Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемedu.cap.ru
1 Образ учителя в русской литературе XVIII – XXI в.в.
2 Для достижения данной цели был поставлен ряд задач: Для достижения данной цели был поставлен ряд задач: 1. Подобрать художественные произведения русской литературы XVIII – XXI вв., в которых присутствует образ учителя. 2. Проследить динамику личностного развития учителя, а также отношения к нему общества. 3. Определить характер изменения образа учителя в литературе XVIII – XXI в.в. и степень влияния исторической действительности на художественный образ. Цель работы: проследить динамику образа учителя в русской литературе XVIII – XXI вв.
3 Вральман, Кутейкин, Цыфиркин в комедии Д. И. Фонвизина Недоросль
4 Учителя в Гимназии С.Т. Аксакова Аксаков Сергей Тимофеевич Николай Мисаилович Ибрагимов, учитель российской словесности, имел большое значение в литературном направлении Аксакова, он первый одобрил его и, « так сказать, толкнул на настоящую дорогу». Этот учитель сумел увидеть в Аксакове талант. Ибрагимов для выработки навыков правописания и для образования вкуса, выбирал лучшие места из Карамзина, Дмитриева, Ломоносова, Хераскова, заставлял читать вслух и объяснял их литературное достоинство. Это был любимый гимназистами тип учителя - "прогрессист".
5 Образы учителей в произведениях Ч. Айтматова, В. Астафьева, В. Быкова
6 Учитель по призванию(по рассказу Е. Гришковца Начальник )
7 Выводы: 1. В подобранных мной произведениях нарисованы разные типы учителей. Но исторических изменений в российском обществе было много, поэтому для более подробного изучения список анализируемых произведений можно продолжить. 1. В подобранных мной произведениях нарисованы разные типы учителей. Но исторических изменений в российском обществе было много, поэтому для более подробного изучения список анализируемых произведений можно продолжить. 2. Личностное развитие учителя, а также динамика его взаимоотношений с окружающими, особенно с учениками, зависят от условий исторической действительности. Особенности каждого этапа развития страны накладывают свой отпечаток на её жителей, в том числе и учителей. 2. Личностное развитие учителя, а также динамика его взаимоотношений с окружающими, особенно с учениками, зависят от условий исторической действительности. Особенности каждого этапа развития страны накладывают свой отпечаток на её жителей, в том числе и учителей. 3. Каждое изменение в реальности отражается в литературе. То же самое происходит с образом учителя: динамика личностного развития педагога и его отношений с учениками отразилась в художественных произведениях. 3. Каждое изменение в реальности отражается в литературе. То же самое происходит с образом учителя: динамика личностного развития педагога и его отношений с учениками отразилась в художественных произведениях.
8 В комедии Фонвизина представлены не профессиональные учителя, а люди, случайно попавшие в эту профессию. Обязательное для недорослей обучение пристойным благородному дворянству наукам воспринимается Простаковой и самим Митрофаном как мучение, как тягостная обуза. Его знаменитое изречение: Не хочу учиться, хочу жениться приобретает особый смысл, если вспомнить, что петровский указ от 20 января 1714 г. предписывал учить дворянских детей цыфири и геометрии, и положить штраф такой, чтоб не вольно будет жениться, пока всего не выучится. Несомненно, историческая действительность повлияла на художественный образ учителя. В комедии Фонвизина представлены не профессиональные учителя, а люди, случайно попавшие в эту профессию. Обязательное для недорослей обучение пристойным благородному дворянству наукам воспринимается Простаковой и самим Митрофаном как мучение, как тягостная обуза. Его знаменитое изречение: Не хочу учиться, хочу жениться приобретает особый смысл, если вспомнить, что петровский указ от 20 января 1714 г. предписывал учить дворянских детей цыфири и геометрии, и положить штраф такой, чтоб не вольно будет жениться, пока всего не выучится. Несомненно, историческая действительность повлияла на художественный образ учителя. Ценным источником педагогической информации о деятельности педагогов XIX века является художественная и мемуарная литература. В большинстве из них фигура учителя показана сквозь призму впечатлений ученика. Мотивы поступков педагогов сохранились в их воспоминаниях. Сопоставление мемуаров "учеников и учителей" позволяет выделить как субъективное, индивидуально- неповторимое, так и типичное, распространенное в поведении и отношениях наставников. Ценным источником педагогической информации о деятельности педагогов XIX века является художественная и мемуарная литература. В большинстве из них фигура учителя показана сквозь призму впечатлений ученика. Мотивы поступков педагогов сохранились в их воспоминаниях. Сопоставление мемуаров "учеников и учителей" позволяет выделить как субъективное, индивидуально- неповторимое, так и типичное, распространенное в поведении и отношениях наставников. В литературе XX века учитель является наставником и его отношения с учениками строятся на доверии и взаимоуважении, поэтому образ педагога в литературе данного этапа в большинстве случаев оценивается как положительный. В литературе XX века учитель является наставником и его отношения с учениками строятся на доверии и взаимоуважении, поэтому образ педагога в литературе данного этапа в большинстве случаев оценивается как положительный. Во многих произведениях современной литературы отношения ученика и учителя становятся все более натянутыми. (Такие произведения мы подробно не изучили) Соответственно меняется художественный образ. Но образ понимающего, воспитывающего, искреннего, и в то же время твердого, волевого, принципиального учителя появился в рассказе «Начальник» Евгения Гришковца Во многих произведениях современной литературы отношения ученика и учителя становятся все более натянутыми. (Такие произведения мы подробно не изучили) Соответственно меняется художественный образ. Но образ понимающего, воспитывающего, искреннего, и в то же время твердого, волевого, принципиального учителя появился в рассказе «Начальник» Евгения Гришковца
9 Список литературы 1. Айтматов Ч. Первый учитель. – Киев.: Весёлка, Астафьев В.П. Последний поклон. - Красноярск, – 248 с. 3. Быков В. Обелиск/ В кн.: Василь Быков. Повести. – Днепропетровск: Проминь, Гришковец Е. Начальник / Гришковец Е. Следы на мне. - М., с. 5. Лещинский В.И. Всегда ли прав учитель?/ В.И.Лещинский, С.С.Кузнецова, С.В.Кульневич. – М.: Педагогика, – 160с. 6. Павленко Н.И. Россия в конце XVII – XIX веке/ Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, Фонвизин Д. И. Недоросль / Гос.изд. детской литературы министерства просвещения РСФСР. - Л., Энциклопедия литературных героев: Русская литература XVII – первой половины XIX века. – М.: Олимп; АСТ, 1997.
10 Спасибо за внимание !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.