Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемtsogu.ru
1 О.А. Сотникова доктор педагогических наук, профессор кафедры высшей математики УГТУ
2 Компетентностный подход – образовательная парадигма, в которой главным результатом образования признается готовность и способность личности действовать в жизненных ситуациях с ответственностью за собственное благополучие и за благополучие общества. Это обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся реальность в обществе и науке.
3 Причины активного внедрения компетентностного подхода (А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя): 1) общеевропейская и мировая тенденция к интеграции и глобализации мировой экономики; 2) необходимость гармонизации «архитектуры европейской системы высшего образования»; 3) богатство понятийного содержания термина «компетентность»; 4)государственные предписания. Внедрение компетентностного подхода в образование в частности означает: - изменение всей педагогической системы высшей профессиональной школы, переход к новому типу обучения; - осмысление и разработка и принятие научно обоснованных и административно взвешенных решений; - опора на психолого-педагогические теории.
4 общенаучные Компетентность бакалавра/магистра компетенции социально- личностные экономические специальные Организационно- управленческие
5 Ключевые компетентности (базовые, универсальные) – компетентности, которые помогают учиться, позволяют быть гибкими в мышлении и действиях. Они аккумулированы в содержании любой дисциплины, проходят через все уровни образования.
6 Классификация ключевых компетенций (А.В. Хуторской): 1) ценностно-смысловые компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами учащегося, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, выбирать целевые и смысловые установки, принимать решения. 2) общекультурные осведомленность в вопросах национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека, представления о научной картине мира
7 Классификация ключевых компетенций (А.В. Хуторской): 3) учебно-познавательные способность к самостоятельной познавательной деятельности 4) информационные умения с помощью реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, компьютер и т.п.) и информационных технологий (Интернет, аудио- видеозапись, электронная почта и т.п.) самостоятельно добывать, отбирать и анализировать информацию, преобразовывать, сохранять и передавать ее. 5)коммуникативные владение способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями
8 Классификация ключевых компетенций (А.В. Хуторской): 6) социально-трудовые владение опытом в социально-трудовой сфере 7) личностное самосовершенствование владение способами саморазвития (духовного, интеллектуального, физического), эмоциональной саморегуляции и самоподдержки и др. Математическая дисциплина имеет уникальный потенциал к формированию всех видов ключевых компетенций. Математические знания связаны прежде всего с изменением интеллектуальных структур.
9 Студенческому возрасту отведена пора сложного структурирования интеллекта, что очень индивидуально и вариативно. Хорошо организованные ментальные структуры превращают интеллект «в своего рода безразмерную губку, готовую впитывать любую информацию, что расширяет возможности человека к комбинированию, трансформации и порождению идей. М.А. Холодная
10 Психологическая позиция: компетенция измеряется не тем, «что может решить и что не может решить» студент, а тем, как он «воспринимает, понимает и объясняет» Процесс понимания: 1. Понимание как осмысление означает выделение смысла, который содержится во взаимосвязях существенных сторон понятий, расшифровка результата человеческой деятельности (Г.А. Лекторский, А.В. Ахутин, В.В. Мантатов и др.). 2. Понимание как объяснение («рациональное объяснение») требует согласования структур (структуры науки и структуры культуры), выделения составляющих знания, их причинно- следственной связи (П. Рикер, Р. Карнап, А. Уайтхед и др.). 3. Понимание как интерпретация есть отношение субъекта к знанию, некоторое истолкование, определение того, что это знание означает, т.е. установление соответствия между знанием и реальной действительностью (Г.И. Рузавин, Б. Рассел, Х.Г. Гадамер, К.В. Малиновская и др.).
11 С методологических позиций понимание связано с установлением взаимосвязей (существенных сторон понятия, структур знания, в отношениях к знанию). Сформированная компетенция, связанная с математическими знаниями, характеризуется способностью устанавливать связи в материале Создание условий, при которых будет осуществляться переход от «познавательного процесса» к «ментальному опыту» в процессе обучения математике выражается в следующей закономерности: Закономерность 1. Организация учебного математического материала в виде содержательной взаимообусловленности будет создавать базу для формирования компетенций, связанных с математическими знаниями
12 Соотношение учебной и математической задачи в процессе изучения математики: путь первый (от математической задачи к учебной): Предъявлена: математическая задача (вычислить…, найти…, построить …) Получен: математический факт Освоен: метод получения математического факта определенного вида путь второй (от учебной к математической задаче) Предъявлена: серия учебных заданий (найти соотношения, выделить ключевые понятия, свойства понятий …) Получена: учебная задача (научится вычислять, находить, выполнять построение …), математический факт Освоен: метод учебного познания математических понятий
13 Некоторая специфика использования первого пути: 1) опора на высокую познавательную мотивацию к математическому познанию; 2) предполагает развитую самостоятельность математического познания; 3) формирует «догматичность» математической мысли; 4) не требует процессуально- методической подготовки преподавателя. второго пути: 1) формирует познавательную мотивацию к математическому познанию; 2) развивает самостоятельность математического познания; 3) использует креативный потенциал учащегося в освоении математическими методами; 4) требует специальной организации обучения математике.
14 Закономерность 2: Создание специальных учебных ситуаций, в процессе которых математические задачи появляются как следствие учебных задач, способствует формированию компетенций, связанных с математическими знаниями.
15 Реализация компетентностного подхода к обучению математике требует реорганизации профессиональной деятельности преподавателя, связанной со смещением акцентов с разработкой проблем организации учебной деятельности студентов
16 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.