Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемleontief-centre.ru
1 Экономисты о религии: с позиции атеиста и верующего Заостровцев А.П., профессор кафедры институциональной экономики НИУ-ВШЭ Санкт-Петербург, ведущий научный сотрудник МЦСЭИ «Леонтьевский Центр»
2 GLOBAL INDEX OF RELIGIOSITY AND ATHEISM
3 RELIGIOSITY INDEX AND NATIONAL INCOME
4 GLOBAL ATHEISM INDEX FOR 2012
5 Распределение по России
6 Кто такой атеист? «… Атеист – это человек, считающий, что за границами естественного, физического мира ничего не существует; за кулисами обозреваемой вселенной нет никакого сверхъестественного разумного творца, душа не переживает тело, и чудеса – помимо еще не объясненных природных явлений, не происходят сами собой» Докинз Р. Бог как иллюзия. М.: КоЛибри, Азбука- Аттикус, 2012, с.29.
7 С 2005 по 2011 г. в мире количество верующих снизилось на 9%, в то время как количество атеистов выросло на 3%
8 Экономическая теория религии Laurence R. Iannaccone Director, Institute for the Study of Religion, Economics, and Society Professor of Economics, Argyros School of Business and Economics, Сhapman University
9 Основные работы Laurence Iannaccone & Eli Berman, "Religious extremism: The good, the bad, and the deadly," Public Choice, Springer, vol. 128(1), pages , July.Religious extremism: The good, the bad, and the deadlyPublic Choice Laurence R. Iannaccone, "Introduction to the Economics of Religion," Journal of Economic Literature, American Economic Association, vol. 36(3), pages , September.Introduction to the Economics of ReligionJournal of Economic Literature Iannaccone, Laurence & Stark, Rodney & Finke, Roger, "Rationality and the "Religious Mind."," Economic Inquiry, Western Economic Association International, vol. 36(3), pages , July.Rationality and the "Religious Mind."Economic Inquiry Laurence R & Finke, Roger & Stark, Rodney, "Deregulating Religion: The Economics of Church and State," Economic Inquiry, Western Economic Association International, vol. 35(2), pages , April.Deregulating Religion: The Economics of Church and StateEconomic Inquiry Stark, Rodney & Iannaccone, Laurence R & Finke, Roger, "Religion, Science, and Rationality," American Economic Review American Economic Association, vol. 86(2), pages , May.Religion, Science, and RationalityAmerican Economic Review
10 Определение религии «… Достаточно определить религию как любой как любой разделяемый набор верований, деяний и институтов, базирующихся на вере в сверхъестественные силы» (JEL, 1998, 1446).
11 Земное и посмертное потребление
12 Финляндия: телевидение и бог как взаимозаменяемые блага В Финляндии от церкви только в 2012 году уже отреклись более человек. В Финляндии каждый гражданин платит церковный налог, так как его автоматически при рождении крестят. Уже в сознательном возрасте многие граждане выходят из состава церкви, и тогда налог с них не взимается. Налог YLE (национальной телерадиовещательной компании Финляндии) в начале 2013 года заменит нынешнюю абонентскую плату за просмотр телевидения. Все совершеннолетние физические лица будут обязаны платить от 50 до 140 евро с человека. Большинство отрекшихся в качестве одной из причин назвали введение налога YLE.
13 Религиозная производственная функция домохозяйства T R - вложения времени; X R - вложения денег (пожертвования); S R - запас религиозного человеческого капитала (религиозные знания, знакомство с церковными ритуалами и обычаями, дружба с товарищами по вере); Q – качество группы, которое, в свою очередь, есть функция от религиозного вклада других членов группы (теория клубов применительно к религиозным объединениям). (JEL, 1998, 1482).
14 Церковь как неоклассическая фирма и религиозный рынок Индекс Герфиндаля для конфессии:, где S i,j – обозначает долю людей в стране j, принадлежащих к конфессии i JEL, 1998,
15 II. Религия и экономика развития Дипак Лал
16 Классификация типов экономического роста Экономический рост Экстенсивный Темпы роста, как правило, не превышают темпы роста населения Интенсивный Производство устойчиво растет быстрее населения Смитовского типа: основан на углублении разделения труда и торговли Прометеевского типа: основан на замене зависимых от земли органических продуктов минеральным сырьем
17 Индивидуализм: космология Запада «…Индивидуализм создал инструменты роста прометеевского типа». (2007: 205).
18 Стыд и вина Дуализм космологических представлений ИндивидуализмКоммунализм ВинаСтыд Дуализм привития культурных характеристик в ходе социализации Запад Европейская цивилизация Восток Прочие цивилизации
19 Стыд и вина « В отсутствие Пятницы Робинзон Крузо мог не ощущать стыда, но если он веровал в иудео-христианского Бога, он мог ощущать вину!»
20 Стыд и вина Стыд же невозможен вне коллектива и результатом социализации посредством него становятся космологические представления, которые описываются как «комммуналистские»
21 Почему Запад?
22 I папская революция: индивидуализм Запрещались: - традиционная для той поры практика браков с различными близкими родственниками; - усыновление; - полигиния; - развод и повторный брак. Ослаблялась власть главы семьи. Григорий I (Великий) 590.IX.3 – 604
23 Эффект фра Лоренцо Поощрение свободы партнера в браке выбора, брака по любви. «Поддерживая независимость молодежи в выборе брачных партнеров, в устроении их собственных домохозяйств и вступлении скорее в договорные, чем в эмоциональные отношения при заботе о стариках, эта система способствовала появлению индивидуализма» (2007: 110).
24 «Церковь стала непревзойденным участником гонки за наследством»
25 Рост богатства церкви Примерно 40% семей оставались без прямых наследников по мужской линии, а имущество, которое нельзя было передать по наследству, как правило, завещали церкви (благодаря все тому же чувству вины, изначальной греховности земного существа). Ее собственность росла феноменально (2009: 230).
26 В итоге об индивидуализме «Индивидуализм возник как непреднамеренное последствие жажды наживы со стороны Римской Католической Церкви» (Лал: 204). В результате он имеет чисто материальное происхождение. В то же время «он был чистой исторической случайностью» (Там же). « Индивидуализм, которому она (католическая церковь – А.З.) непреднамеренно способствовала, является уникальным космологическим представлением Запада. Остальной мир был и остается коммуналистским» (Там же).
27 II папская революция Вопрос, который встал перед церковью: как сохранить огромное богатство? Григорий VII в 1075 г. издал буллу, в которой, следуя идущей еще от «Града божия» св. Августина концепции, вознес церковную власть над светской. Церковь была поставлена выше государства. Поддерживала она свою власть через угрозу отлучения. «Для компенсации своей слабости в этом мире она использовала власть над загробным миром» (2007: 107). В результате имущество церкви стало неприкасаемым, а глубокая вовлеченность ее в мирские дела потребовала создания всех правовых и институциональных атрибутов, которые до сих пор служат рыночной экономике.
28 Великое расхождение цивилизации С XI в. начинается история «великого расхождения» западной и восточной цивилизаций: первая, в конечном итоге, породила промышленную революцию и интенсивный экономический рост прометеевского типа, вторая же оказалась на века в состоянии застоя, которое Лал определяет как «ловушку равновесия на достигнутом уровне» (Там же: 29-30).
29 Папские революции и их последствия
30 А что Восток?
31 Исламская цивилизация: многовековой застой « После неудачной осады Вены в 1683 г. дальнейшая история ислама стала историей поражения и унижения, претерпеваемых от рук Запада» (2007: 73) Противостояние с Западом породило три типа реакции. Во-первых, фаталистическую (перемена воли Аллаха). Во-вторых, похожую на ту, что имела место у Японии и Китая: создать техническую базу, позволяющую противостоять Западу в военной области. В-третьих, очистить ислам от искажений (вернуться к исконному, «чистому» исламу) и, тем самым, вернуть расположение Аллаха («реакция улитки», по Лалу). «…В конечном итоге, именно сам ислам является корнем проблем, не дающих мусульманскому миру приспособиться к современности » (2010: 154).
32 Православие и Россия « Если папская революция латинской церкви стремилась отдать и Богово, и кесарево Богу, то ее греческая сестра согласилась с тем, чтобы предоставить и кесарево, и Богово кесарю» (2007: ). Собственному возвышению Запад обязан не христианству, как таковому, а, в первую очередь, двум папским революциям, породившим, соответственно, индивидуализм и институты рыночной экономики. Лал отмечает, что разрыв с латинской церковью означал недоступность результатов папских революций для России и, как следствие, ее «подозрительность» к Западу
33 III. Социализм советского типа как православное мессианство «Рyccкий кoммyнизм бoлee тpaдициoнeн, чeм oбыкнoвeннo дyмaют, и ecть тpaнcфopмaция и дeфopмaция cтapoй pyccкoй мeccиaнcкoй идeи». Н. Бердяев. «Истоки и смысл русского коммунизма»
34 III. Социализм советского типа как православное мессианство «…В конечном счете большевизм выступал как превращенная форма русского православного мессианства, стремившегося экспортировать под прикрытием коммунизма и интернационализма русскую идею» Пастухов в.Б. Реставрация вместо реформации. Двадцать лет, которые потрясли Россию. М.: ОГИ, 2012, с.61
35 III. Социализм советского типа как православное мессианство Православие Советский социализм Целевая функция (конечный идеал) Устранение ограниченности ресурсов (посмертное) Устранение ограниченности ресурсов (земное в будущем) ИздержкиЖертва земными благами ради небесных Жертва текущими земными благами ради далеких будущих земных благ Наделение сверхъестественными качествами основателей Христос, дева Мария, культ святых Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин Смертный грехБезбожие, богохульствоАнтикоммунизм и антикоммунистическая пропаганда ВрагиАтеисты, ревизионисты (сектанты) Антикоммунисты, ревизионисты (уклонисты) Идея превосходства (особой миссии) «Москва – третий Рим» (истинное христианство) СССР - светлое будущее всего человечества Мессианство как экспансияМечты о ЦарьградеЭкспорт социализма
36 IV. Религия как негативная экстерналия Религия как учение церковь как фирма по распространению стремление к монополии, вытеснению конкурентов опора на административный ресурс (государственная «крыша») обмен услугами (блага от государства в обмен на ее «идеологическое обслуживание»). Монополизация религиозного рынка под государственной «крышей» оборачивается целым комплексом негативных экстерналий как побочным продуктом стремления к доминированию: - захват общественных ресурсов (льготные экономические режимы, государственные земли, здания, школы, музейные экспонаты и СМИ); - диктат в сфере поведенческих норм с опорой на государственное принуждение (запрет абортов и/или административные ограничения на прерывание беременности); - ограничения на свободу слова и свободу самовыражения («оскорбление чувств»).
37 Задели нежные чувства
38 Чем религия отличается от кейнсианства? «Сущность религии … заключается в наборе идей, называемых священными, заветными и тому подобное. При этом имеют в виду следующее: «Вот идея или мнение, и про них нельзя говорить ничего плохого – нельзя, и точка». – «Почему нельзя?» – «Потому что!» Цит. по: Докинз Р. Бог как иллюзия. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2012, с.38. А кейнсианство критиковать можно? А фрейдизм? А атеизм? Религия с помощью государства наделяется привилегией – свободой от критики.
39 Православный «талибан» Иерей Алексей Галкин обратился к депутату петербургского ЗакСа Виталию Милонову с просьбой выступить с законодательной инициативой о внесении в Уголовный кодекс РФ статьи о богохульстве. "Последние громкие нападки на Русскую православную церковь задачей которых является дискредитировать и дестабилизировать Православную церковь, несут в себе одну задачу - выбить у нашего народа и государства духовную опору и уничтожить традиционные духовные ценности", - пишет он. И выражает надежду, что изменения УК РФ пойдут духовному здоровью общества только на пользу.
40 Осторожно – религия!
41 Ст. 14 Конституции РФ: «Российская Федерация – светское государство » Ст. 28. «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними»
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.