Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемrcde.nov.ru
1 Ш КОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА ЭПОХИ ЦИФРОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ Русская школьная библиотечная ассоциация «Введение в систему цифровых коммуникаций: учебный курс для сотрудников библиотек образовательных учреждений» Москва, 13 апреля 2012 г.
2 Т РАНСФОРМАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО МАССИВА В ЦИФРОВУЮ ФОРМУ КАРДИНАЛЬНО МЕНЯЕТ ТРЕБОВАНИЯ КО ВСЕМ ИНСТИТУТАМ, СВЯЗАННЫМ С СОЗДАНИЕМ, ОБРАБОТКОЙ, РАСПРОСТРАНЕНИЕМ И ХРАНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИИ.
3 О БЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ УТРАТЫ БИБЛИОТЕКОЙ БЫЛОГО СТАТУСА В Сети накоплен огромный массив данных, потребляемых в повседневной жизни большинством жителей Земли, в том числе и источники, за которыми прежде обращались в школьные библиотеки. В бесплатном круглосуточном доступе представлены классические произведения художественной литературы, справочники и словари, репродукции произведений живописи и графики, музыкальные произведения и кинофильмы и многое другое.
4 Б ИБЛИОТЕКАМ НЕОБХОДИМО ИСКАТЬ ИНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ НИШИ ИЛИ ОПТИМИЗИРОВАТЬ СУЩЕСТВУЮЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КОТОРЫЕ БУДУТ ОТВЕЧАТЬ УРОВНЮ ТЕХНОЛОГИЙ И ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СПРОСОМ У ОБСЛУЖИВАЕМОЙ АУДИТОРИИ.
5 З АДАЧИ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ ЦИФРОВОЙ ЭПОХИ Информационное обеспечение учебного процесса. Реализация программы информационной грамотности (как среди учащихся, так и среди педагогического состава). Реализация программ по культурно- эстетическому воспитанию учащихся. Принятие на себя функции лаборатории активного познания.
6 И НФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Нынешний этап эволюции фонда библиотек образовательных учреждений связан с постепенным переходом от печатных источников к цифровым материалам. Использование «традиционного» учебного фонда и фонда дополнительных источников дополняется внимательным ознакомлением с цифровыми образовательными ресурсами по каждому предмету.
7 У ДАЛЕННОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ Обслуживание в стенах библиотеки сочетается с наличием виртуальной справочной службы, расположенной на сайте библиотеки (в минимальном виде - формы приема запросов). Перспективы развития ПО для школьных библиотек предусматривают создание персональных рабочих мест читателей на сайте библиотеки.
8 С ОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ Повышение значимости библиотеки за счет развития информационного обслуживания наиболее важных учебных проектов школы в беззапросном режиме или на основе долговременно действующих запросов. Формы информационного обслуживания предусматривают: регулярное доведение новой информации по исследуемой теме; обеспечение публикации результатов проектов в Интернет и/или профессиональной печати (описание опыта проведения проекта).
9 Б ИБЛИОТЕКА КАК ОБЩЕШКОЛЬНАЯ МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ Функция такой библиотеки - быть местом для выполнения учениками проектов, в том числе и совместных (групповых). Для этого библиотека должна быть оснащена полным набором необходимой техники, включая аппаратуру для видео- и аудиозаписи, сканер, фотокамеру и т.д.
10 Р ЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ Ведение программ информационной грамотности - одно из потенциально наиболее востребованных направлений деятельности школьных библиотек. В ситуации гигантского перепроизводства информации важной задачей является освоение лучшего из того, что накопило человечество и отказ от потребления информационного мусора. Роль библиотекаря-педагога заключается в умелом нахождении и оценке информационных ресурсов и, что еще более важно, обучении других их правильной оценке.
11 Ц ЕЛЬ ПРОГРАММЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ Научить учащихся эффективной работе со всеми видами данных, правильному сопоставлению сведений из разных источников, критическому отношению к получаемой информации, владению основами информационной безопасности. Важно научить распознавать предвзятость, отличать смысл от бессмысленности. Фактически - это новое направление в образовании - борьба с манипулированием сознанием, ярким примером чего является реклама.
12 Н АПРАВЛЕНИЯ РАБОТ ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ Консультирование читателей при непосредственной работе с информационными массивами в разных форматах. Реализация комплексных образовательных программ, охватывающих весь спектр работы с источниками информации.
13 К ОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЕЙ Рост объемов данных усложняет задачу поиска релевантной информации для конкретного читателя и ее оценку. Главной задачей ныне становится не нахождение информации, а ее адекватная оценка. Библиотека в состоянии предложить профессиональную информационную поддержку на основе персонального подбора и оценки данных для каждого учащегося или педагога.
14 С ОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ Введение в систему информационных коммуникаций (институты системы коммуникаций, основные виды источников информации, эволюция информационного общества). Поиск информации, определение ее качества и легитимности (выбор оптимальных источников для поиска, методика составления запросов, понятие ИПЯ, критерии оценки данных, авторское право, понятие плагиата). Информационная безопасность (важность информационной безопасности, виды угроз, методы защиты информации, особенности размещение в Сети личных данных). Формирование собственных информационных ресурсов (приложения Вэб 2.0, основы библиографического описания, основы аннотирования).
15 П ЕРСПЕКТИВЫ БИБЛИОТЕЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ Принятие библиотекой школы функций полноправного учебного подразделения. Официальное оформление данного направления в качестве неотъемлемой составляющей деятельности библиотек, включая процедуры: сертификация библиотекарей-педагогов; утверждение учебных программ.
16 Р ЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ КУЛЬТУРНО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Постепенное сокращение площадей для хранения фонда (цифровые издания не нуждаются в пространстве) позволяет расширить зону для проведения различных мероприятий: выделить места для работы творческих групп, студий, интеллектуальных клубов. Библиотека, которая может быть переименована, например, в образовательно- творческий центр становится ядром всей деятельности школы по культурно- эстетическому воспитанию.
17 И ДЕАЛЬНЫЙ ОБРАЗ БИБЛИОТЕКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Библиотека – центр интеллектуального досуга образовательного учреждения (эдьютаймента). Постоянно открытая, гостеприимная, стимулирующая творчество и размышления. Место для встреч, совместной работы, дискуссий и обсуждений. В числе мероприятий – лекции, «суды» над литературными героями, интеллектуальные конкурсы и викторины. Библиотека в этом случае становится междисциплинарной лабораторией активного познания.
18 Г ЛАВНОЕ УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ФУНКЦИИ Необходимо изменить законодательство, обеспечив библиотеки правом активно работать с цифровыми ресурсами. Получив право активно работать с цифровыми ресурсами библиотеки могут претендовать на роль канала легального распространения интеллектуального контента. То есть будут продолжать выполнять свою изначальную миссию.
19 В ТОРОЕ УСЛОВИЕ : ПОДДЕРЖКА СО СТОРОНЫ РУКОВОДСТВА Библиотеки самостоятельно, даже верно осознав и правильно расставив акценты собственной работы, не в состоянии кардинально изменить ситуацию. Требуется понимание и поддержка со стороны администрации УО. Но для этого библиотека должна четко ответить на вопрос – что она может дать учащимся и преподавателям.
20 Т РЕТЬЕ УСЛОВИЕ : ДИНАМИЗМ И ИННОВАЦИОННОСТЬ Нарастающая динамика изменений - отличительная черта информационного общества. Причина изменений – постоянное введение в обиход все новых технологических приложений. Одно из главных условий выживания – быстрая реакция на происходящие изменения. Для библиотек это выражается в оперативности предложения услуг, связанных с цифровыми технологиями.
21 Т РЕБОВАНИЯ К БИБЛИОТЕКАРЮ - ПЕДАГОГУ Библиотечная деятельность, основанная на цифровых приложениях, становится намного более интеллектуальной. Одновременно происходит резкое сокращение работ по всему циклу традиционных процессов (комплектование-каталогизация-обращение) при расширении консультационной и образовательной и просветительской составляющих. Основный навык библиотекаря-педагога будет сводится к консультированию при работе со всем многообразием информационных ресурсов и умению обучать читателей приемам работы с данными.
22 Н ЕПРЕМЕННОЕ УСЛОВИЕ ВЫЖИВАНИЯ БИБЛИОТЕКИ – ОСОЗНАНИЕ ГЛОБАЛЬНОСТИ ПРОИСХОДЯЩИХ ИЗМЕНЕНИЙ И НЕОБХОДИМОСТИ МЕНЯТЬСЯ, ДАБЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ ТРЕБОВАНИЯМ ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.