персонификации по ходу изложения материла.
39 ЛЕКЦИЯ ОКОНЧЕНА.БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
40 Выдающиеся отечественные ученые, внесшие большой вклад в развитие пропедевтики и методы диагностики Выдающиеся отечественные ученые, внесшие большой вклад в развитие пропедевтики и методы диагностики Во многих областях терапии и диагностики достойный вклад внесли отечественные ученые. Во многих областях терапии и диагностики достойный вклад внесли отечественные ученые. Матвей Яковлевич Мудров ( ) - один из выдающихся русских терапевтов. М. Я. Мудров был популярнейшим московским врачом первой половины Х1Х в. Он окончил медицинский факультет Московского университета и совершенствовал свои знания во многих клиниках Европы (Берлин, Геттинген, Вена, Париж). В 1804 г. получил докторскую степень и с 1809 г. работал профессором, заведующим кафедрой патологии и терапии медицинского факультета Московского университета.
41 Выдающимся вкладом М. Я. Мудрова в диагностику явилось введение истории болезни в России. Он высоко ценил этот документ и подчеркивал его значение для развития медицины. «История болезни, - писал М. Я. Мудров, - должна иметь достоинства точного повествования о случившемся, следовательно, она должна быть справедлива. Историю болезни должно писать рачительно. В ней подлежат описанию лишь достоверные факты, небывалых выдумывать не должно для оправдания своего лечения, либо для утверждения какого-либо умозрения или системы». М. Я. Мудров сделал очень много для популяризации в России методов перкуссии и аускультации. Выдающимся вкладом М. Я. Мудрова в диагностику явилось введение истории болезни в России. Он высоко ценил этот документ и подчеркивал его значение для развития медицины. «История болезни, - писал М. Я. Мудров, - должна иметь достоинства точного повествования о случившемся, следовательно, она должна быть справедлива. Историю болезни должно писать рачительно. В ней подлежат описанию лишь достоверные факты, небывалых выдумывать не должно для оправдания своего лечения, либо для утверждения какого-либо умозрения или системы». М. Я. Мудров сделал очень много для популяризации в России методов перкуссии и аускультации.
42 Григорий Антонович Захарьин ( ) заведовал факультетской терапевтической клиникой Московского университета. Это был выдающийся диагност и лечебник, внесший неоценимый вклад в совершенствование одного из наиболее важных методов установления диагноза - расспроса больного. Достижения Г. А. Захарьина в этой области были признаны не только в России, но и за рубежом. Известный французский клиницист Юшар писал: «Школа Захарьина опирается на точное знание анамнеза и этиологии, на расспрос, возведенный на высоту искусства». Григорий Антонович Захарьин ( ) заведовал факультетской терапевтической клиникой Московского университета. Это был выдающийся диагност и лечебник, внесший неоценимый вклад в совершенствование одного из наиболее важных методов установления диагноза - расспроса больного. Достижения Г. А. Захарьина в этой области были признаны не только в России, но и за рубежом. Известный французский клиницист Юшар писал: «Школа Захарьина опирается на точное знание анамнеза и этиологии, на расспрос, возведенный на высоту искусства». Расспрос и по настоящее время остается одним из главных методов диагностической и лечебной работы врача любой специальности. Расспрос и по настоящее время остается одним из главных методов диагностической и лечебной работы врача любой специальности.
43 Сергей Петрович Боткин ( ) - основоположник Петербургской школы терапевтов - сумел уловить то, что исподволь назревало к тому времени - необходимость использования в клинике внутренних болезней новейших достижений физики, физиологии, биохимии и ряда других наук. Он создал клинику нового типа, основанную на достижениях этих наук и опирающуюся на данные лабораторно- экспериментальных исследований, т. е. тот тип клиники внутренних болезней, который мы имеем в настоящее время. С. П. Боткин обладал огромными знаниями, тонкой наблюдательностью, что позволило ему сделать ряд открытий.. Исключительно велики заслуги С. П. Боткина в изучении ряда инфекционных заболеваний, военно- полевой терапии, разработке многих направлений терапевтической науки.
44 Василий Парменович Образцов ( ) и Николай Дмитриевич Стражеско ( ) разработали методическую глубокую скользящую пальпацию брюшной полости, широко используемую и в настоящее время. До разработки этого метода считалось, что прощупать органы брюшной полости удается ли шь в том случае, когда в них имеется какое либо патологическое образование. Они же показали, что и у здорового человека удается пропальпировать толстую кишку, желудок и т. д. при умелом применении предложенной ими методики. Кроме того, эти ученые еще в доэлектрокардиографическую эпоху, в 1910 г. описали классическую картину инфаркта миокарда, что явилось большим вккладом в диагностику этой тяжелой болезни, послужило и служит прогрессу лечения этой тяжелой болезни.
45 Семен Семенович Зимницкий ( ) предложил простую по выполнению, но имеющую исключительную ценность, функциональную пробу почек. Эта проба, названная в дальнейшем его именем (проба Зимницкого), в настоящее время широко и успешно применяется в нефрологической функциональной диагностике.
46 Александр Леонидович Мясников ( ) - выдающийся советский терапевт, внесший неоценимый вклад в развитие пропедевтики внутренних болезней, академик. Его труды во многом способствовали раскрытию механизмов распространенных заболеваний нашего времени - гипертонической болезни и атеросклероза. За свои выдающиеся заслуги в этой области А. Л. Мясников был удостоен международной премии «Золотой стетоскоп». Им был написан один из самых лучших учебников по пропедевтике внутренних болезней, по которому обучалось много поколений советских студентов и который и сегодня в своей клинической части представляет несомненный интерес. Александр Леонидович Мясников ( ) - выдающийся советский терапевт, внесший неоценимый вклад в развитие пропедевтики внутренних болезней, академик. Его труды во многом способствовали раскрытию механизмов распространенных заболеваний нашего времени - гипертонической болезни и атеросклероза. За свои выдающиеся заслуги в этой области А. Л. Мясников был удостоен международной премии «Золотой стетоскоп». Им был написан один из самых лучших учебников по пропедевтике внутренних болезней, по которому обучалось много поколений советских студентов и который и сегодня в своей клинической части представляет несомненный интерес.
47 Владимир Харитонович Василенко ( ) - автор учебника по пропедевтике внутренних болезней, по которому и по настоящее время занимаются студенты медицинских вузов России. Работал во многих областях терапевтической науки, в частности, по вопросам недостаточности кровообращения (сердечной недостаточности) и совместно с Н. Д. Стражеско разработал классификацию сердечной недостаточности, которая остается в практике терапевтов и в наше время. Владимир Харитонович Василенко ( ) - автор учебника по пропедевтике внутренних болезней, по которому и по настоящее время занимаются студенты медицинских вузов России. Работал во многих областях терапевтической науки, в частности, по вопросам недостаточности кровообращения (сердечной недостаточности) и совместно с Н. Д. Стражеско разработал классификацию сердечной недостаточности, которая остается в практике терапевтов и в наше время.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.