Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемksp-ed-union.ru
1 Мастер-класс УНИВЕРСИТЕТ И СООБЩЕСТВО Становление социально активной личности учителя в общественно- ориентированном вузе Федоров Александр Михайлович, проректор по научной работе Карельской государственной педагогической академии
2 Почему? Зачем? В мире накоплен разнообразный опыт взаимодействия университетов и сообществ по решению проблем их развития: –Университеты оказывают образовательные, информационные и просветительские услуги сообществу, развивают новые формы образовательной деятельности, включают в образовательный процесс социальные практики, осуществляемые как студентами, так и преподавателями. Это позволяет университетам следить за динамикой рынка труда, налаживать контакты с бизнесом и властью, повышать свой социальный статус и «материальное положение». –Сообщество получает квалифицированную информационную, консультационную, организационную и содержательную поддержку различных инициатив, связанных с обустройством его жизни; использует материально-технический, учебно-методический и кадровый ресурс университета для повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В России отсутствуют устойчивые традиции взаимодействия высших учебных заведений и сообществ. Университеты остаются «закрытыми» для сообщества, традиционно концентрируясь на образовательной и научной деятельности. Появляющийся в отдельных университетах опыт взаимодействия с сообществом остается разрозненным, фрагментарным, не выходит за рамки данного университета. Процесс модернизации высшего образования и связанные с ним изменения порядка финансирования подталкивают региональные вузы к поиску ресурсов своего развития на месте, через развитие отношений с сообществом.
3 Для чего? Содействия изменениям в отношениях университетов и сообществ Развития взаимовыгодного сотрудничества между ними Формирования моделей такого сотрудничества и распространения этих моделей для заинтересованных университетов
4 Общественно-ориентированное образование Обучение на протяжении всей жизни: осуществление принципа обучения на протяжении всей жизни; предоставление формальных и неформальных возможностей обучения в различные периоды жизни; предоставление программ и услуг всем членам сообщества и предоставление возможностей для межвозрастного взаимодействия.
5 Общественно-ориентированное образование Привлечение сообщества: повышение чувства гражданской ответственности среди населения; предоставление возможностей лидерства членам сообщества; включение разных слоев населения во все аспекты жизни сообщества; поощрение демократических принципов в принятии решений.
6 Общественно-ориентированное образование Эффективное использование ресурсов: использование физических, финансовых и человеческих ресурсов школы и сообщества при решении проблем сообщества; снижение дублирования услуг посредством объединения усилий граждан.
7 Общественно-ориентированное образование Общественно ориентированное образование предлагает местным жителям, общественным организациям и учреждениям возможность стать активными партнерами в предоставлении образовательных возможностей и при решении проблем сообщества.
8 Принципы ООО Самоопределение – местные жители и вуз имеют право участвовать в определении потребностей сообщества и выявлении ресурсов для их решения; Самопомощь – жители сообщества и вуз несут ответственность за собственное благосостояние, определяют потребности и участвуют в принятии местных решений; Развитие лидерских навыков – обучение представителей местного сообщества навыкам оценки местных потребностей, принятия решений, групповой работы как важным компонентам на пути улучшения местных сообществ;
9 Принципы ОАО ответственность всего сообщества – деятельность каждого человека, объединения, любой организации служит интересам сообщества; они предоставляют программы и услуги, которые направлены на постоянно изменяющиеся нужды и проблемы населения; совместное предоставление услуг – организации и учреждения, работающие для населения, наилучшим образом достигают своих целей и предоставляют лучшие услуги посредством объединения с другими; локализация – услуги, программы и другие возможности для членов сообщества должны быть легко доступны для каждого.
10 Социально-активный университет В самом общем виде ОАУ – это вуз, который: становится прообразом свободного демократического государства, воплощает в себе его основные черты и обеспечивает выработку у обучающихся системы ценностей гражданского общества, привычки и навыки жить в условиях свободной самоуправляющейся общины, что в своей совокупности влияет на развитие социальной ответственности студентов и способствует укоренению демократического уклада в жизни сообществ, в окружающем университет социальном пространстве;
11 Социально-активный университет обеспечивает единство воспитания и обучения, образования и жизни студентов, включение их в разнообразные социальные практики, общественно полезную деятельность, использование ресурсов сообщества для повышения эффективности работы вуза, а ресурсов вуза – для развития, консолидации и роста самосознания сообщества;
12 Социально-активный университет превращает социальную направленность образования в активную силу демократических реформ, а взаимодействие отдельных граждан, сообщества, органов власти, бизнес-структур, различных организаций и учреждений – в движущую силу развития вуза как социально-образовательного института открытого типа; становится реальным ресурсным центром устойчивой социальной политики и практики в регионе.
13 Социально-активный университет Реализация вариативной модели общественно-активного университета обеспечивает преобразование вузов изнутри, которое является проявлением их естественного роста, а также органичную интеграцию вуза и сообщества, в результате чего формируется целостное пространство социального партнерства.
14 Основные направления деятельности ОАУ Демократизация отношений Социальное партнерство Добровольчество Это важнейшие условия как коренного преобразования, традиционного для России, авторитарного по своей сути, стиля и способа организации образовательно- воспитательного процесса, так и поддержки вузом гражданских инициатив в сообществе, во всех сферах социальной жизни, становления социальной ответственности вуза, преподавателей, студентов.
15 Ресурсы КГПУ Ресурсы сообщества ШАГ 3. Сбор первичного материала Анализ ВНУТРЕННЕЙ среды ШАГ 2. 1-й семинар-тренинг «Изучение ресурсов университета и местного сообщества» Рабочие группы 1-й линии Анализ ВНЕШНЕЙ среды ШАГ 1. Сбор проектной команды Рабочие группы 2-й линии Линии и шаги в реализации проекта ШАГ 4. Структурирование первичного материала
16 SWOT- анализ SWOT- анализ Применяется для общего неколичественного анализа состоятельности программы (проекта) и для оценок рисков.
17 Сильные стороны Высокий авторитет академии в местных сообществах Высококвалифицированные кадры профессорско- преподавательского состава Традиционная ориентация научно-исследовательской и проектной деятельности на решение социально- экономических проблем Республики Карелия Связь с учреждениями образования и социальной защиты населения (80% работающих в этих сферах – выпускники академии) Богатый опыт организации студенческих социальных практик
18 Слабые стороны «Закрытость» внутренней среды университета по отношению к местным сообществам, обусловленная объективными и субъективными причинами Отсутствие четкого видения миссии и стратегии социального партнерства Отсутствие системной работы по изучению потребностей местных сообществ Отсутствие надежных механизмов связи с местными сообществами Университет не принимает активного участия в формировании социального заказа местного сообщества Социальная пассивность профессорско-преподавательского состава и студентов и неготовность к решению проблем местных сообществ на основе сотрудничества и диалога
19 Возможности Реформа местного самоуправления Успешный опыт реформирования социальной сферы Республики Карелия в период кризиса 1990-х гг. на основе реализации принципов гражданского общества Востребованность качественных услуг, которые востребованы местными сообществами и направлены на становление гражданского общества и повышения качества жизни населения Республики Карелия Развитая инфраструктура академии и ее материально- техническая база
20 Риски Нескоординированность в организации социальных практик студентов Низкое качество предоставляемых услуг Отсутствие или недостаточность информации о предоставляемых услугах Отсутствие эффективных механизмов взаимодействия между академией и местным сообществом
21 Социальные практики Решение проблемы возможно через создание механизма, систематизирующего, объединяющего, координирующего существующие разрозненные социальные практики, позволяющего открыть новые возможности/ресурсы для сотрудничества университета и сообществ, через которое значительно усилить социальную активность учреждения, его преподавателей и студентов - создать, таким образом, условия для формирования социальных компетентностей будущих педагогов.
22 Социальные практики Социальные практики: – это различные виды и формы социально направленной общественно полезной деятельности студентов учреждения высшего образования, целью которой является, с одной стороны, улучшение качества жизни нашего общества, а с другой, формирование гражданской позиции, социальной активности как профессионально значимых качеств будущих специалистов;
23 Социальные практики - это практический вклад студенчества в решение социальных проблем общества, в реализацию социальной миссии вуза.
24 Социальные практики Социальная практика студентов основной целью имеет личностно-профессиональную подготовку обучающихся к реализации гражданской позиции, социальной активности в профессиональной и социально направленной общественно полезной деятельности.
25 Социальные практики Все виды социальных практик нацелены на углубление (обогащение) ключевых, базовых и специальных компетенций (общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных) студентов через их непосредственное участие в социально направленной общественно полезной деятельности, что предполагает решение следующих задач: -
26 Социальные практики формирование личностных социально и профессионально значимых качеств, необходимых в педагогической деятельности и в социальной жизни личности;
27 - углубление профессиональной ориентации, осознание общественной и личной значимости педагогической профессии, педагогической и социально полезной деятельности; - осознание социально направленной общественно полезной деятельности как возможности самореализации и как условия профессиональной успешности современного педагога; - приобретение опыта социально направленной общественно полезной деятельности и формирование умений ее эффективной реализации;
28 - удовлетворение потребности молодежи в социальной активности, в самореализации, в социальном признании через ее практическое участие в решении социальных проблем общества.
29 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.