Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемlibrary.pgups.ru
1 Болеслав Игнатьевич Статковский ( ) - известный исследователь Кавказа, инженер, писатель, начальник Кавказского округа путей сообщения, основатель Альпийского Кавказского Клуба.
2 Образование получил в Пинской гимназии (Белоруссия) и в Институте корпуса инженеров путей сообщения.
3 В 1847 г. Б. Статковский назначен на службу на Кавказ. М. Ю. Лермонтов - Военно- Грузинская дорога близ Мцхета.
4 Любая страна существует благодаря своей системе путей сообщения. В середине XIX века Россия впервые за несколько столетий проиграла не отдельное сражение, но целую войну – Крымскую. Одной из причин поражения стала слабость отечественной транспортной системы, затруднявшая снабжение отдаленных театров военных действий – из которых вторым по важности был Кавказский.
5 Неизвестный художник – А. И. Барятинский Кавказский наместник князь А.И. Барятинский докладывал Императору: «В настоящее время закавказские области связаны с Империей только на географической карте, в сущности они составляют край во всех отношениях отдельный от прочей России. Чрезвычайное затруднение в сообщениях и огромные расстояния от пунктов, в которых сосредоточены главные силы государства, вполне разъединяют Закавказье с Империей и в военном, и в экономическом отношении»
6 Поэтому-то сразу после заключения Парижского мира администрация наместника приступила к рассмотрению сразу нескольких проектов кавказской железной дороги. Самый первый из этих проектов был изложен в записке инженер-капитана Б.И. Статковского. Автор предлагал построить дорогу от Тифлиса до села Сангар – места, где река Кура становится судоходной. В 1857 году, власти командировали Б. Статковского в Швейцарию, Францию, Бельгию и Англию для ознакомления с методами строительства горных дорог и тоннелей.
7 Во время своего пребывания во Франции Статковский издал в Париже в 1858 г. брошюру на французском языке под заглавием "О наводнениях". В брошюре этой изложена та мысль, что все те меры, которые предпринимаются владельцами прибрежных имений для ограждения их от наводнения, вредны, если они замедляют течение реки, а не способствуют скорейшей убыли воды.
8 Г. Орбелиани После возвращения из-за границы, к этому времени уже в чине инженер- подполковника, Б. И. Статковский представил окончательный проект новой дороги. Начались работы, общее руководство которыми осуществлял Григол Орбелиани.
9 Новая трасса начиналась от села Квешети, шла вверх по реке Арагви, пересекала реку через красивый каменный мост. И, перейдя на левый берег, семью зигзагами общей протяженностью в пять с половиной километров, достигала плато у села Кумисцихе. Затем перевальная дорога, обойдя снизу Гуд-гору, достигала высшей точки перевала – Крестовой горы
10 30 августа 1861 года Г. Орбелиани перерезал ленту, и под звуки военного оркестра по Млетскому спуску прошел кавалерийский эскадрон, а затем - гражданский транспорт. На Земомлетском подъеме в так называемую «Белую скалу» была врезана медная плита, надпись на которой гласила, что шоссе сооружалось по проекту подполковника Б. Статковского.
11 Военно-Грузинская дорога имела важное государственное значение. Она стала источником вдохновения многих выдающихся представителей литературы и искусства. Могучей природе Кавказа отдали дань восхищения И.Чавчавадзе, А.Пушкин, Л.Толстой, А.Грибоедов, А.Чехов, В.Маяковский, А.Рубинштейн, И.Айвазовский.
12 Г. Орбелиани и других специалистов беспокоили лавины и селевые потоки, которые обрушивались на дорогу. Особенно сильные обвалы были зафиксированы в 1785, 1808, 1817 и 1835 годах. Существует предположение, что Б.И. Статковский первый ввел из бытовой речи в научный оборот термин "сель".
13 Б. И. Статковский не только разъяснил причины происхождения этих завалов, но и указал самые простые средства для их устранения. Результатом изучения этого вопроса явился в 1878 г. труд Статковского «Задачи климатологии Кавказа».Кроме того, Статковский напечатал "О причинах происхождения Казбекского завала" (1887); "Микроскопические организмы и наблюдения над ними в Парижской обсерватории Монсури" (1882); "Прекращение овражных выносов и возобновление лесов на горах" (1895). Статковский также напечатал ряд статей в технических журналах.
14 Болеслав Игнатьевич Статковский отдал много сил изучению района вулкана Казбек.
15 Статковский Болеслав Игнатьевич
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.