Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемgym498.ru
1 Семиотика – восприятие мира как текста Знак Знаковые системы
5 Город как текст
6 Текст Текст
7 Петербургский текст русской литературы В Петербурге мы сойдемся снова, Словно солнце мы похоронили в нем… Здесь будет город заложен На зло надменному соседу…
8 Владимир Николаевич Топоров (1928–2005) Петербург и «Петербургский текст русской литературы» Петербург и «Петербургский текст русской литературы» Топоров В.Н. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: «Прогресс»- Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: «Прогресс»- «Культура», 1995 С
9 ГОРОД понят как гетерогенный ТЕКСТ, которому приписывается общий смысл и может быть реконструирована определенная система знаков, реализуемая в тексте. ГОРОД понят как гетерогенный ТЕКСТ, которому приписывается общий смысл и может быть реконструирована определенная система знаков, реализуемая в тексте. ТЕКСТ СЕМИОТИЧЕСКИЙ - структурированная знаковая система любого типа. ТЕКСТ СЕМИОТИЧЕСКИЙ - структурированная знаковая система любого типа. Например, ЗНАКИ, оставленные на месте события, есть ТЕКСТ, из которого наблюдатель узнает, "вычитывает" информацию о характере произошедшего Например, ЗНАКИ, оставленные на месте события, есть ТЕКСТ, из которого наблюдатель узнает, "вычитывает" информацию о характере произошедшего
10 Типы субстратных элементов Петербургского текста Конкретные тексты русской литературы характеризующиеся -типологическим единством, -типологическим единством, -общими принципами отбора и синтезирования материалов, -общими принципами отбора и синтезирования материалов, - целями и задачами, - целями и задачами, -сверхуплотненной реальностью -сверхуплотненной реальностью -трагедийным началом -трагедийным началом -монолитностью смысловой установки -монолитностью смысловой установки Элементы иных сфер природной:-климатически-метеорологический-ландшафтныйматериально-культурной: - планировка, - характер застройки, - дома, улицы духовно-культурной: - мифы и предания - мифы и предания - дивинации и пророчества, - произведения искусства, - философские идеи, - персонажи истории и литературы, - спиритуализация и очеловечивание города
11 Создатели петербургского текста Основатели традиции А.С.Пушкин Н.В.Гоголь
12 Гениальный оформитель - первый сознательный строитель Петербургского текста как такового Ф.М.Достоевский
13 Ведущие фигуры Ренессанса петербургской темы. Ведущие фигуры Ренессанса петербургской темы. Александр Блок Андрей Белый
14 Свидетели конца и носители памяти о Петербурге, завершители Петербургского текста О.Э.Мандельштам А.А.Ахматова
15 «Закрыватель» темы Петербурга «Закрыватель» темы Петербурга Константин Вагинов – «гробовых Вагинов – «гробовых дел мастер»
16 Петербургским текстом говорила Россия, и прежде всего Москва уроженцы Москвы А.С.ПушкинМ.Ю.ЛермонтовФ.М.ДостоевскийА.ГригорьевА.Ремизов Андрей Белый «Ужас жизни», потрясший сознание и совесть, вызвал как противовес и преодоление Петербургский текст, в котором отражена квинтэссенция жизни на краю, над бездной, на грани смерти, и намечены пути к спасению. «Ужас жизни», потрясший сознание и совесть, вызвал как противовес и преодоление Петербургский текст, в котором отражена квинтэссенция жизни на краю, над бездной, на грани смерти, и намечены пути к спасению. не-петербуржцы по рождению по рождениюН.В.ГогольИ.А.ГончаровН.А.НекрасовО.Э.МандельштамА.А.Ахматова
17 Единство Петербургского текста определено монолитностью смысловой установки (идеи) Поиск пути к нравственному спасению и духовному возрождению в условиях, Поиск пути к нравственному спасению и духовному возрождению в условиях, когда жизнь гибнет в царстве смерти, когда жизнь гибнет в царстве смерти, а ложь и зло торжествуют над истиной а ложь и зло торжествуют над истиной и добром. и добром. Умереть для счастья, чтобы родиться для творчества.
18 Мифы Петербургского текста Креативный – творение города Петром I «Строитель чудотворный» Эсхатологический - гибель в воде или огне «Петербургу быть пусту »
19 Субстраты природной сферы климатически-метеорологический дождь, снег, метель, дождь, снег, метель, ветер, холод, жара, ветер, холод, жара, наводнение, наводнение, особые закаты, особые закаты, белые ночи, белые ночи, цветовая гамма и цветовая гамма и светопроницаемость светопроницаемость Элементы антитезируются, Элементы антитезируются, делается установка скорее на отрицательно- затрудняющее, чем на положительно- благоприятствующее. делается установка скорее на отрицательно- затрудняющее, чем на положительно- благоприятствующее. ландшафтный вода, суша /твердь/, зыбь, вода, суша /твердь/, зыбь, однообразие местности, однообразие местности, ровность, отсутствие ровность, отсутствие природных вертикальных ориентиров, природных вертикальных ориентиров, открытость /простор/, незаполненность /пустота/, открытость /простор/, незаполненность /пустота/, разъятость частей, разъятость частей, крайнее положение крайнее положение
20 Явления специфически петербургские – пароль вхождения в Петербургский текст в Петербургский текст Белые ночи
21 Ночь Ночь
22 ДЕНЬ ДЕНЬ
23 Белая ночь в Петербурге Белая ночь в Петербурге Одна заря сменить другую Спешит, дав ночи полчаса. А.С.Пушкин А.С.Пушкин
26 Наводнение Наводнение
27 за 300 лет существования города - более 270 наводнений
30 Закат Закат
31 Холодождь Холодождь
32 Метель Метель
33 Особая роль в Петербургском тексте принадлежит крайнему положению Петербурга - месту на краю света, на распутье. Особая роль в Петербургском тексте принадлежит крайнему положению Петербурга - месту на краю света, на распутье. Для Петербургского текста характерен переход от пространственной крайности к жизни на краю, на пороге смерти, в безвыходных условиях, когда «дальше идти уже некуда», и эта ситуация, принятая как необходимость, дает силы творить, и творчество это интенсивно-напряженно и обращено к бытийственному Для Петербургского текста характерен переход от пространственной крайности к жизни на краю, на пороге смерти, в безвыходных условиях, когда «дальше идти уже некуда», и эта ситуация, принятая как необходимость, дает силы творить, и творчество это интенсивно-напряженно и обращено к бытийственному
34 Материально-культурная сфера планировка характер застройки домаулицыпросторность-обозримость пустота теснота разъятость частей ровность скученность
35 Одна из функций Петербургского текста поминальный синодик по погибшим в Петрополе, ставшем для них подлинным Некрополем. Когда за городом, задумчив, я брожу И на публичное кладбище захожу, Решетка, столбики, нарядные гробницы, Под коими гниют все мертвецы столицы, В болоте кое-как стесненные рядком, Как гости жадные за нищенским столом. А.С.Пушкин Когда за городом, задумчив, я брожу И на публичное кладбище захожу, Решетка, столбики, нарядные гробницы, Под коими гниют все мертвецы столицы, В болоте кое-как стесненные рядком, Как гости жадные за нищенским столом. А.С.Пушкин В XIX веке число погребенных на площадях, сопоставимых с московскими, было огромным. На Волковом Православном кладбище в день хоронили по покойников. К 1884 г. на Волковом кладбище был погребен покойник (миллионным Петербург стал лишь в 1890г.). К 1884 г. на Волковом кладбище был погребен покойник (миллионным Петербург стал лишь в 1890г.).
36 , Могилы склизкие, которы также тут Зеваючи жильцов к себе наутро ждут. А.С.Пушкин А.С.Пушкин
37 Аномалии материально-культурной сферы преобладание мужского населения над женским - преобладание мужского населения над женским в 1906 г. на 1000 мужчин 843 женщины в 1906 г. на 1000 мужчин 843 женщины - огромный процент безбрачных мужчин - развитие проституции -огромное количество незаконнорожденных детей(25% от общего количества) детей(25% от общего количества) -венерические заболевания - чахотка - алкоголизм -количество душевнобольных и самоубийц - скученность населения в 1910 г. на один домв среднем в 1910 г. на один домв среднем в Петербурге - 70 человек в Петербурге - 70 человек в Лондоне 8, в Париже 35, в Лондоне 8, в Париже 35, в Берлине 48, в Вене 50 в Берлине 48, в Вене 50 В 1897 г. в Петербурге было «углов» (угловых квартир) В 1897 г. в Петербурге было «углов» (угловых квартир)
38 Типично петербургские явления Я поняла, что холод хуже голода, а тьма хуже и того и другого вместе. 3.Гиппиус «Петербургские дневники» Петербургский текст Петербургский текст при любой антитезе при любой антитезе ориентирован на тот полюс где плохо, где страшно, ориентирован на тот полюс где плохо, где страшно, где страдают. где страдают.
39 Духовно-культурная сфера мифы и предания мифы и предания дивинации и пророчества дивинации и пророчества литературные произведения литературные произведения памятники искусств памятники искусств философские, социальные и религиозные идеи философские, социальные и религиозные идеи фигуры петербургского периода русской истории фигуры петербургского периода русской истории литературные персонажи литературные персонажи все варианты спиритуализации и все варианты спиритуализации и очеловечивания города очеловечивания города
40 Природа, противопоставленная культуре, входит в эту структуру и равноценна культуре. В Петербурге реализуется двоевластие природы и культуры. Типология отношений природы и культуры Противопоставление природы и культуры природа культура болото освещенный дождь шпиль ветер игла, крест туман дворец мрак крепость муть купол сырость линия мгла проспект ночь площадь тьма набережная Природа тяготеет к горизонтальной плоскости, к разным видам аморфности, кривизны и косвенности, к связи с низом (земля и вода); Природа тяготеет к горизонтальной плоскости, к разным видам аморфности, кривизны и косвенности, к связи с низом (земля и вода); культура к вертикали, четкой оформленности, прямизне, устремленности вверх (к небу, к солнцу). Переход от природы к культуре (как один из вариантов спасения) нередко становится возможным лишь тогда, когда удается установить зрительную связь со шпилем или куполом (обычно золотыми, реже просто светлыми)
41 Природа и культура полярны изнутри Внутри природы - вода (дождь, слякоть, мокрота) муть, туман, мгла, холод, духота, вызывающие беспросветность, безнадежность, тоску (зрительно ничего не видно и не различимо; событийно дурная повторяемость, ориентация на прошлое, отсутствие выхода, безверие) противопоставлены солнцу, закату, глади воды, взморью, зелени, прохладе, свежести и тогда становится видно во все концы, с души спадает бремя наступает эйфорическое состояние и новая жизнь Внутри культуры жилище неправильной формы и невзрачного или отталкивающего вида, комната- гроб, жалкая каморка, грязная лестница, колодец двора, дом «Ноев ковчег», шумный переулок, канава, вонь, известка, пыль, крики, хохот, духота противопоставлены противопоставлены проспекту, площади, набережной, острову, даче, шпилю, куполу. проспекту, площади, набережной, острову, даче, шпилю, куполу.
42 И призрачный, и прозрачный Из этого соотношения противопоставляемых частей внутри природы и культуры возникают типично петербургские ситуации. с одной стороны, темно-призрачный хаос, в котором ничего с определенностью не видно, (мираж, сновидение, призрак, тень, двойник, отражения в зеркалах, «петербургская чертовня») с другой стороны, светло-прозрачный космос как идеальное единство природы и культуры, характеризующийся логичностью, гармоничностью, предельной видимостью (ясностью) вплоть до ясновидения и провиденциальных откровений. Идея конца стала сутью города, вошла в его сознание. Это катастрофическое сознание страшнее самой катастрофы. Сознание конца, возможность его, висящая, как дамоклов меч, над городом, порождает психологический тип ожидания катастрофы.
43 Герой в Петербургском контексте Герой в Петербургском контексте
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.