Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемpavlogradka-rcio.omskedu.ru
1 Подготовила учитель начальных классов Барсукова И. А. БОУ города Омска «СОШ 18 с УИОП» Анализ заданий с позиций формирования универсальных учебных действий
2 2 Особенности учебных заданий, направленных на формирование ценностно-смысловых установок
3 Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам. НШ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ УСТАНОВКИ (ЛР: 1, 3, 6, 7, 8, 10) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
4 Ценностно-смысловые установки: основной вопрос к заданию Предварительный вопрос: как, в чем проявляется наличие или отсутствие ценностно-смысловых установок? В знании норм (когнитивный компонент) В наличии позитивного или негативного отношения к нормам (ценностный компонент) В принятии или неприятии норм (эмоциональный компонент) В поведении (поведенческий компонент)
5 В какой мере задание стимулирует учащихся выразить и аргументировать свою жизненную позицию по отношению к обсуждаемой проблеме и позволяет им это сделать? Ценностно-смысловые установки: основной вопрос к заданию
6 Ценностно-смысловые установки: описание «хорошего» задания «Хорошее» задание дает возможность: выразить свою позицию/ценностное суждение разделив предложенные формулировки или противопоставив им свою; оценив степень своего согласия/несогласия с предложенными формулировками; прямо сформулировав свою позицию; аргументировать (пояснить, прокомментиро- вать) свою позицию, оценку и/или свой выбор.
7 Оценка учебных заданий: ценностно-смысловые установки Первый вопрос: Задание содержит эмоционально- ценностный компонент? ДА Второй и третий вопросы: Требуется выражение собственной позиции и/или комментарий, аргументация, пояснения? В хороших заданиях: НЕТ ДА НЕТ 2 В одном случае В обоих случаях
8 Ценностно-смысловые установки: оценка (кодировка) заданий Задание 1. Интересно - задумался Миша, - на какую же букву в Обратном словаре искать слова – названия предметов мужского рода? Ведь у них нулевые окончания? Ты поможешь Мише? Русский язык (2 класс) КОД ЗАДАНИЯ: 3-4
9 Ценностно-смысловые установки: оценка (кодировка) заданий Задание 2. Какой же Дениска богатый, если у него нет ни собачки, ни лани, ни слонёнка? – спросил Миша. Почему Миша перечислил именно этих животных? Как ты ответишь Мише: чем же богат Дениска? Поясни свой ответ. Литературное чтение В. Драгунский «Что любит Мишка» КОД ЗАДАНИЯ: 4
10 Оценка учебных заданий: ценностно-смысловые установки Первый вопрос: Задание содержит эмоционально- ценностный компонент? ДА Второй и третий вопросы: Требуется выражение собственной позиции и/или комментарий, аргументация, пояснения? В хороших заданиях: НЕТ ДА НЕТ 2 В одном случае В обоих случаях
11 Ценностно-смысловые установки: оценка (кодировка) заданий Задание 3. Вправе ли главный герой считать себя «другом всех зверей»? Почему ты так думаешь? С твоей точки зрения, Филя способен нанести медузам вред? Он согласился бы на то, чтобы медуз уничтожили и он смог бы купаться? Обоснуй своё мнение. Литературное чтение «Лучший друг медуз» М. Вайсман КОД ЗАДАНИЯ: 4
12 Оценка учебных заданий: ценностно-смысловые установки Первый вопрос: Задание содержит эмоционально- ценностный компонент? ДА Второй и третий вопросы: Требуется выражение собственной позиции и/или комментарий, аргументация, пояснения? В хороших заданиях: НЕТ ДА НЕТ 2 В одном случае В обоих случаях
13 13 Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностного смысла учения и начальных форм рефлексии
14 Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам. НШ ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ УЧЕНИЯ И НАЧАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РЕФЛЕКСИИ ЛР: 5;МР: 4, 5 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
15 Личностный смысл учения и рефлексия: смысл понятий Личностный смысл учения: Выход в мотивационную сферу личности Зачем я учусь? Рефлексия: Способность рассматривать и оценивать собственные действия, содержание и процесс своей мыслительной деятельности, свои особенности Что я делаю? Как я делаю? Почему я делаю так, а не иначе?
16 Личностный смысл учения и рефлексия Предварительный вопрос: как, в чем проявля- ется наличие или отсутствие личностного смысла учения и способности к рефлексии? В потребностях и мотивах учебной деятельности В принятии или неприятии заданной педагогом учебной задачи и цели В умении осознать (осмыслить) цели, содержание и способы своей деятельности В умении оценить успешность/неуспешность своей деятельности
17 Мотивы: Внутренние: учебные и познавательные направленность на способы или результат; устойчивый или ситуацион- ный личностный интерес социальные широкие (польза, долг …) позиционные (одобрение) аффилиация (положительный эмоциональный фон) социальное сотрудничество саморазвитие и самообразо- вание (постоянное совершенство- вание) Внешние: вознаграждение, отметка безопасность и стабильность престиж и статус избегание неудач
18 Личностный смысл учения и рефлексия: особенности младших школьников В младшем школьном возрасте в рамках ведущей деятельности рефлексия сопряжена, в первую очередь, с учебными действиями контроля и оценки Необходимо помнить, что для младших школьников характерна высокая отзывчивость на новые стимулы и впечатления, что может служить препятствием в развитии любознательности
19 19 Формирование познавательной и личностной рефлексии в начальной школе связано с действиями контроля и оценки Личностные смыслы и рефлексия: анализ состава учебных действий Личностные смыслы и рефлексия: анализ состава учебных действий
20 В какой мере задание стимулирует учащихся задумываться над мотивами, содержанием, способами, успешностью или неуспешностью своей деятельности, её причинами ? Личностный смысл учения и рефлексия: основной вопрос к заданию
21 «Хорошее» задание требует: самооценки на основе соотнесения результата с пониманием учебной задачи; критериями оценки; способами выполнения; выявления позитивных и негативных факторов, повлиявших на выполнение; А также – в идеале – постановки новых личных учебных задач. Личностный смысл учения и рефлексия: описание «хорошего» задания
22 Оценка учебных заданий: рефлексия Первый вопрос: Задание требует самооценки успешности/неуспешности? ДА Второй и третий вопросы: Нужно ли соотнести результат с учебной задачей и/или критерия- ми оценки, способами решения? Нужно ли выявить факторы/ причины успешности/неуспешнос- ти и/или поставить личные учебные задачи? В хороших заданиях: НЕТ ДА НЕТ 2 В одном случае В обоих случаях
23 Личностный смысл учения и рефлексия: оценка (кодировка) заданий КОД ЗАДАНИЯ: 3 Математика (2 класс) Задание 1 Попробуй на глаз начертить на доске отрезок длиной 1м. Кто из учеников класса сделал это более точно? Проверьте это с помощью измерительной ленты.
24 Личностный смысл учения и рефлексия: оценка (кодировка) заданий КОД ЗАДАНИЯ: 3 Русский язык (2 класс) Задание 2 Как надо говорить…? Не забудь проверить себя по словарю. Ты не сделал (а) ни одной ошибки? Теперь ты понимаешь, для чего нужен этот словарь?
25 Личностный смысл учения и рефлексия: оценка (кодировка) заданий КОД ЗАДАНИЯ: ?
26 26 Особенности учебных заданий, направленных на формирование способности к самоорганизации и саморегуляции
27 27 Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам. ОШ САМООРГАНИЗАЦИЯ и САМОРЕГУЛЯЦИЯ (МР: 1, 2, 3, 4, 5) умение самостоятельно определять цели; умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки;
28 В широком смысле – в способности управлять своей деятельностью: ставить цели, организовы- вать, контролировать Как понимается способность к саморегуляции и самоорганизации? В узком смысле – в умении организовать свою учебную деятельность: планировать работы и ресурсы, отслеживать продвижение и качество выполнения
29 29 Формирование способности к самоорганизации и саморегуляции связано преимущественно с действиями по организации и мониторингу собственной деятельности Самоорганизация и саморегуляция: анализ состава учебных действий Самоорганизация и саморегуляция: анализ состава учебных действий
30 В какой мере задание требует от учащихся организации своей деятельности и создает (обеспечивает) необходимые для этого условия ? Самоорганизация и саморегуляция: основной вопрос к заданию
31 «Хорошее» задание наделяет учащихся функциями самостоятельно: планировать выполнения задания: состав работ и/или обязанности и/или время; информационные ресурсы; отслеживать и контролировать продвижение в выполнении задания; качество его выполнения. Самоорганизация и саморегуляция: требования к «хорошему» заданию многошаговое, длительное (несколько этапов, рассчитано на неделю и более ) Включает требования и критерии оценки «Хорошее» задание - как правило, долгосрочный индивидуальный или групповой проект
32 Оценка учебных заданий: саморегуляция Первый вопрос: Задание многошаговое, длительное? ДА Второй и третий вопросы: Учащиеся планируют процесс выполнения? Отслеживают продвижение и/или контролируют качество работы? В хороших заданиях: НЕТ ДА НЕТ 2 В одном случае В обоих случаях
33 Самоорганизация и саморегуляция: оценка (кодировка) заданий КОД ЗАДАНИЯ: 4
34 Самоорганизация и саморегуляция: оценка (кодировка) заданий КОД ЗАДАНИЯ: 4 Задание 3. Русский язык 3 класс 1. Безударный гласный в корне слова; 2. Парный по звонкости/глухости согласный; 3. Написание И/Ы после шипящих и Ц; 4. Написание сложных слов; 5. Написание разделительных Ь и Ъ Как выполнить работу над ошибками? В начале и конце учебника на обороте обложки ты увидишь инструкцию и задания. Найди название орфограммы, которая вызывает у тебя затруднение. Выполни одно из заданий на эту орфограмму.
35 Оценка учебных заданий: саморегуляция Первый вопрос: Задание многошаговое, длительное? ДА Второй и третий вопросы: Учащиеся планируют процесс выполнения? Отслеживают продвижение и/или контролируют качество работы? В хороших заданиях: НЕТ ДА НЕТ 2 В одном случае В обоих случаях
36 36 Особенности учебных заданий, направленных на формирование готовности и способности к сотрудничеству
37 Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам. НШ СОТРУДНИЧЕСТВО ЛР: 9;МР: 12, 13 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в сов- местной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
38 38 Формирование способности к сотрудничеству связано с выполнением согласованных совместных действий Сотрудничество: анализ состава учебных действий Сотрудничество: анализ состава учебных действий Сотрудничество предполагает личный вклад каждого и зависимость общего результата от вклада каждого из участников работы
39 В какой мере задание требует совместной работы учащихся между собой и(или) с другими людьми, при которой они вступают в отношения партнеров равно заинтересованных в создании общего продукта? Сотрудничество: основной вопрос к заданию
40 40 «Хорошее» задание – всегда групповое или парное, оно требует совместной работы учащихся с одноклассниками, взрослыми или учащимися других классов, в том числе – принятия согласованных решений, например: о важных особенностях или требованиях к проекту/дизайну/…; о способах выполнения задания; о распределении обязанностей, координации усилий; разделения ответственности за конечный результат, осуществление взаимного контроля; создания общего продукта из взаимосвязанных частей Сотрудничество: модели и формат заданий Сотрудничество: модели и формат заданий
41 Оценка учебных заданий: сотрудничество Первый вопрос: Задание требует совместных действий? ДА Второй и третий вопросы: Учащиеся принимают согласованные решения? Разделяют ответственность за конечный результат и/или создают общий продукт? В хороших заданиях: НЕТ ДА НЕТ 2 В одном случае В обоих случаях
42 Сотрудничество: оценка (кодировка) заданий КОД ЗАДАНИЯ: 3 Задание 1. Какие две скороговорки самые трудные? А как думает твой сосед по парте? Говорите каждую скороговорку по очереди. Литературное чтение (1 класс)
43 Сотрудничество: оценка (кодировка) заданий КОД ЗАДАНИЯ: 3 Задание 2 (для работы в паре). Запиши как можно больше числовых выражений, значения которых равны 10. Сколько у тебя получилось? Сравни свой результат с результатом соседа по парте. Кто победил в этом соревновании? Математика (2 класс)
44 Сотрудничество: оценка (кодировка) заданий КОД ЗАДАНИЯ: 3 Задание 3 (для работы в паре). Открой словарь на эту букву и выпиши ещё семь слов. Составь из этих четырнадцати слов диктант. Продиктуй его соседу по парте, а потом запиши тот диктант, который он составил для тебя. Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг друга. Много ли совпадений? Русский язык (2 класс)
45 Сотрудничество: оценка (кодировка) заданий КОД ЗАДАНИЯ: 4 Задание 4.
46 Сотрудничество: оценка (кодировка) заданий КОД ЗАДАНИЯ: 4 Задание 5. Литературное чтение 1 класс
47 47 Особенности учебных заданий, направленных на формирование коммуникативных умений
48 Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам. НШ КОММУНИКАЦИЯ МР: 7, 9, 11 активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и создание текстов в устной и письменной формах; готовность слушать собеседника и вести диалог ; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
49 49 Формирование коммуникативных умений связано преимущественно с ситуациями очного, заочного и(или) виртуального общения, предполагающими вступление в диалог (в том числе – с воображаемым собеседником), а также – владения речевыми средствами навыками смыслового чтения другими изобразительно-выразительными средствами Коммуникация: анализ состава учебных действий Коммуникация: анализ состава учебных действий предметный аспект
50 В какой мере задание требует развёрнутой (достаточно протяженной и связной) коммуникации с определёнными параметрами? Коммуникация: основной вопрос к заданию
51 51 Коммуникация: модели и формат заданий Коммуникация: модели и формат заданий «Хорошее» задание требует участия в диалоге, создания собственного высказыва- ния или текста, для которого заданы, или известны заранее, или определены учащи- мися самостоятельно, основные параметры : коммуникативная задача (КТО, КОМУ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ говорит или пишет); тема и предмет (ЧТО говорит или пишет); формат: жанр, объем, структура, особенности построения … (КАК говорит или пишет);
52 Оценка учебных заданий: коммуникация Первый вопрос: Задание предполагает диалог, связную, распространённую коммуникацию? ДА Второй и третий вопросы: Задана ли коммуникативная задача? Определены ли иные параметры (тема или предмет, формат) коммуникации? В хороших заданиях: НЕТ ДА НЕТ 2 В одном случае В обоих случаях
53 Коммуникация: оценка (кодировка) заданий Задание 1. Мнения ребят разделились. Костя с Петей считают, что Тёма – умный и ловкий: ни разу не поскользнулся, правильно дышал… И это - самое главное. Девочки сказали, что Тёма – мужественный: сумел преодолеть свой страх. И это важнее всего. Миша сказал: Тёма любит Жучку, вот почему он справился. А как думаешь ты? КОД ЗАДАНИЯ: 4 Н. Гарин – Михайловский «Детство Тёмы» (3 класс)
54 Коммуникация: оценка (кодировка) заданий Задание 2. Русский язык 2 класс КОД ЗАДАНИЯ: 4
55 55 Особенности учебных заданий, направленных на формирование способности к разрешению проблем / проблемных ситуаций
56 Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам. НШ РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ МР: 2 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
57 Разрешение проблем и проблемных ситуаций: характеристика состава действий осознание проблемной ситуации – необходимости начать работу, принять решение … (ЧТО ДЕЛАТЬ?) постановка проблемы – осознание и определение того, ЧТО именно необходимо делать, разрешать оценка составляющих проблемы – поиск и отбор информации, обработка информации, условий и ограничений … (КАК и В КАКОМ ПОРЯДКЕ ДЕЛАТЬ?) перебор и анализ допустимых вариантов, оценка последствий, поиск оптимального варианта принятие и воплощение решения
58 «Хорошее» задание содержит определенный вызов учащимся. Его нельзя выполнить путём воспроизведения имеющихся знаний и процедур. Задание содержит ситуацию неопределённости и допускает различные, в т.ч. – альтернативные – решения. Учащимся нужно принять решение. «Хорошее» задание содержит проблему, приближенную к реальной жизненной ситуации. В «хорошем» задании учащимся нужно воплотить в жизнь принятое решение. Разрешение проблем: требования к «хорошему» заданию
59 59 Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам. ОШ РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ (МР: 2, 4, 5) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение оценивать собственные возможности решения учебной задачи; владение основами принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности ;
60 Разрешение проблем: основной вопрос к заданию В какой мере задание требует использования навыков и способов а) решения проблем (анализа ситуации, поиска и оценки информации, перебора вариантов, оценки последствий и др.), а также б) воплощения найденных решений в практике?
61 «Хорошее» задание требует принятия решения и воплощения его на практике на основе поиска и/или разработки новых подходов и решений в ситуации неопределённости (есть возможность выбора); в ситуации, приближенной к реальной Разрешение проблем: описание «хорошего» задания
62 Оценка учебных заданий: разрешение проблем Первый вопрос: Задание требует принятия само- стоятельных решений по разре- шению проблемы, выходящей за рамки чисто учебной задачи с известным алгоритмом действий? ДА Второй и третий вопросы: Существуют ли альтернативы, есть ли у учащихся выбор? Требуется ли воплощение принятых решений на практике? В хороших заданиях: НЕТ ДА НЕТ 2 В одном случае В обоих случаях
63 Решение проблемы: оценка (кодировка) учебных заданий
64 4 КОД ЗАДАНИЯ: Решение проблем: оценка (кодировка) учебных заданий
65 Задания (1). Постановка учебной проб- лемы в рамках изученного: Реши задачу, напиши сочинение, выполни опыт … 1 КОД: Решение проблем: оценка (кодировка) учебных заданий Задания (2-3). Постановка учебной проб- лемы, выходящей за рамки отработки и допускающей альтернативные решения 2-3 Задания (4). Постановка реальной проб- лемы, выходящей за рамки отработки и допускающей альтернативные решения: инсценировка, музей, создание ЭОР … 4
66 66 Особенности учебных заданий, направленных на формирование способности к самостоятельному пополнению и интеграции знаний
67 Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам. НШ ПРИОБРЕТЕНИЕ и ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ ЛР: 2;МР: 6, 10, 14, 15 использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
68 68 Формирование способности к самостоятельному пополнению и переносу знаний связаны преимущественно с выполнением логических операций, действий по аналогии в новой ситуации и оценочных действий с опорой на базовые предметные и общенаучные понятия и закономерности Самостостоятельное приобретение и интеграция знаний: анализ состава учебных действий Самостостоятельное приобретение и интеграция знаний: анализ состава учебных действий
69 «Хорошее» задание предполагает не воспроизведение «готового знания», а его пополнение на основе использования логических операций и общеучебных навыков Переносу и интеграции знаний способст- вует использование содержания, идей, методов других предметов Самостоятельное освоение, приобретение, перенос и интеграция знаний: требования к «хорошему» заданию
70 В какой мере задание стимулирует учащихся приобретать новое знание и на какой основе строится это новое знание? Самостоятельное освоение, приобретение, перенос и интеграция знаний: основной вопрос к заданию
71 71 Самостоятельное пополнение и интеграция знаний: модели и формат заданий Самостоятельное пополнение и интеграция знаний: модели и формат заданий «Хорошее» задание требует продвижения от воспроизведения известного образца к получению нового знания или более глубокому пониманию известного посредством: исследования/преобразования известного на основе использования познавательных действий; использования содержания/идей/методов других областей знания
72 Оценка учебных заданий: самостоятельное пополнение знаний Первый вопрос: Требуется ли осознание новых идей и/или смыслов, достижение нового уровня понимания, нового взгляда, нахождение нового применения, новых связей? ДА Второй и третий вопросы: Используются ли познавательные действия? Привлекается содержание, идеи и/или методы иных областей знания? В хороших заданиях: НЕТ ДА НЕТ 2 В одном случае В обоих случаях
73 Самостоятельное получение знаний оценка (кодировка) учебных заданий Задание 1. Распредели на группы величины: 1 т, 1 см,1 г, 1 м, 1 мин, 1 с. Запиши название каждой группы.. 1 КОД ЗАДАНИЯ:
74 Самостоятельное получение знаний оценка (кодировка) учебных заданий Задание 2. Математика 2 класс 3 КОД ЗАДАНИЯ:
75 Самостоятельное получение знаний оценка (кодировка) учебных заданий Задание 3. Окружающий мир 3 класс Познакомься со списком книг, где есть интересные статьи о воде. Маша нашла эти книги в библиотеке. 1 Шапиро А.И. Лужа. – М.: Мозаика-Синтез, С. 12, 23 2 Эллиот Дж. и Кинг К. Детская энциклопедия (Реки и озёра. Моря. Воздух и вода). – М.: Росмен, с Напиши названия книг на эту тему, которые есть в вашей школьной библиотеке. Выпиши названия статей по этой теме из хрестоматии «Окружающий мир». Отметь знаком те, которые ты посоветуешь прочесть другу. 3 КОД ЗАДАНИЯ:
76 Освоение знаний: основные этапы 1. Прояснение смысла изучаемого 2. Перевод понятого значения (смысла) в условные знаки, символы, обозна- чения, термины 3. Понимание и применение
77 Освоение знаний: «хорошие» задания на первом этапе Прояснение смысла: Задания на осознание смыслов и постановку проблемы в ходе инсценировок, дидактических игр и экспериментов с изучаемыми объектами их маркировки, группировки, сортировки формирование ориентировочной основы учебных действий в ходе экспериментов и обсуждений
78 Освоение знаний: «хорошие» задания на втором этапе Перевод смысла в условные знаки и термины: Задания на создание учебных моделей и установление их связи с изучаемыми объектами и элементами символьного ряда в ходе сравнения/сопоставления объектов или установления связей и отношений на основе использования условных обозначений и терминов формирование ориентировочной основы учебных действий в ходе экспериментов и обсуждений
79 Освоение знаний: «хорошие» задания на третьем этапе Понимание и применение: Задания на преобразование имеющихся знаний создание новых объектов разработку правил действий (плакаты, памятки, инструкции, списки слов …) проведение мини-исследований: выдвижение и проверка гипотез, рассуждения, аргументация, обоснования Понимание и применение: Задания на преобразование имеющихся знаний создание новых объектов разработку правил действий (плакаты, памятки, инструкции, списки слов …) проведение мини-исследований: выдвижение и проверка гипотез, рассуждения, аргументация, обоснования выполнение проектов
80 80 Особенности учебных заданий, направленных на использование ИКТ в учебном процессе в целях обучения и развития
81 Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам. НШ ИКТ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ МР: 7, 8, 16 активное использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
82 82 Формирование ИКТ-компетентности связано с использованием ИКТ учащимися в целях их обучения и развития: для поиска, обработки, анализа, обобщения, оценки, преобразования, представления и передачи информации; для осуществления образовательного взаимодействия; для организации и мониторинга своей деятельности. Использование ИКТ: анализ состава учебных действий Использование ИКТ: анализ состава учебных действий
83 83 Использование ИКТ для обучения: модели и формат заданий Использование ИКТ для обучения: модели и формат заданий «Хорошее» задание требует такого использования ИКТ, которое способствует: приобретению новых знаний на основе поиска и обработки информации; формированию всех ключевых навыков (сотрудничества, коммуникации; саморегуляции и т.д.) достижению более сложных ИКТ-навыков; выполнению ранее недоступных на уроке действий, операций
84 Оценка учебных заданий с использованием ИКТ Первый вопрос: Задание требует/предполагает использование ИКТ учащимися? ДА Второй вопрос: Как, для чего учащиеся используют ИКТ? В целях развития для получения нового знания, в т.ч. - сложных ИКТ-навыков для освоения УУД В хороших заданиях: Третий вопрос: ИКТ действительно необходимо? НЕТ ДА Для формирования испол- нительской компетенции
85 Базовые модели использования ИКТ 1. Работа с готовыми электрон- ными образовательными ре- сурсами (ЭОР), не требующая их преобразования I этап (осознание) 2. Использование технических возможностей ИКТ и ЭОР как средство решения учебной задачи II этап (отработка) 3. Использование технических возможностей ИКТ и ЭОР для самостоятельного создания новых объектов III этап (применение) Работа с текстовыми графическими редакторами и объектами (в т.ч. диа- граммами, схемами, анимациями), базами данных, датчиками, лаборато- риями, тренажерами, тестами, средст- вами коммуникации, и организации собственной учебной деятельности Тексты, презентации, объекты художественного и конструк- торского творчества, учебные модели и т.п. Работа с текстовыми, аудио-, видеоресурсами, ресурсами деловой графики
86 86 Оценка имеющихся обучающих заданий с позиций формирования УУД Выявление дефицитов Рекомендации по проектированию учебного процесса Рекомендации по проектированию учебного процесса
87 87 Доработка и/или пополнение системы обучающих заданий Ц ЕННОСТНО - СМЫСЛОВЫЕ УСТАНОВКИ – - не обязательно для каждой темы РЕФЛЕКСИЯ, КОММУНИКАЦИЯ, ИКТ, САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПОПОЛНЕНИЕ И ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ – до 30% - 40% учебных заданий для каждой теме С ОТРУДНИЧЕСТВО, Р АЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ, С АМОРЕГУЛЯЦИЯ – хотя бы одно задание (например, проектного типа) для каждой темы Рекомендации по проектированию учебного процесса Рекомендации по проектированию учебного процесса
88 88 Спасибо за сотрудничество! ОБСУЖДЕНИЕ:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.