Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемedu.tatar.ru
1 Составила Синичкина Наталья Анатольевна, педагог-психолог МБДОУ 76 «Ветерок» г. Набережные Челны, высшая квалификационная категория
2 Понятие мониторинга (от лат. MONITOR) 1 вариант – осуществление некоторого действия, направленного на реализацию функций наблюдения, контроля, предупреждения. 2 вариант - постоянное наблюдение за каким-либо процессом в целях выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям
3 Определение понятия МОНИТОРИНГ (М. М. Поташник, А. А. Шаталов, В. В. Афанасьев, И. В. Афанасьева, Е. А. Гвоздева). Мониторинг определяется как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с помощью относительно стабильного ограниченного числа стандартизированных показателей, отображающих приоритетную причинную зависимость с целью оценки, контроля, прогноза, предупреждения нежелательных тенденций развития
4 Отличия мониторинга от диагностики МониторингДиагностика Особенности течения процесса (в данном случае – педагогического) (контроль процесса) Раскрытие сущности явления, уже открытого ранее в ходе научного исследования и имеющее конкретное описание (контроль результата) Систематическая и регулярная процедура сбора информации, экспертизы и оценки (в динамике) Уровень освоения ООП (констатация показателей на момент обследования) образовательные области интегративные качества
5 Алгоритм проведения мониторинга Определение формата проведения мониторинга Постановка цели мониторинга Определение объекта мониторинга Определение методов и форм мониторинга Определение содержания мониторинга (определение показателей мониторинга) Подбор диагностических методик с учетом возрастной группы, вида группы и кадрового обеспечения образовательного процесса ДОУ Разработка форм для фиксации результатов мониторинга Определение периодичности и сроков проведения мониторинга Обеспечение профессиональной готовности педагогических кадров к осуществлению системы мониторинга Проведение мониторинга педагогами ДОУ Оформление результатов мониторинга Педагогический анализ результатов мониторинга Коллегиальное обсуждение результатов мониторинга (по результатам каждого проведенного мониторинга- не менее 2-х раз в год) Оформление и хранение результатов мониторинга Составление аналитической справки по результатам мониторинга ( к анализу годового плана ДОУ - ежегодно; к аттестации педагогов – за 2-3 предыдущие года)
6 Классификация видов мониторинга по масштабу целей образования этапам обучения временной зависимости частоте процедур охвату объекта наблюдения организационным формам формам объект-субъектных отношений используемому инструментарию
7 Масштаб целей образования стратегически й тактическийоперативный
8 Этапы обучения Входной (отборочный) Учебный (промежуточны й) Выходной (итоговый)
9 ВременнАя зависимость ретроспективны й предупредительн ый (опережающий ) текущий
10 Частота процедур разовый периодически й систематически й
11 Охват объекта наблюдения локальный выборочны й сплошной
12 Организационные формы индивидуальны й групповойфронтальный
13 Формы субъект-объектных отношений внешний (социальный) взаимоконтрол ь самоанализ
14 Используемый инструментарий стандартизованны й нестандартизованный матричный и т.д.
15 Педагогический мониторинг Медицинский мониторинг Социологический мониторинг Психологический мониторинг
16 Отличия видов мониторинга социологическиймедицинскийпсихологическийпедагогический определение небольшого числа показателей, отражающих состояние социальной сферы, сравнение повторных замеров с базовыми и нормативными показателями. обеспечивает слежение за динамикой здоровья и функционального состояния ребенка в разных условиях: развития в семье и ДОУ, в городе и селе и т.д. При этом важны не просто констатация, а прогноз развития в соответствии со сложившимися условиями, и, в случае необходимости, коррекция данных условий. устанавливает тенденции и закономерности формирования психологического здоровья и психического развития детей, определяет возрастные границы развития их способностей к разным видам деятельности. имеет специфический объект изучения и обеспечивает педагогов, руководителей ОУ и органов управления образованием качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений.
17 1. Образовательный мониторинг может быть определен как система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития. 2. Соотношение контроля, педагогической диагностики и мониторинга 3. Мониторинг предполагает: - постоянный сбор информации об объектах контроля, то есть выполнение функций слежения; изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений; - компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс.
18 Виды образовательного мониторинга дидактическийвоспитательныйсоциально- психологический управленческий слежение за различными сторонами образовательного процесса; слежение за различными сторонами воспитательного процесса, которое учитывает систему связи отношений, характер взаимодействия участников образовательного процесса; слежение за системой коллективно- групповых, личностных отношений, характером психологической атмосферы коллектива, групп; слежение за характером взаимодействия на различных управленческих уровнях (в системах: руководитель педагогический коллектив; руководитель коллектив родителей; руководитель внешняя среда ОУ; педагог педагог; педагог ребенок; педагог семья).
19 включает в себя два компонента: Основная задача мониторинга – определить степень освоения ребёнком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в ДОУ, на развитие ребёнка. мониторинг образовательного процесса мониторинг детского развития отслеживание результатов освоения образовательной программы оценки развития интегративных качеств ребёнка
20 По группе Сравнительный по годам (3-5 лет) По ДОУ (межгрупповой) Структура мониторинга в ДОУ
21 Основа для организации системы мониторинга в ДОУ: Приказ Минобрнауки РФ от «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
22 Федеральный (приказ), типовое Положение Региональный (приказ) Муниципальный (приказ) Локальный (ДОУ) – приказ, Положение о психолого-педагогическом мониторинге в ДОУ Рабочий – (педагог) – рабочий инструментарий, циклограммы, Карты мониторинга, и т.д.
23 СТРУКТУРА И ЭТАПЫ МОНИТОРИНГА 1. Определение объекта. 2. Сбор информации об объекте. 3. Обработка и анализ полученной информации. 4. Интерпретация и комплексная оценка объекта. 5. Принятие решения об изменении деятельности
24 ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ (В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МОНИТОРИНГА) 1. Отслеживание качества результатов образовательного мониторинга в ДОУ. 2. Отслеживание качества педагогического процесса в ДОУ. 3. Отслеживание качества условий деятельности ДОУ.
25 Цель педагогического мониторинга в ДОУ - выявление динамики развития физических, личностных, интеллектуальных качеств дошкольников Функции педагогического мониторинга: Интегративная обеспечивает комплексную характеристику развития ребенка в дошкольный период; Диагностическая позволяет дать объективную оценку сформированности интегративных качеств ребенка дошкольного возраста Информационная является способом систематического получения информации о развитии физических, интеллектуальных и личностных качествах ребенка; Прагматическая позволяет использовать мониторинговую информацию для принятия своевременных объективных решений, направленных на достижение положительных результатов развития каждого воспитанника.
26 О БЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка, представленные в интеграции ( интегративные качества ): 1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; 2. Любознательный, активный; 3. Эмоционально отзывчивый; 4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; 5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; 6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; 7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе; 8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности; 9. Овладевший необходимыми умениями и навыками.
27 Периодичность и сроки проведения мониторинга Устанавливаются образовательным учреждением и должны обеспечивать возможность: - оценки динамики достижений детей, - сбалансированность методов, - не приводить к переутомлению воспитанников - не нарушать ход образовательного процесса. Периодичность проведения мониторинга – не менее 2-х раз в год (начало и конец учебного года) Рекомендуемая длительность проведения мониторинга недели.
28 Требования ФГТ к проведению мониторинга в ДОУ Промежуточные результаты освоения Программы Итоговый мониторинг раскрывают динамику формирования интегративных качеств детей в каждый возрастной период по всем направлениям их развития. описывает интегративные качества ребёнка, которые он приобрёл в результате освоения основной общеобразовательной программы ДОУ.
29 ПОДБОР ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК Специалистами ДОУ подбираются апробированные, описанные в психолого- педагогической литературе диагностические методики. Воспитатель осуществляет диагностику путем педагогического наблюдения, беседы, анализа продуктов детской деятельности
30 Используемые в ДОУ МЕТОДЫ И ФОРМЫ МОНИТОРИНГА низкоформализованные высокоформализованные наблюдения за ребенком, беседы, экспертные оценки, o критериально- ориентированные методики нетестового типа o анализ продуктов детской деятельности тесты, пробы, аппаратурные методы критериально-ориентированное тестирование, скрининг-тесты и др. o стандартизированные задания o проектные методы
31 Обеспечение профессиональной готовности педагогических кадров к осуществлению системы мониторинга Определение основного содержания системы мониторинга с учетом возраста детей, вида групп, кадрового обеспечения, других особенностей ДОУ («Положение о психолого-педагогическом мониторинге в ДОУ»). Организация обучения педагогов методике проведения мониторинга и оформления его результатов (консультации, практикумы, др.) На педагогическом совете ДОУ утверждается система мониторинга, исполнители, сроки и периодичность проведения мониторинга, оформление его результатов. Внесение дополнений в должностные инструкции (педагогов, специалистов, др.) о проведении системы мониторинга.
32 По результатам мониторинга необходимо : оценить уровень полученных результатов (низкий, средний, высокий или иные его градации, если это предусмотрено методикой); определить группу показателей с наиболее низкими результатами, определить коллегиально возможные причины полученных данных; провести сравнение с аналогичными предыдущими показателями, выявить характер динамики (положительный, отрицательный); определить возможные причины изменений и факторы, которые повлияли на полученные результаты.
33 РАЗРАБОТКА ФОРМ ДЛЯ ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА Возможные варианты фиксации результатов: рабочие тетради, технологические карты, карты наблюдения, карты развития ребенка и др.; оформление результатов в цвете, в баллах, др.
34 Составление аналитической справки по результатам мониторинга Аналитическая справка о результатах мониторинга (за 2-3 года), заверенная руководителем ДОУ должна отражать: Для воспитателей, старших воспитателей, руководителей (инструкторов) по физическому воспитанию, музыкальных руководителей: Динамику достижения стабильных положительных (промежуточных и итоговых) результатов формирования интегративных качеств воспитанников в каждой возрастной период: Для учителей- логопедов, учителей-дефектологов: наличие стабильных результатов коррекции развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья положительную динамику в коррекции развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Для педагогов –психологов: наличие стабильных положительных результатов коррекции развития, адаптации обучающихся и воспитанников положительная динамика в коррекции развития, адаптации обучающихся и воспитанников
35 Аналитическая справка по результатам освоения воспитанниками группы основной общеобразовательной программы по образовательным областям:__________________________________________________________________ В _______________ году Программа по разделу «_» усвоена детьми данной группы на _____ уровне (_%) программного материала По итогам контрольных срезов _% детей показали положительный результат освоения программного материала по данному разделу. (_ %) детей показали высокий уровень освоения программного материала, _ %- средний уровень. Однако в группе имеются _ % детей, показавших по итогам контрольных срезов недостаточный (низкий) уровень освоения программного материала (перечислить с соблюдением конфиденциальности и указать причину данного явления) __ отдельных подразделов раздела программы Анализ качества освоения детьми данной группы отдельных подразделов раздела программы позволяет выстроить следующий рейтинговый порядок: по подразделам Наиболее высокие результаты показаны детьми по подразделам: - % по подразделам Несколько ниже результаты по подразделам: - % по подразделам Наиболее низкие результаты по подразделам: - % программного материала по данному разделу Предполагаемая причина низкого качества освоения программного материала по данному разделу: отдельных тем раздела программы по теме Анализ качества освоения детьми данной группы отдельных тем раздела программы показывает, что наиболее высокие результаты показаны детьми по теме по теме: Низкий уровень освоения программы по теме: « Предполагаемая причина_ Рекомендации Справку составили: Дата: Воспитатели: __(_________________) ____________________(___________________) Ознакомлена: ст. воспитатель (заведующий) () Аналитическая справка по результатам освоения воспитанниками группы основной общеобразовательной программы по образовательным областям:__________________________________________________________________ В _______________ году Программа по разделу «_» усвоена детьми данной группы на _____ уровне (_%) программного материала По итогам контрольных срезов _% детей показали положительный результат освоения программного материала по данному разделу. (_ %) детей показали высокий уровень освоения программного материала, _ %- средний уровень. Однако в группе имеются _ % детей, показавших по итогам контрольных срезов недостаточный (низкий) уровень освоения программного материала (перечислить с соблюдением конфиденциальности и указать причину данного явления) __ отдельных подразделов раздела программы Анализ качества освоения детьми данной группы отдельных подразделов раздела программы позволяет выстроить следующий рейтинговый порядок: по подразделам Наиболее высокие результаты показаны детьми по подразделам: - % по подразделам Несколько ниже результаты по подразделам: - % по подразделам Наиболее низкие результаты по подразделам: - % программного материала по данному разделу Предполагаемая причина низкого качества освоения программного материала по данному разделу: отдельных тем раздела программы по теме Анализ качества освоения детьми данной группы отдельных тем раздела программы показывает, что наиболее высокие результаты показаны детьми по теме по теме: Низкий уровень освоения программы по теме: « Предполагаемая причина_ Рекомендации Справку составили: Дата: Воспитатели: __(_________________) ____________________(___________________) Ознакомлена: ст. воспитатель (заведующий) () Образец аналитической справки воспитателя (педагога) ДОУ Образец аналитической справки воспитателя (педагога) ДОУ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.