Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемnytva.taba.ru
1 Умение выявлять, идентифицировать проблему, находить и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта, принимать решение и его реализовывать. Автор программы курса: Мальцева Анжела Владимировна МОУ СОШ « Шерьинская- Базовая школа» Научный руководитель: Таизова Ольга Сергеевна ПГУ год
2 Краткосрочный учебный курс по формированию универсального учебного действия рассчитан на 8-10 часов для группы детей начальной школы и младших подростков ( с 4- го по 6- й класс ). Учебная программа может быть реализована в урочное ( факультатив ) или внеурочное время ( классный час ) для группы учащихся до человек.
3 Сформированное у учащихся умение разрешать разного рода конфликты конструктивным способом, которое они демонстрируют при выполнении итогового задания, а также в повседневной деятельности. Отслеживая качество освоения материала и сформированных действий по промежуточным результатам, курс может быть продлён или изменён по усмотрению учителя, но последовательность и основные моменты должны быть сохранены.
4 Идентификация ситуации как конфликтной и уточнение собственных представлений по теме Фиксация своего обычного поведения в конфликтной ситуации Теория конфликта. Формирование представлений о стилях реагирования и способах выхода из конфликта, овладение навыками конструктивного общения. Подведение итогов курса. Контрольные задания. Прописывание правил ведения конфликтных разговоров.
5 Вариант 1. Создание ситуации - провокации ( 5-6 мин.) с целью вовлечь детей в коллективное обсуждение проблемы, фиксирования своих эмоций и отношения к подобной ситуации ( пример : выдача ученикам однотипных заданий или задач, но разных по количеству или наоборот без договорённости с учащимися ; объявление ученикам о необходимости задержаться в конце недели, после всех уроков ещё на 2 часа без объяснения причины ). Вариант 2. Уже сложившиеся стихийно ситуация межличностного или группового конфликта в классе, которая требует решения. Упражнение по обобщению своих знаний в области конфликтологии методом синквейна. Синквейн - форма литературного текста, которая позволяет обобщить фактический или ассоциативный материал по какой - либо теме. Состоит из 5 строчек : определяемое понятие по ассоциации ; 2 прилагательных к нему ; 3 глагола к нему ; фраза из 4- 5 слов ; вывод ( обобщающее понятие, синоним и т. п.)
6 Конфликт – это напряжение в отношениях людей из - за их противоречий, это столкновение разных мнений, стремлений, мотивов, это борьба сторон.
7 Осознал и идентифицировал подобные ситуации как конфликтные ( не осознал, не идентифицировал ); Выразил ( положительно, отрицательно, неопределённо ) своё отношение к конфликту ; Дал своё определение конфликту ( верное, почти верное, приблизительно правильное, неверное, далеко неверное ); Для обозначения конфликта подобрал не менее 2 прилагательных и 3 глаголов ; Выразил своё отношение к конфликту, записав фразу не менее чем из 4-5 слов. Подобрал правильно ( неправильно ) синонимы к слову « конфликт », таким образом определил ( не определил ) сущность конфликта как явления.
8 Сюжетно - ролевая игра « Мельница ». Цель : проживание участниками « мелких » конфликтных ситуаций, осознание своего обычного поведения в ситуации спора. Равное число участников образуют два круга ( один внутри другого ), встают лицом друг другу и разыгрывают в парах мелкие диалоги - ситуации, которые задаёт ведущий. Диалог длится 2 минуты. После каждого диалога, каждый участник меняет партнёра, разыгрывая следующий эпизод. Примеры ситуаций для разыгрывания : Роль контролёра автобуса и роль безбилетного пассажира ; Роль вечно опаздывающего ученика и раздражённого учителя. Роль ученика, списывающего задания у соседа и учителя, который это заметил ; Жилец, которого залил сосед сверху и роль соседа, живущего выше этажом ;
9 Продукт : мини - сочинение ( описание своего поведения в предлагаемых ситуациях ). Критерии оценивания : ученик описывает свое поведение в следующих аспектах : эмоции, действия, слова, причина моего поступка ( мотив ) ( Уровни : ученик описывает свое поведение во всех 4- х аспектах ; ученик описывает свое поведение в 2-3 из указанных аспектов ; ученик описывает свое поведение 1-2 словами ) ученик приводит примеры конфликтных ситуаций ( Уровни : приводит 2-3 примера ; приводит 1 пример ; приводит 2-3 примера, но 1-2 из них не могут рассматриваться как конфликтные ситуации ; не приводит примеров или приведенный пример не может быть идентифицирован как конфликт )
10 1. Просмотр видеосюжета и коллективное обсуждение конкретной школьной конфликтной ситуации. В ходе обсуждения обозначается вид конфликта, определяются участники, поведение, мотивы, интересы сторон, стадии протекания конфликта, провоцирующие слова участников, выходы и последствия для участников ; 2. Формирование представлений о стилях реагирования и стратегиях выхода из конфликта ( ролевое разыгрывание сказки, соотнесение стратегий со сказочным героем ); 3. Оценка результатов 2- го шага : ролевые игры, тренинговые упражнения, совместный разбор ситуаций ; 4. Овладение навыками конструктивного взаимодействия, результатом которого является умение построить « я - высказывание » в диалоге, использование приёмов бесконфликтного общения в игре, прописывание или обсуждение правил ведения конфликтных разговоров ( работа в группах );
12 « акула » « медвежонок » « лиса » « черепаха » « сова » избегание сотрудничество приспособление компромисс соперничество
13 Ориентация только на свои интересы и игнорирование интересов своего партнёра, стремление добиться своих интересов в ущерб другому. Человек активен, разрешает конфликт естественным путём, не заинтересован в сотрудничестве, но способен на волевые поступки. Остаются чувство вины и сожаления. Стратегия делает вас непопулярным.
14 « Будет так, как я сказал !»
15 Человек стремится уйти от конфликта, жертвует своими личными интересами в пользу интересов соперника, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Вы уступаете, но при этом сохраняете хорошие отношения с другой стороной.
16 « Будь по - твоему »
17 Человек не отстаивает свои права, не хочет вступать в сотрудничество для выработки решения проблемы, а просто уходит от разрешения конфликта. Характеризуется отсутствием внимания как своим интересам, так и к интересам партнёра. Вы выигрываете время, надеетесь, что ситуация разрешится сама собой. Однако проблема может так и остаться нерешённой.
18 « Не сейчас, потом. Или вообще никогда »
19 Человек озабочен и сохранением отношений и разрешением конфликта, но не справедливым, а быстрым – никто ничего не теряет, но никто ничего не выигрывает. Частичное удовлетворение интересов каждого из сторон.
20 « Тебе чуть - чуть и мне чуть - чуть »
21 Стиль позволяет учесть интересы обеих сторон, найти взаимовыгодный вариант, который устраивал бы обоих. Человек активно участвует в разрешении конфликта. Стиль делает вас партнёрами, а не врагами. Сохраняет добрые отношения. Этот стиль требует много времени, сил, умений, однако успех не гарантируется.
22 « Тебе хорошо – и мне хорошо »
24 Контрольное задание детям. Вариант 1. Инсценировка конфликтных споров в различных ситуациях ( в классе, школьной столовой, библиотеке, школьном дворе, дома, на улице, в магазине и т. д.) и способа разрешения. Выполняется по группам, ситуации предлагаются или придумываются самими участниками. Вариант 2. Выступить в роли медиатора ( примирить две конфликтующие стороны, дать советы ). Вариант 3. Предлагаются примерные спорные ситуации для каждого. Необходимо прописать самостоятельно все варианты разрешения конфликта и его последствия, обозначить конструктивный способ. Критерии оценки для 3 варианта : Учащийся предлагает все возможные варианты разрешения ситуаций ( Уровни : перечислены все варианты – 10 баллов ; перечислены большинство возможных вариантов баллов ; перечислено менее половины вариантов – 3-5 баллов ; варианты разрешения ситуации не предложены – 0 баллов ) Ученик прогнозирует возможные последствия всех вариантов разрешения ситуаций ( Уровни : адекватный прогноз всех зафиксированных вариантов разрешения ситуации – 10 баллов ; адекватный прогноз части вариантов разрешения ситуации – 6-8 баллов ; отсутствие прогноза для части вариантов – 4-5 баллов ; отсутствие прогнозов или их неадекватность – 0 баллов ) Ученик предлагает и обосновывает конструктивный выход ( Уровни : предлагает конструктивный выход и адекватно обосновывает свой выбор - 10 баллов ; предлагает конструктивный выход, но не обосновывает его или обосновывает неадекватно баллов ; не может предложить конструктивного выхода или предлагает не конструктивный выход - 0 баллов ) Завершением курса может быть медиа - урок для старших, тренинговое упражнение для младших « круг мира и согласия », музыкальное сопровождение ( коллективная песня ), письменное составление правил для себя и друга.
25 * * * Других не зли и сам не злись, Мы гости в этом бренном мире. И, если что не так, смирись, Умнее будь и улыбнись. Холодной думай головой. Ведь в мире всё закономерно : Зло излученное тобой, к тебе вернётся непременно. Омар Хайям
26 1. Твои чувства ! Говори только о своих чувствах, а не о промахах других. 2. Научись слушать собеседника ! Внимательно слушать - это значит слышать слова, которые он говорит, и стараться понять его чувства. 3. Извинись ! Извиниться не просто, но это возможный способ прекратить конфликт. 4. Переговоры ! « Давай без обид обсудим ситуацию » 5. Компромисс ! « Я сделаю это, а ты сделай вот это ». 6. Отложи обсуждение ! « Сейчас я устал. Давай поговорим завтра » 7. Привлеки посредника ! Это значит попросить кого - то, кто не участвовал в конфликте, помочь вам.
27 Спасибо за внимание. Мудрых вам решений!
28 Галустова « Конфликтология в вопросах и ответах » Москва 2008 Картушина Е. П. Романенко Т. В. « Психологический комфорт в школе : как его достичь » 2009 Сборник методических материалов « Это вечная тема – конфликт !» Пермь 2009 Сборник методических материалов « Современные подходы в организации деятельности педагога - психолога образовательного учреждения » Пермь « Техника педагогического общения » Практикум для учителей. Н А. Ольшанская К. Фопель « Как научить детей сотрудничать ?» Москва 2001 Осипова Е. А. Чуменко Е. В. « Конфликты и методы их преодоления » О. А. Вершинина « Групповые тренинги со старшеклассниками » Волгоград 2008 Газета « Начальная школа » 3 февраль 2008
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.