Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 4 года назад пользователемgalina.edummr.ru
1 Основа деятельностного подхода - деятельность Учебная деятельность – проявляемая обучаемыми мотивированная активность при достижении целей учения; в процессе УД человек усваивает знания и совершенствуется, развивается, формируется как личность Мотивы – внутренние побудительные силы человека, заставляющие его заниматься учебной деятельностью Виды интеллектуально- познавательные (ИП) узкие и широкие морально-этические эмоционально- эстетические Задача переход узких ИП в широкие Действия – способы и приёмы для достижения целей (состоят из операций) - структурная единица деятельности Виды двигательные (моторные) - исполнение умственные (внутренние) - регулирование сенсорные - контроль Учебные цели – характеризуются: *результатом деятельности, *наличием стремления к этому результату. Требования к постановке целей на частно- дидактическом уровне (на уровне учебной темы): диагностичность открытость опознаваемость
2 Создатели теории деятельности Основы общей теории учения: Я.А. Коменский, И.Г. Песталлоци, А. Дистервег, И. Герберт, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, С.Т. Шацкий, П.П. Нечаев, М.Я. Басов, П.П. Блонский, Психологические основы теории деятельности: Л.С. Выготский ( ), С.Л. Рубинштейн (1889 – 1960) Содержание теории деятельности разработано А.Н. Леонтьев (1903 – 1979) Теории учебной деятельности: Д.Б. Эльконин ( ) В.В. Давыдов ( ) П.Я. Гальперин ( ) Н.Ф. Талызина (1923), А.К. Маркова (Аэлита Капитоновна, 1934 г.)
3 ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА - направленность потребности мотивы, установки, мировоззрения цели - темперамент - характер -способности -обучаемость, -интеллект, др. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Умение вырабатывать операции и способы действий Способ- ность к целепола- ганию Умения планировать действия Навыки самоконтроля и саморегуляции Умение произволь- но устанавливать отношение между мотивом и целью ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ: -познавательные восприятие представлние воображение внимание, память мышление и речь; -эмоциональные эмоции, чувства; -волевые : от побуждения к выполнению решения РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ФОРМИРУЮТСЯ Структура основных направлений развития личности
4 Деятельностный подход в обучении предполагает обязательный перевод формулировки любого задания задания в план деятельности
5 Учебная задача Знание на таком уровне обобще- ния, когда оно в значительной мере выполняет функции метода обучения или учебного познания Решение задачи основывает- ся на обобщении («открытии») определенных видов теоретичес- ких знаний, определений, тео- рем, алгоритмов, методов, либо на обобщении решения наборов конкретно-предметных математи- ческих задач. Сравнение, аналогия обобще- ние, конкретизация, анализ, син- тез, классификация и др. Математическая задача Числа, выражения, формулы, корни уравнения, свойства математических понятий, отно- шения, используемые в алгеб- ре, геометрии, математическом анализе. Решение задачи основыва- ется на специальных матема- тических действиях, операци- ях общих и конкретных мате- матических методах. Конкретизация анализа к за- дачам определённого типа, распознавание, выведение следствий из условия и требо- вания задачи и др. Задача как объект мышления
6 Теория П.Я. Гальперина Структурная единица деятельности действия – способы и приёмы для достижения целей (состоят из операций) Учебно-познавательная деятельность, выполняется с помощью интеллектуальных (умственных) действий Формирование этих действий – цель обучения (математике) Любое действие состоит из 2-х частей: а) исполнительной б) ориентировочной (регуляционной) ООД – ориентировочная основа действия
7 Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин ) 0. Мотивация вводимого действия 1. Введение ООД 2. Формирование действия в материальном или материализованном виде 3. Формирование действия в форме громкой речи 4. Формирование действия в форме внутренней речи - «про себя» 5. Переход выполнения действия «в умственном плане» - его сокращение
8 Саморегуляция действия осуществляется с помощью: прямой связи - знание соответст- вующего правила, приёма); обратной связи – оценка соответст- вия достигнутого результата требованиям, предъявляемым правилом – специальные действия самоконтроля КАКИЕ?
9 ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО) Основа – идея С.Л. Рубинштейна о способе развития мышления человека через разрешение познавательных проблем, содержащих в себе противоречия. ПО раскрывается через постановку (учителем) и разрешение (учеником) проблемы (вопроса, задачи) Проблемная ситуация проблема разрешение проблемы Проблемная ситуация - психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения учебного задания, когда ему не хватает знаний, и стимулирующая к поиску новых знаний и способов деятельности
10 Способы создания проблемных ситуаций использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий столкновение учащихся с явлениями и фактами, требующими теоретического объяснения создание ситуации удивления, требующей объяснения и обоснования
11 Способы создания проблемных ситуаций Побуждение учащихся к сравнению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает познавательное затруднение Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов Ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы Использование межпредметных связей
12 Проблемная учебная задача Учебная задача может вызвать умственную активность при определенных условиях: а) условие задачи не подсказывает способа ее решения; б) прошлый опыт ученика не содержит никакой готовой схемы решения, которую можно было бы применить в данном случае; школьник ставится перед необходимостью создать новую, не имеющуюся в его опыте схему решения
13 Уровни проблемности в обучении УУчитель сам ставит проблему и сам решает ее при активном слушании и обсуждении учениками УУчитель ставит проблему, ученики самостоятель-но или под его руководством находят решение. Учитель направляет ученика на самостоятель-ные поиски путей решения УУченик ставит проблему, преподаватель помога-ет ее решить. У ученика воспитывается способ-ность самостоятельно формулировать проблему Ученик сам ставит проблему и сам ее решает
14 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2018 MyShared Inc.
All rights reserved.