Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемhse.ru
1 Население в условиях кризиса: слухи, мифы, объективная реальность… 07 апреля 2010 г. Мельников В.В. ГУ-ВШЭ
2 Тема кризиса как тема «О погоде» К настоящему времени, в стране не осталось ни одного человека, который не знал, что в стране и мире происходит финансовый кризис. И: «А что Вы думаете о кризисе?» Р: «Да надоел уже этот кризис, все только о нем и говорят, куда не зайди, кризис, кризис, кризис...»
3 Кризису посвящают сайты В Российском Интернете зарегистрирован сайт Надпись на главной странице «Темой этого сайта являются все проблемы, связанные с наступающим мировым экономическим кризисом: соотношение курсов валют, в том числе доллара, рубля и евро, проблемы процентной ставки и стоимости кредита и ипотеки, мирового спроса на российские энергоносители, макро- и микроэкономические последствия валютной политики государств…»
4 Единое понимание природы кризиса отсутствует Не смотря на такое большое количество информационных ресурсов посвященных кризису ответить внятно на вопрос, когда же закончится кризис, будет ли вторая волна кризиса и чего ждать простому человеку в будущем дать никто не может. Как следствие рождается значительное число слухов, суждений и мифов. Подпитывают слухи разнообразные и зачастую противоречивые прогнозы известных бизнесменов и чиновников.
5 Эмпирическая база исследования В качестве эмпирической базы выступают результаты масштабных качественных исследований, проведенных в период с августа 2008 года по декабрь Настоящая статья построена на анализе 45 сессии «групповых дискуссий» по 8 городам РФ (Москва, С.Петербург, Самара, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Владивосток, Красноярск, Казань), проведенным с июля по декабрь 2008, общее число участников составляет 345 человек. Под «групповой дискуссией» мы понимаем 1,5-2 часовые дискуссии с респондентами у них дома, сбор данных осуществляется в виде полуструктурированного интервью, в одной «групповой дискуссии» участвует около 5-7 человек. Так же в работе используются данные опросов, проведенных компаниями ЦИРКОН, ВЦИОМ, НАФИ, ФОМ за период с 2008 по настоящее время. В работе приводятся ссылки на использованные материалы.
6 Миф 1 – от кризиса всем плохо В ходе исследования, уже в разгар кризиса (декабрь 2008 года) мы выявили четыре основных группы людей, по разному оценивающих кризис и его воздействие на жизнь людей. Группа – «Кризис только на пользу». Среди этой группы доминирует позиция о том, что кризис это не так плохо, как говорят, те, кто входит в эту группу даже положительно оценивают то, как развивается кризис. Группа – «Кризис нам не помеха». Главенствующей в этой группе точкой зрения является позиция о том, что даже если кризис и происходит, то на них этот кризис не отразится, так как их источники доходов «защищены» от кризиса. Группа – «Потенциальная боязнь кризиса». Для этой группы характерна следующая позиция: их кризис, еще не затронул, но ощущение того, что кризис может сильно ударить по благополучию есть. Группа – «Пострадавшие от кризиса» В эту группу попадают те, кого уже к моменту проведения исследования затронули сокращения или произошло очень значительное падение доходов.
7 Миф 2 - Народ обнищал? Данные статистики свидетельствуют о том, что происходит массовое сокращение объемов покупок населением. Снижаются покупки: автомобилей (прогноз падения от 25% до 50%), тур. Путевок (падение спроса на новогодние праздники составило 30%), телефонов (падение составляет 30-40%) и т.д. В чем же дело? Самым простым ответом будет – «Народ обнищал» и не может себе ничего позволить. Однако в реальности резкого обнищания населения не произошло, скорее исчезла возможность увеличивать потребление товаров и услуг, темпами существенно превышающими реальные возможности.
8 Миф 3 – во всем виновато начальство В наших исследованиях мы слышали мнение, что тему кризиса нарочно раздувают, и это связано с тем, что это выгодно, и выгодно в первую очередь начальству, причем начальству на всех уровнях, особенно недовольны действиями начальников в бизнес структурах. И: «Кто как к этому кризису относится?» Р: «На мой взгляд искусственно это раздувают!» И: «Кто?» Р: «Ну…все руководители фирм…давно хотели ужать зарплаты и прочие расходы, но никак не могли, специально сейчас культивируют тему кризиса, чтобы оправдать свои действия» Таким образом, получается, что среди населения существует миф, о неком заговоре со стороны «начальства», собственно действия руководства и рассматриваются многими как основная причина кризиса. Хотя, похоже, что впервые, руководство и не виновато.
9 Выводы - I Во-первых, текущий экономический кризис окружают масса слухов и мифов. Во многом, это объясняется тем, что дать четкий и ясный ответ о том, когда закончится кризис не может дать никто. Во-вторых, на теме кризиса выгодно спекулировать, можно обвинять в кризисной ситуации руководителей предприятий, требовать компенсаций или отказываться от платежей, как по заработным платам, так и по кредитам. В-третьих, кризис несет с собой не только негативные последствия, в качестве положительных эффектов можно назвать снижение цен на определенные товары и услуги.
10 Выводы - II В - четвертых, доля россиян, в той или иной степени ухудшивших самооценки своего материального положения за период кризиса, равна примерно 20%. В – пятых, среди населения существует определенная претензия к банкам, которые лишили их привычного «европейского» образа жизни, перестав выдавать кредиты. В – шестых, наиболее защищенной группой населения, чувствует себя та группа, которая имеет отношение к государственной службе: чиновники, МЧС, МВД и т.д.
11 Выводы III 1.Кризис оказался больше психологическим шоком, нежели реальным финансовым потрясением 2.Если последние месяцев люди жили в испуге за своё будущее, то на 2010 год уже многие из них начали строить планы, причём довольно амбициозные и затратные 3.На эти планы влияет не столько сфера занятости или нынешнее финансовое положение, сколько возраст и амбиции 4.Чем моложе, тем свободнее мыслят, планируют и стараются не замечать препятствий. Чем старше люди, тем они консервативнее и осторожнее в оценках 11
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.