Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемmonsana
1 ФГУ « Научно - клинический центр оториноларингологии ФМБА России » К оррекционно - педагогическая работа с детьми – пользователями различными системами кохлеарной имплантации к. п. н. Тарасова Н. В.
2 хирургической тактики оперативного вмешательства, интраоперационного тестирования импланта ; выбора оптимальных характеристик выходного сигнала речевого процессора, отвечающих слуховым возможностям ребенка с кохлеарным имплантом ; технического обеспечения и сервисной поддержки кохлеарного импланта каждого ребенка ; учета индивидуальных особенностей личности имплантированного ребенка, его принципиально иных слуховых возможностей при организации коррекционно - педагогической работы в различных ( специальных и массовых ) образовательных учреждениях, в том числе, включая варианты интегрированного обучения ; сформированности у родителей адекватных ожиданий в речевом развитии ребенка после операции КИ. Успешность реабилитации зависит от совокупности медицинских, психолого-педагогических и социальных факторов:
3 точная настройка программ речевого процессора ; развитие восприятия окружающих звуков и речи с помощью системы кохлеарной имплантации ; развитие и совершенствование устной речи ( с детьми раннего возраста коррекционную работу начинают с формирования доречевых вокализаций ); развитие языковой способности, коммуникативных навыков, невербального интеллекта ; психологическая работа с ребенком и его семьей ; проведение занятий в тихой обстановке ; постоянное привлечение слухового внимания ребенка к окружающим звукам ; закрепление приобретаемых навыков в процессе занятий и в домашних условиях ; пользование FM- системой в групповых занятиях. Основные компоненты реабилитации:
4 Задачи обучения : определение уровня общего и речевого развития ребенка ; стремление к общему развитию ребенка в соответствии с возрастом ; формирование и развитие слухового восприятия неречевых и речевых звучаний ; совершенствование понимания речи в специально организованных и естественных ситуациях ; обучение речевому общению в процессе совместной деятельности со взрослыми и детьми ; работа по коррекции произносительных навыков, голоса. Сегодня для обучения имплантированных детей предлагаются различные организационные формы : в условиях учреждений ( группы кратковременного пребывания, смешанная группа в детском саду комбинированного или компенсирующего вида, обычная группа специального детского сада ), или индивидуально в семье.
5 «Infant Listening Skills (ILIP) Assessment» Оценка категории восприятия слуха (CAP) Оценка по шкале значимого использования речи (MUSS) Оценка по шкале производства речи у детей (PRISE). Анализ рейтинга разборчивости речи (SIR) Педагогическое изучение состояния и развития слухового восприятия у детей – пользователей системой кохлеарной имплантации
6 1. Восстановление и развитие речеслуховой системы ( неречевой и речевой слух ) с помощью системы кохлеарной имплантации : а ) формирование и развитие слухового восприятия : -Постоянная опора и использование наглядного материала ; -Соблюдение принципа перехода от простого к сложному ; -Систематичность при проведении игровых ситуаций ; -Подбор материала адекватного возрасту и уровню развития ребенка ; -Повторение ранее изученного с частичной новизной ; -Привлечение ребенка к совместной деятельности, формирование действенного участия в познании окружающего мира при выполнении действий ребенком с предметами, которые обозначаются словом ; - Постоянное и обязательное соотнесение слова с предметом, действием, явлением, признаком ; -Многократное повторение изучаемого слова взрослым. задачи коррекционно- педагогической работы:
7 формирование первичных навыков слухового восприятия ( слухового и зрительного сосредоточения ): 1.ребенок должен находиться среди гармоничных звуков, таких как пение птиц, шум листвы, журчание воды, колыбельные песенки ; 2.для развития музыкальности необходимо давать слушать музыку уже после первого подключения речевого процессора, причем, в первое время прослушивание не должно быть слишком продолжительным ; при выборе музыки необходимо ориентироваться на темперамент и характер реакций ребенка ; важно во время прослушивания соблюдать тишину в помещении, не ходить, желательно убирать игрушки и другие отвлекающие предметы ; 3.если взрослый не владеет музыкальным слухом, предпочтительнее давать слушать записи ; 4.для развития эмоций вызывайте общее оживление ребенка, разговаривая с ним, старайтесь придавать своему голосу певучую интонацию, вызывайте ответные реакции на голос, звуки ; 5.так как с помощью системы кохлеарной имплантации ребенок лучше всего воспринимает высокочастотные звучания, предъявляйте ему звучащие игрушки в определенной последовательности : сначала высокочастотные ( колокольчик, маракас, музыкальный треугольник ), затем среднечастотные ( дудка, тон - блок, ксилофон ), потом низкочастотные ( барабан, горн ); задачи коррекционно- педагогической работы:
8 1.Формирование понятия « звук есть – звука нет » ( слышу – не слышу ); Формирование и закрепление условно - двигательной реакции на источник звука, в том числе и голос : постоянный тренинг по формированию локализации звуков окружающей среды ( звонок в дверь, шум воды в ванной комнате и др.); на специально организованных занятиях учить ребенка находить по звуку перемещающиеся игрушки ( музыкальные инструменты, звучащие игрушки ); в первые 4 – 6 месяцев после подключения речевого процессора предъявляйте звуки на расстоянии до 2- х метров, далее, приучайте ребенка реагировать на звуки на более дальнем расстоянии до 6 метров ; если ребенок пользуется КИ и СА, предъявляйте звуки сначала со стороны КИ, потом с противоположной стороны, далее перед ребенком ( слухозрительно ), за спиной ребенка ( на слух ); помните, что многие модели речевых процессоров имеют несколько встроенных микрофонов, поэтому предъявление звука за спиной ребенка не приведет к увеличению расстояния от него до источника звука. задачи коррекционно- педагогической работы:
9 2.Развитие слуховых дифференцировок : Что слышу ? продолжайте формировать умение локализовать звуки в пространстве, перемещая игрушку влево - вправо, отличающуюся по внешнему виду и звучанию от игрушки, на которую уже сформирована положительная реакция ; учите ребенка реагировать на новый источник звука, который появляется на фоне ему известных ( например, играя с погремушкой, воспроизведите звук на дудочке ); учите ребенка реагировать на собственное имя, различать два имени с разным числом слогов ( примерно, через 4 месяца после первой настроечной сессии ребенок способен отличить собственное имя от других слов ); первые 4 – 6 месяцев разговаривайте с ребенком голосом нормальной громкости, достаточно внятно, четко проговаривая слова, сосредоточив его внимание на себе, стараясь, чтобы он следил за вашим лицом и артикуляцией. задачи коррекционно- педагогической работы:
10 Дифференциация интенсивности звукового сигнала ( громко - тихо, громко - тихо - хорошо, очень тихо - тихо - хорошо - громко - очень громко ): « матрешки », « обезьянки », « ладошка », « лесенка », парные картинки с изображением большого и маленького предметов ; Дифференциация отдельных характеристик звуковых сигналов : по длительности ( длинные - короткие, вариативные сочетания различных по длительности звучаний ): « рисование дорожек », « капает дождик », « катание машинки »; по дискретности ( однократно и многократно повторяющиеся звуки ): « мишка топает – топ, мишка топает – топ - топ - топ », « киса мяукает – мяу, кошки мяукают – мяу - мяу - мяу »; для локализации звука в пространстве предлагайте ребенку сигналы, сначала, со стороны речевого процессора, затем с противоположной стороны, далее - спереди и сзади, сверху и снизу. Используйте различные схемы для определения направления источника звука. задачи коррекционно- педагогической работы:
11 для установления эмоционального контакта и развития эмоций при разговоре меняйте интонацию : говорите то ласково, то строго ; разговор чередуйте с молчанием ; для развития слуховых дифференцировок давайте прислушиваться к звучанию различных музыкальных игрушек : учите сравнивать и узнавать музыкальные игрушки сначала при выборе из двух, трех, далее, увеличивайте количество звучаний до пяти ( к году после имплантации ребенок способен сравнивать звучания при выборе из 5 без зрительного подкрепления ); для развития музыкальности и зрительного внимания показывайте под музыку или собственное пение или яркие игрушки, производя с ними различные движения ; продолжайте давать слушать музыкальные произведения ( классическую музыку, начиная с высокочастотных инструментов : скрипка, виолончель, постепенно переходите к низкочастотным : орган, контрабас ), увеличивайте время прослушивания от одной минуты до 5 – 10; учите понимать, что не все предметы звучат ; учите реагировать на музыку танцевальными движениями, пением, хлопаньем в ладоши ; задачи коррекционно- педагогической работы:
12 Для стимуляции лепета произносите за ребенком звуки, издаваемые им, стремитесь, чтобы ребенок прислушивался и сам повторял их повторно ; Вырабатывайте условно - двигательную реакцию на шесть звуков : м, у, а, и, с, ш сначала на близком расстоянии, далее, увеличивая до 1, 2, 3- х метров ; учите различать данные звуки при выборе из двух до шести ( к полугоду после имплантации ребенок способен определять, сравнивать и различать все шесть звуков на слух ). задачи коррекционно- педагогической работы:
13 Спасибо за внимание ! Вторая часть презентации будет скоро опубликована на этом сайте
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2023 MyShared Inc.
All rights reserved.