Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемlibastu
1 (к 300-летию со дня рождения великого российского ученого и просветителя М.В. Ломоносова)
2 «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». А.С. Пушкин
3 Михаил Ломоносов родился 8(19)* ноября 1711 г. в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии. * Приходская книга Дмитриевской церкви, в которой крестили Ломоносова, не сохранилась. Приведенный здесь день рождения вычислен приблизительно и признан официальным.
4 Отец, Василий Дорофеевич Ломоносов, был известным в Поморье человеком, владельцем рыбной артели из нескольких судов и преуспевающим купцом. Он был одним из самых образованных людей тех мест, поскольку некогда учился в Москве на священника. Известно, что у него была большая библиотека. Мать, Елена Ивановна Ломоносова ( Сивкова ), была дочерью дьякона. Именно мать научила читать сына еще в юном возрасте и привила любовь к книге. Особенно полюбил юноша грамматику Мелентия Смотрицкого, Псалтирь в силлабических стихах Симеона Полоцкого и арифметику Магницкого.
5 Замечательная черта М. В. Ломоносова, выделяющая его среди многих великих современников, предшественников и потомков, - несокрушимая воля и охота к знанию. Они заставили его в возрасте 19 лет уйти из родной деревни. В зимнюю стужу 1730 г. М. В. Ломоносов почти без денег, пешком отправился в Москву. Чтобы поступить в московскую Заиконоспасскую славяно - греко - латинскую академию, он выдал себя за сына холмогорского дворянина. Юный Ломоносов на пути в Москву. Художник Н. И. Кисляков 1948 г.
6 Отправляясь в Москву, Ломоносов уже имел максимально возможное в тех местах образование, которое и позволило ему поступить в Славяно - греко - латинскую академию – первое высшее учебное заведение в Москве. Здесь Михаил изучил латинский язык, политику, риторику и, отчасти, философию. Терпя, по его собственному выражению, « несказанную бедность », он упорно и настойчиво учился. Вспоминая потом об этой трудной поре, он писал : « Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как за денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет ( ), а наук не оставил ». В числе лучших выпускников академии Ломоносова направили учиться в Петербург, а затем, в 1736 г., - в Германию, в Марбургский университет. В нем преподавал философ Христиан Вольф, по работам которого философию тогда изучали по всей Европе. Там Ломоносов прошел курс всех наук, как математических, так и словесных ; там же и женился. В 1741 г., вернулся в Россию, где до конца жизни служил в Академии наук.
7 Ломоносов – основоположник российской науки, самая значительная фигура в ее истории, непревзойденная по значимости вклада – как фундаментального, так и прикладного – в самые разные отрасли знания : химию, физику, астрономию, геологию, географию, историю, демографию, филологию … Поднявшись к вершинам науки, он не только понял роль, которую она должна сыграть в развитии России, но и посвятил ей всю свою жизнь.
8 Научные достижения Ломоносова хорошо известны. Одно только перечисление дает представление о масштабе его научного дарования : корпускулярная теория, закон сохранения вещества, объяснение молний и северных сияний, физической природы небесных тел – Солнца, планет, комет, далеких звезд – открытие атмосферы у Венеры, объяснение происхождения угля, нефти, торфа и других полезных ископаемых, предсказание алмазных месторождений на севере России, обоснование необходимости демографических исследований, классификация льдов, труды по истории России, исследование русской грамматики, риторики и стихосложения и многое - многое другое. Идеи Ломоносова были подхвачены, как эстафета и развиты нашими учеными и научными школами. Все направления его научного и поэтического творчества оказались продолжены и воплощены в деятельности Московского университета.
9 В 1755 г. по его предложению и плану был открыт Московский университет. Ломоносов был автором идеи, первым, кто заговорил об острой потребности России в таком учебном заведении как университет. В своем известном высказывании о том, что Ломоносов создал первый университет и сам был первым нашим университетом, Пушкин нашел очень точное слово – « создал ». Ломоносов – это именно создатель университета. Московский университет положил начало становлению системы высшего образования в России, в основу которой были положены ломоносовские принципы : доступность, фундаментальность, междисциплинарность, творческий дух, связь со школой. И сам университет успешно воплощал эти принципы в жизнь, развиваясь, разрастаясь и ветвясь, как могучее и вечнозеленое дерево.
10 Ломоносов тесно связывал химию с физикой. Он говорил : « … И сии две науки так соединены между собою, что одна без другой в совершенстве быть не могут ». Его химическая лаборатория была оснащена хорошими приборами : точными термометрами, барометрами, различного типа весами и др. В лаборатории размещались разного назначения печи – как с естественным, так и с искусственным дутьем : плавильные, стекловаренные, перегонные. В химической лаборатории было проведено большое число исследований. В качестве примеров назовем определение растворимости металлов в кислотах и солей в воде. Экспонаты химической лаборатории М. В. Ломоносова
11 Вероятно, самым крупным достижением Ломоносова в астрономии – является открытие атмосферы на планете Венера. Основой для этого открытия были астрономические наблюдения за Венерой, проходившей по солнечному диску. Ломоносов ( и некоторые другие астрономы ) установили световой ободок вокруг Венеры. Но именно Ломоносов дал правильное объяснение этому явлению – следствию преломления солнечных лучей в атмосфере Венеры. Ломоносов занимался также совершенствованием астрономических приборов и использованием их в мореплавании. В интересы Ломоносова входили геология, горное дело, металлургия. Во все эти области науки и техники Ломоносов внес свой вклад.
12 Ломоносов был первопроходцем не только в науке. Основополагающей была его роль в истории отечественной словесности. Успешно освоив латынь – язык науки того времени, - Ломоносов верил в силу и значение русского языка. Ломоносов первым начал читать лекции на русском языке и писать по - русски научные труды. Он поднял престиж родного языка, укрепил его статус. Ломоносов не просто нормировал русский язык, он фактически создал язык науки, заложил основы русской научной и технической терминологии. Многие термины, созданные Ломоносовым, прочно вошли в научный обиход : воздушный насос, земная ось, равновесие тел, удельный вес и др.
13 Известно, что современники воспринимали Ломоносова прежде всего как поэта. Первый российский академик был не просто поэтом, но и реформатором поэзии, родоначальником современного российского стихосложения. Сочетание такого мощного научного и поэтического дара в одном человеке – редчайшее явление. Сам Ломоносов рассматривал эту взаимосвязь как необходимую и органичную. Он считал, что « науки наукам много весьма взаимно способствуют, как физика химии, физике математика, нравоучительная наука и история стихотворчеству ». Давайте вспомним его известные строки : Открылась бездна, звезд полна, Звездам числа нет, бездне дна. Так не мог написать просто ученый или просто поэт. Так написал Ломоносов – ученый - энциклопедист, глубокий философ и поэт с незаурядным талантом.
14 Результатом многолетней работы Ломоносова над русским языком явилось создание « Русской грамматики » (1755 г.). Грамматика, как указывал Ломоносов, имеет теоретическое и практическое значение. Теоретическое ее значение заключается в том, что она рассказывает о законах нашего языка, указывает на особенности языка. Практическое же значение грамматики состоит в том, что она показывает, учит, как нужно правильно говорить и писать, намечает путь, по которому должен развиваться литературный русский язык. « Российская грамматика » состояла из шести отделов или, как назвал их Ломоносов, « наставлений ». Первые « наставления » касались общего значения слова, правил написания различных слов и звуков нашего языка. Далее излагались учение о частях речи и синтаксис.
15 Ломоносов написал курс « российского красноречия » – риторику. Задачи риторики понимались Ломоносовым очень широко. « Язык, - говорил он, - которым российская держава великой части света повелевает по ее могуществу, имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает. И для того нет сумнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство, каковому в других удивляемся ». « Риторика » Ломоносова содержит в себе практические деловые наставления, которые говорят о том, как надо правильно и красиво строить речь, последовательно и ясно излагать свои мысли.
16 Ломоносов был необычайно разносторонней творческой личностью, ярко проявившей себя и в изобразительном искусстве. Он возродил в России мозаичное мастерство, фактически заново создал технологию изготовления смальты. В октябре 1752 года, обращаясь в Сенат, Ломоносов писал : « Желаю я, нижайший, к пользе и славе Российской завесть фабрику для делания изобретенных мною разноцветных стекол и из них бисеру, пронизок и стеклярусу и всяких других галантерейных вещей и уборов, что еще поныне в России не делают, а привозят из - за моря великое количество ценою на многие тысячи ». Для организации стекольного и мозаичного производства он просил дать ему землю с лесом и 200 душ крестьян мужского пола не далее 150 верст от Петербурга. В конце концов ученый выбрал лесные угодья в Копорском уезде.
17 Указом Елизаветы Петровны от 15 марта 1753 года академику Ломоносову были пожалованы Усть - Рудицкие земли в Копорском уезде Санкт - Петербургской губернии ( около 40 км 2 с 211 душами крестьян мужского пола ). Это было не простым подарком, какие делались тогда монаршим фаворитам, а своего рода государственным инвестированием в новаторский проект Ломоносова по организации в России производства цветного стекла по передовым технологиям и возрождению мозаичного искусства. Фабрику заложили 6 мая 1753 г. В отчете Академии наук о выполненных работах Ломоносов уже в 1754 году писал : « Изобрел все составы к мозаичному делу, для чего сделал больше 4000 опытов, коих не токмо рецепты сочинил, но и материалы своими руками по большей части развешивал и в печь ставил ». Усть - Рудицкая фабрика была одновременно и научно - исследовательской лабораторией. Всю рецептуру производившегося там цветного стекла разработал лично Ломоносов : только он имел опыт изготовления бесчисленных цветовых вариаций стекла, монохромных и полихромных стекол. Это позволило ему « перевысить камень », превзойти все известное в природе.
18 М. В. ЛОМОНОСОВ. ПЕТР ВЕЛИКИЙ. МОЗАИКА М. В. ЛОМОНОСОВ. ПОЛТАВСКАЯ БАТАЛИЯ. МОЗАИКА – 1765 ГГ.
19 ЕКАТЕРИНА II. МОЗАИКА ЛОМОНОСОВСКОЙ МАСТЕРСКОЙ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ МУЗЕЙ. Г. Г. ОРЛОВ. МОЗАИКА И ЕЕ ФРАГМЕНТ. ЛОМОНОСОВСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ОКОЛО 1764 Г.
20 ЛОМОНОСОВ ДЕМОНСТРИРУЕТ ЕКАТЕРИНЕ II МОЗАИКУ СОБСТВЕННОГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ
21 В Ломоносове воплотилась вся мощь гения : сильный и острый ум, разносторонний творческий талант, могучий характер, крепкие духовно - нравственные устои, глубокий патриотизм. И все это стало той благодатной почвой, которая питает российское высшее образование и на которой выросли многочисленные научные школы, обеспечившие России мировое признание.
22 Интересный материал о жизни и деятельности великого ученого Михаила Васильевича Ломоносова можно найти в научно - библиографическом отделе и отделе научной литературы ( гл. корпус, 1 этаж )
23 Выставка в отделе научной литературы к 300- летию со дня рождения М. В. Ломоносова.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.