Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемportal.vkgu.kz
1 Восточно-Казахстанский государственный университет им. С. Аманжолова Мужчиль М.Д. ЗАРУБЕЖНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Регистрационный номер: МП Рекомендовано: МСФ и МОУ Усть-Каменогорск 2010
2 Аннотация Пособие знакомит студентов с музыкально-театральными произведениями, созданными в ХХ веке
3 Сведения об авторе Мужчиль Марина Дмитриевна, зав. кафедрой музыки, к.ф.н. Читаемые дисциплины: История музыки, Анализ музыкальных произведений, Гармония и др. Область научных изысканий: философия музыки Контактные данные: Бажова, 7, ауд. 49; тел.(раб.)
4 Содержание Раздел 1. Д.Шостакович. Опера «Нос» 5-57 Раздел 2. А.Хачатурян. Балет «Спартак»
5 Д.Д.Шостакович Опера «Нос» Раздел 1
6 Д.Д.Шостакович ( )
7 История создания оперы Д.Шостакович обратился к повести Н.В.Гоголя «Нос» (1835)
8 История создания оперы Также использован материал из других произведений Гоголя: «Старосветские помещики», «Майская ночь», «Тарас Бульба», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Для песенки Ивана, слуги Ковалева, «Непобедимой силой привержен я к милой» использован текст из «Братьев Карамазовых» Ф.М. Достоевского.
9 История создания оперы Либретто Е.Замятина, Г.Ионина, А.Прейса Д.Шостаковича
10 История создания оперы Стимулом к созданию оперы могла послужить работа Шостаковича в театре Вс. Мейерхольда
11 История создания оперы Создание оперы: гг. Премьера: в ленинградском Малом оперном театре 18 января 1930 года.
12 Тема оперы В основе оперы – фантастическая история пропажи носа с лица майора Ковалева.
14 Одна из основных задач для Шостаковича - обличение, сатира. Главные герои оперы представляют галерею духовных уродов – тупых, алчных, жестоких существ. В ней нет ни одного положительного персонажа. Идея оперы
15 Жанр оперы «Нос» - комическая опера, трактованная в остросатирическом, гротескном плане.
16 Строение оперы Опера в 3 актах (10 картинах).
17 Строение оперы Действие 1 Вступление Картина 1. Цирюльня Ивана Яковлевича. «Сегодня я, Прасковья Осиповна, не буду пить кофею…» Картина 2. Набережная. «Подыми. Вон ты что-то уронил…» Антракт Картина 3. Спальня Ковалева. «Брр… брр… Вчерашним днем вскочил у меня прыщик на носу…» Галоп Картина 4. Казанский собор. «А… как подойти к нему…»
18 Строение оперы Действие 2 Вступление. «У себя полицмейстер?..» Картина 5. В газетной экспедиции. «Поверите ли, сударь…» Largo. «Я не могу вам сказать, каким образом…» «Нет, я не могу поместить такого объявления в газету…» Антракт Картина 6. Квартира Ковалева. «Непобедимой силой привержен я к милой…» «Боже мой, Боже мой, за что такое несчастье…»
19 Строение оперы Действие 3 Картина 7. Окраина Петербурга. Картина 8. Квартира Ковалева и Квартира Подточиной. Интермедия. Эпилог Картина 9. Квартира Ковалева. «Вот он! Вот он!..» Картина 10. Невский проспект.
20 Особенности драматургии Драматургия основана на стремительном развертывании действия, своей калейдоскопичностью напоминающего смену кадров в кино.
21 1 к.2к. 3 к. 4 к. 5 к. 6 к. 7 к. 8 к. 9 к. 10 к.
22 Вокальный стиль Стиль вокальных партий, гибко следующих за прозаическим текстом, выдержан в речитативно-декламационной манере, порой переходящей в разговорную речь.
23 Вступление Цирюльник Иван Яковлевич бреет майора Ковалёва.
24 Цирюльник Иван Яковлевич проснулся и увидел, что супруга его вынимала из печи только что испечённые хлебы. Картина 1. Цирюльня Ивана Яковлевича
25 Разрезавши хлеб на две половины, он поглядел в середину и, к удивлению своему, увидел что-то белевшееся. Он засунул пальцы и вытащил нос!..
26 Иван Яковлевич был ни жив ни мёртв. Он узнал, что этот нос был коллежского асессора Ковалёва, которого он брил каждую среду и воскресенье. Мысль о том, что полицейские отыщут у него нос и обвинят его, привела его в совершенное беспамятство. Он завернул нос в тряпку и вышел на улицу.
27 Картина 2. Набережная Пытаясь избавиться от носа, Иван Яковлевич мечется по набережной.
28 Он незаметно бросает нос в реку, но тут перед ним вырастает грозная фигура квартального, который учиняет ему безжалостный допрос.
29 Антракт К самым интересным фрагментам оперы относится оркестровый антракт перед второй картиной, написанный только для ударных инструментов – нечто совершенно новое для того времени…
30 Картина 3. Спальня Ковалева Он вспоминает, что вчера вечером у него на носу вскочил прыщик. Но нос отсутствует на лице майора. Ковалев устремляется к обер- полицмейстеру. В.Н. Минаев, 1950
31 Картина 4. Казанский собор
32 В Казанском соборе Ковалев замечает господина в форме статского советника. В нем он узнает свой исчезнувший нос.
33 Ковалев униженно напоминает Носу, что ему следовало бы находиться на своем месте, а не в соборе. Но Нос высокомерно отвергает его притязания и исчезает.
34 Л.П. Подляская, 1951
35 Картина 5. В газетной экспедиции Ковалев решает дать объявление о пропаже носа в газету.
36 В газетной экспедиции находятся восемь дворников. Памятник дворнику в Санкт-Петербурге
37 В газетной экспедиции Комичен Октет дворников, читающих газетные объявления. Слов разобрать невозможно: каноническое проведение восьми голосов создает ощущение нарочитой «топотни» текста, хотя и сохраняет приметы интонационной и ритмической организованности.
38 Чиновник никак не может понять смысла речей майора о сбежавшем носе. Ковалев открывает лицо. Все поражены. Однако чиновник по- прежнему отказывается поместить объявление о пропавшем носе. Г.Г. Мясоедов,
39 Картина 6. В квартире майора его слуга Иван, развалясь на диване, наигрывает на балалайке.
40 Возвращается расстроенный Ковалев. Может быть, все случившееся с ним лишь померещилось ему спьяну? С тщетной надеждой всматривается он в зеркало.
41 Картина 7. Станция дилижансов на окраине Петербурга, где готовится засада на бежавшего Носа.
42 После погони в ее руках обнаруживается реальный нос, - все, что осталось от статского советника. Квартальный отправляется с носом к Ковалеву. Среди отъезжающих Старая барыня с приживалками.
43 Картина 8. При виде носа майора охватывает безграничная радость.
44 Но, к ужасу майора, он не пристает к лицу. Пришедший доктор не может ему помочь.
45 Ковалеву приходит в голову мысль, что все это козни штаб-офицерши Подточиной, которая с помощью колдовок– баб мстит ему за отказ жениться на ее дочери. Ковалев пишет ей письмо.
46 Штаб-офицерша с дочерью гадают на картах. Когда Иван приносит письмо, Подточина в ответном письме с негодованием отвергает все обвинения.
47 Смелое решение сцена одновременного чтения письма сочиняющим его Ковалевым и уже получившей это послание Подточиной.
48 В Петербурге распространяется слух о похождениях загадочного Носа. Говорят, что Нос гуляет в Летнем саду, и толпа любопытных устремляется к его решеткам.
49 Картина 9. Квартира Ковалева. Нос снова на своем месте. От радости майор принимается танцевать.
50 В.Н. Минаев, 1950
51 Картина 10. В благодушном настроении Ковалев фланирует по Невскому проспекту.
53 Среди гуляющих он встречает Подточину с дочерью. Штаб- офицерша приглашает майора к себе: она по-прежнему готова выдать за него свою дочь.
54 Но Ковалев предпочитает завязать интрижку с миловидной девицей, продающей манишки.
55 Все вернулось на круги своя. Заканчивается опера также, как и началась: Иван Яковлевич бреет майора Ковалёва.
56 Вопросы и задания 1.Расскажите об истории создания оперы Д. Шостаковича «Нос» 2.Каковы тема и идея оперы? 3.Назовите жанр оперы? 4.На чем основана ее драматургия? 5. Охарактеризуйте вокальный стиль оперы
57 Вопросы и задания 6.Кто такой Иван Яковлевич? Какое отношение он имеет к майору Ковалеву? 7.Каким голосом поет Квартальный? Для чего Шостакович использует такой голос? 8.На каком инструменте играет слуга Ковалева Иван? О чем он поет? 9.Кто такая Подточина? 10.Чем завершается опера? Содержание
58 Раздел 2 А.И.Хачатурян. Балет «Спартак»
59 А.И.Хачатурян ( )
60 Мысль о балете, посвященном Спартаку, возникла у композитора еще до войны. Поездка в Италию в 1951 году усилила увлеченность композитора этой темой. История создания балета
61 «Очень много для создания музыки дало мне путешествие по Италии. Я изучал античные картины и скульптуры…Часто проходил по тем местам, по которым когда-то шел со своими товарищами прославленный в веках народный герой, неустрашимый вождь рабов – гладиатор Спартак» (А.Хачатурян)
62 Колизей самый большой из древнеримских амфитеатров. Был главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения.
63 Казармы гладиаторов в Помпеях
64 АППИЕВА ДОРОГА - крупная военная магистраль, связывала Рим с рядом важных морских портов, которые обеспечивали торговлю с Грецией и восточным Средиземноморьем.
66 История создания балета Либретто Н. Волкова. Первая постановка была осуществлена Ленинградским театром оперы и балета 27 декабря 1956 года (балетмейстер Л.Якобсон, дирижер П.Фельдт).
67 История создания балета В 1958 г.на сцене Большого театра в Москве постановку «Спартака» осуществил балетмейстер Игорь Моисеев (дирижер Ю.Файер).
68 История создания балета В 1968 году состоялась третья постановка «Спартака» в Большом театре, которую осуществил Ю.Григорович.
69 А.Хачатурян с участниками спектакля «Спартак» в Большом театре СССР : М.Лиепой, Е.Максимовой, Н.Тимофеевой и В.Васильевым
70 Тема балета – восстание Спартака Спартак предположительно фракиец, был обращён римлянами в рабство. Он возглавил восстание на территории современной Италии в период 74 до н. э. 71 до н. э. Его армия, состоявшая из беглых гладиаторов и рабов, разбила в ряде сражений несколько римских легионов.74 до н. э. 71 до н. э.
71 Гибель Спартака Клятва Спартака, французская скульптура. Париж, 1871 Спартак, французская скульптура. Лувр,1830
72 Идея балета - отстаивание свободы человеческой личности
73 Жанр балета - героико-романтический балет
74 Драматургия балета Два мира, две музыкальных сферы ярко представлены в остроконфликтной драматургии балета: воинственный, пышный Рим во главе с полководцем Крассом и его обольстительной любовницей - танцовщицей Эгиной; и угнетаемые рабы, гладиаторы, предводительствуемые Спартаком.
75 Красс (М. Лиепа) Спартак (В. Васильев) Драматургия балета
76 Строение балета Балет состоит из 4-х действий и 9-ти картин: «Триумф Рима» «Рынок рабов» «Цирк» «Казарма гладиаторов» «Аппиева дорога» «Пир у Красса» «Палатка Спартака» «Палатка Красса» «Гибель Спартака»
77 1 к. 2 к. 3 к. 4 к. 5 к. 6 к. 7 к. 8 к.9 к.
78 Акт 1.Картина 1. «Триумф Рима » Из похода во Фракию возвращаются с победой римские легионы, возглавляемые полководцем Крассом. Ведут пленных. Ликующая толпа приветствует победителей
80 Красс (М. Лиепа)
81 Акт 1. Картина 1. «Триумф Рима» Резким контрастом выступает средний раздел. Спартак, Фригия и Гармодий прикованы к колеснице Красса. Триумфальному маршу римских легионеров противостоит полная достоинства поступь Спартака.
82 Спартак ( В. Васильев)
83 Ходасевич В.М. Эскиз декорации к балету «Спартак»
84 Акт 1. Картина 2. «Рынок рабов» Фригии и Спартаку угрожает разлука. Танец Фригии полон душевной боли. Дуэт Фригии и Спартака – гимн верности, дружбы и любви
85 Красс (М.Лиепа) и Фригия (Е. Максимова) Фригия – Н.Павлова, Спартак – В.Гордеев
86 Акт 1. Картина 3. «Цирк» В картине показаны жестокие бои, пышность и бездушие Рима, трагедия рабов.
87 Во время боев гладиаторов в цирке возгласы хора передают возбужденную реакцию зрителей.
88 Акт 2. Картина 4. «Казарма гладиаторов» Спартак призывает товарищей к восстанию. Гладиаторы скрываются в темноте.
89 Акт 2. Картина 5. «Аппиева дорога» К повстанцам присоединяются пастухи. Потрясая мечами и копьями, движется, как лавина, численно возросший и ставший грозной силой вооруженный отряд.
90 Акт 2. Картина 6. «Пир у Красса» Это большая музыкально- хореографическая сюита, создающая обобщенный образ развращенного и пресыщенного патрицианского Рима. Красс (М.Лиепа) и Эгина (Н.Тимофеева)
91 Акт 2. Картина 6. «Пир у Красса»
93 Отряды Спартака повергают римлян в бегство. Сцена завершается темой гимнического прославления Спартака.
94 Акт 2. Картина 6. «Пир у Красса»
95 Акт 3. Картина 7. «Палатка Спартака» Одна из вдохновеннейших страниц балета – Адажио Фригии и Спартака.
96 Спартак (В. Васильев) и Фригия (Е. Максимова)
97 Акт 3. Картина 7. «Палатка Спартака» В лагере повстанцев начинаются разногласия. Гармодий предает Спартака.
98 Акт 3. Картина 8. «Палатка Красса» Эгина танцует перед Крассом. Приводят пленных вождей легионов, отколовшихся от Спартака и разбитых римлянами. Красс приказывает их казнить. Гармодий открывает Крассу планы Спартака.
100 Акт 4. Картина 9. «Гибель Спартака» Последняя схватка повстанцев с римлянами.
101 Римские легионеры Из темноты возникает странная, зловещая пирамида, составленная из железных щитов. Вот пирамида оживает, рассыпается и превращается в воинов, вооружённых щитами, мечами, пиками. Легионеры начинают свой грозный, устрашающий марш.
102 Раненый Спартак Поединок Спартака и Красса
103 Спартак со знаменем Финал Смертельно раненый Спартак падает со скалы. Фригия оплакивает его. Балет заканчивается гимном герою.
104 Вопросы и задания 1.Какова история создания балета «Спартак»? 2.Кто осуществил третью постановку балета «Спартак»? 3.Какова его тема и идея? 4.Назовите жанр балета. 5.На чем основана его драматургия?
105 Вопросы и задания 6.Каково строение балета? 7.Кто такие Спартак, Фригия, Красс, Эгина, Гармодий? 8.Назовите известных вам исполнителей этих ролей. 9.Что такое Аппиева дорога, какая картина балета носит такое название, что в ней происходит? 10. Какую музыкальную характеристику дает автор двум противостоящим лагерям: Спартака и его сподвижников и развращенного Рима?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.