Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемchuc.ru
1 Колесникова Людмила Геннадьевна, заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга, кандидат педагогических наук, доцент
2 Некоторые особенности компетентностного подхода Кафедра менеджмента и маркетинга
3 Некоторые особенности компетентностного подхода Решение такой актуальной проблемы педагогики профессионального образования, как подготовка студентов вуза к осуществлению любого вида профессиональной деятельности, требует четкого теоретико-методического подхода в своей организации. Решение такой актуальной проблемы педагогики профессионального образования, как подготовка студентов вуза к осуществлению любого вида профессиональной деятельности, требует четкого теоретико-методического подхода в своей организации. Термин «подход» является полисемичным и может рассматриваться: Термин «подход» является полисемичным и может рассматриваться: - как мировоззренческая категория, отражающая социальные установки субъектов обучения как носителей общественного сознания, - как глобальная и системная организация и самоорганизация образовательного процесса, - как принципиальная методологическая ориентация исследования, - как совокупность принципов, которые определяют общую цель и стратегию соответствующей деятельности
4 Некоторые особенности компетентностного подхода Проблема профессиональной подготовки решается с позиций разных подходов. В процессе изучения истории вопроса становится ясно, что профессиональная подготовка не может ограничиваться передачей знаний от преподавателя – студенту. Обучение виду профессиональной деятельности связано с побуждением к совершенствованию, развитию не только профессиональных, но и личностных качеств. Обучение виду профессиональной деятельности связано с побуждением к совершенствованию, развитию не только профессиональных, но и личностных качеств. Несмотря на это, наиболее часто в качестве теоретико- методической основы обучения предлагаются знаниевый, прагматичный, функциональный, междисциплинарный, системный подходы. Несмотря на это, наиболее часто в качестве теоретико- методической основы обучения предлагаются знаниевый, прагматичный, функциональный, междисциплинарный, системный подходы.
5 Некоторые особенности компетентностного подхода Традиционный знаниевый подход не может трактоваться как теоретико-методическая основа профессиональной подготовки, так как базируется на нормировании содержательных единиц, зафиксированных в образовательном стандарте, концентрируется на непосредственных результатах обучения – усвоении знаний, навыков и выявление их объема и качества. Поэтому студенты концентрируются на достижении некоторых формальных показателей – отметка, диплом, способность сдать экзамен. Лекционная форма подачи материала неудовлетворительно ориентированна на использование практического опыта, нередко наблюдаются элементы формализма
6 Некоторые особенности компетентностного подхода Прагматичный подход в подготовке специалистов широко распространен в США и Западной Европе (Международный институт менеджмента ЛИНК, Открытый университет Великобритании, программы MBA – Master of Business Administration и др.) и отдает предпочтение выпуску узких, но хорошо подготовленных в конкретной области специалистов. В результате формируется желание получить максимально конкретные и практически значимые знания и навыки, которые можно сразу использовать в последующей работе, поэтому общетеоретические разделы воспринимаются как дань «академической учености». Однако студенту важны аргументация и ход логических построений, важно системное представление о своей профессии, так как в исторически короткие сроки кардинально меняется сам предмет изучения. Результатом применения прагматического подхода являются блестящие специалисты, знания которых сильно формализированы, носят жестко алгоритмизированный характер, но готовые работать в стабильных рамках сложившихся экономических традиций. Такой подход неконструктивен, и важным условием полноценного образования является умение специалиста встраиваться в неустойчивую среду, системное осмысление проблематики переходных экономических процессов, психологии потребления и др.
7 Некоторые особенности компетентностного подхода Функциональный подход (функционально-предметный) на первый план выдвигает функции будущей профессиональной деятельности. Положительные аспекты данного подхода заключаются в том, что «потребность рассматривается как результирующая функций, которые нужно выполнить для удовлетворения потребности» (Р.А. Фатхутдинов). После определения функций создается цепочка развития объекта: потребность – функции – показатели будущего объекта. Однако, функциональные области определены названиями учебных курсов, что не способствует формированию целостного понимания вида профессиональной деятельности. Необходим стержень, вокруг которого можно объединить учебные курсы в единое целое и сформировать целостное понимание профессии
8 Некоторые особенности компетентностного подхода В настоящее время особую значимость приобретает компетентностный подход к профессиональной подготовке специалистов любого профиля, так как результатом подготовки будущего профессионала должна выступить его компетентность. В настоящее время особую значимость приобретает компетентностный подход к профессиональной подготовке специалистов любого профиля, так как результатом подготовки будущего профессионала должна выступить его компетентность. Внутри компетентностного подхода выделяют два базовых понятия: компетенция и компетентность. Внутри компетентностного подхода выделяют два базовых понятия: компетенция и компетентность. Очевидно, что «компетентность» является родовым понятием по отношению к «компетенции». Но необходимо определиться с их сущностью, так как в данный момент ни педагогическая, ни управленческая наука не выработала единого понимания данных феноменов. Очевидно, что «компетентность» является родовым понятием по отношению к «компетенции». Но необходимо определиться с их сущностью, так как в данный момент ни педагогическая, ни управленческая наука не выработала единого понимания данных феноменов.
9 Некоторые особенности компетентностного подхода ПонятиеТрактовкаАвтор Компетен ция (от лат. сompetencio – добиваюсь, соответствую): 1.круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретного органа или должностного лица; 2.знания и опыт в той или иной области; 3.характеристика социальной роли или должности, вмененной человеку, сотруднику Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном процессе Белкин А.С. Уровень образованности Лебедев О.Е. Общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению Шишов С.Е. Совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов Хуторский А.В.
10 Некоторые особенности компетентностного подхода Компетенция – это совокупность профессиональных полномочий, основанная на знаниях, полученных в процессе профессиональной подготовки, опыте как результате профессиональной деятельности, а также ценностях, способностях и склонностях субъекта, необходимых для эффективной профессиональной деятельности
11 Некоторые особенности компетентностного подхода Совокупность профессиональных, личностных качеств, обеспечивающих эффективную реализацию компетенций, необходимых для реализации профессиональной деятельности Способность к решению задач и готовность к своей профессиональной роли в той или иной области деятельности Специфическая способность, позволяющая эффективно решать типичные проблемы, задачи, возникающие в реальных ситуациях повседневной жизни, производственной и общественной деятельности Глубокое доскональное знание существа выполняемой работы, способов и средств достижения намеченных целей, а также наличие соответствующих умений и навыков, совокупность знаний, позволяющих судить о чем-либо со знанием дела Способность действовать в ситуации неопределенности Определенное психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно; обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции
12 Некоторые особенности компетентностного подхода Максимально адекватная, пропорциональная совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств человека, а также способность к выполнению деятельности, позволяющих достигать качественных результатов в процессе образования Углубленное знание, состояние адекватного выполнения задачи, способность к актуальному выполнению деятельности. Интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний, умений и опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социально-нравственную позицию личности Владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности
13 Некоторые особенности компетентностного подхода Компонентный состав компетенций также неоднозначен. Специалисты приходят к мнению, что профессиональная компетентность любого профиля включает такие разновидности, как - практическая (специальная), - социальная, - психологическая, - информационная, - коммуникативная, - экологическая, - валеологическая. Так, например, результатом подготовки студентов вуза к осуществлению менеджмента как вида профессиональной деятельности принято считать управленческую компетентность, под которой понимается интегральная характеристика совокупности компетенций (специальной (технологической), социально- психологической, научно-исследовательской и информационно-технологической), достаточных для эффективной профессиональной деятельности; личностных качеств и ценностно-нравственной позиции, соответствующей современным представлениям о социальной ответственности менеджера, современных рыночных отношениях и цивилизованном ведении бизнеса. Так, например, результатом подготовки студентов вуза к осуществлению менеджмента как вида профессиональной деятельности принято считать управленческую компетентность, под которой понимается интегральная характеристика совокупности компетенций (специальной (технологической), социально- психологической, научно-исследовательской и информационно-технологической), достаточных для эффективной профессиональной деятельности; личностных качеств и ценностно-нравственной позиции, соответствующей современным представлениям о социальной ответственности менеджера, современных рыночных отношениях и цивилизованном ведении бизнеса.
14 Некоторые особенности компетентностного подхода Данный подход естественным образом сочетает идеи общепрофессионального и личностного развития; компетенции рассматриваются как сквозные, метапредметные образования, интегрирующие как традиционные знания, так и интеллектуальные, коммуникативные, креативные, методологические, мировоззренческие и иные умения, что полностью соответствует задачам профессиональной подготовки настоящего времени
15 Некоторые особенности компетентностного подхода Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не усвоение суммы информации, а способность человека самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, используя знания и порождая новые; это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования. Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не усвоение суммы информации, а способность человека самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, используя знания и порождая новые; это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования. К числу принципов компетентностного подхода отнесят следующие положения: К числу принципов компетентностного подхода отнесят следующие положения: а) смысл подготовки заключается в развитии у студентов вуза способности самостоятельно решать проблемы деятельности на основе использования социального опыта; а) смысл подготовки заключается в развитии у студентов вуза способности самостоятельно решать проблемы деятельности на основе использования социального опыта; б) содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, экономических и других проблем; б) содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, экономических и других проблем; в) смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у студентов опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования. в) смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у студентов опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.