Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемsr.isu.ru
1 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ И ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ 1. Традиционная и инновационная модели обучения 2. Создание и функционирование образовательных кластеров 3. Главные тенденции стратегического развития вузов 1. Докладчик: Терехова Т.А., профессор кафедры психологии и культурологии Иркутского государственного университета
2 ТРАДИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ПАССИВНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНА МЕТОДОМ ОБУЧЕНИЯ ТРАНСЛЯЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА материал преподаватель цель: рассказать студент цель: запомнить формы: а)лекция б)практи- ческие занятия в) мастер- класс
3 НА ЛЕКЦИЯХ: ПЕРЕДАЧА ЗНАНИЙ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ: ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ НА ЛЕКЦИЯХ: ПЕРЕДАЧА ЗНАНИЙ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ: ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ
4 ПО ПРИНЦИПУ НИЧЕГО НЕ МЕНЯЕТСЯ, ЕСЛИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, В Т.Ч. ИНТЕРНЕТ ПО ПРИНЦИПУ НИЧЕГО НЕ МЕНЯЕТСЯ, ЕСЛИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, В Т.Ч. ИНТЕРНЕТ ВСЁ РАВНО: ЭТО – ЛИШЬ ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ ВСЁ РАВНО: ЭТО – ЛИШЬ ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ
5 ЭФФЕКТЫ ТАКОГО ОБУЧЕНИЯ – ИЗВЕСТНЫ ВСЕМ: В ЛУЧШЕМ СЛУЧАЕ – ПАССИВНОЕ СЛУШАНИЕ В ЛУЧШЕМ СЛУЧАЕ – ПАССИВНОЕ СЛУШАНИЕ
6 В ХУДШЕМ – ОТСУТСТВИЕ ПРИ ПРИСУТСТВИИ В ХУДШЕМ – ОТСУТСТВИЕ ПРИ ПРИСУТСТВИИ
7 ПРИНЦИП ТРАДИЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ – «КОНВЕЙЕР» КЛАССНО-УРОЧНО-ПРЕДМЕТНЫЙ «КОНВЕЙЕР» ПРИДУМАЛ ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ (XVII век) КЛАССНО-УРОЧНО-ПРЕДМЕТНЫЙ «КОНВЕЙЕР» ПРИДУМАЛ ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ (XVII век)
9 Конец 20 века: гумбольдтовский университет (академическая свобода + единство образования и науки) Начало 21 века: рыночно-ориентированный инновационный университет (образование + наука + инновации)
10 СОЗДАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ «…кластеры – системы взаимосвязей форм и организаций, значимость которых как целого превышает простую сумму составных частей». Майкл Портер, профессор Гарвардского университета Образовательный кластер – совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли Образовательный кластер - система обучения, взаимообучения и инструментов самообучения в инновационной цепочке наука-технологии-бизнес, основанная преимущественно на горизонтальных связях внутри цепочки
11 СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ КЛАСТЕРОВ: - единые динамичные структуры; - устойчивое ядро распространения новых знаний, технологий, продукции; - инновационные центры; - междисциплинарность; - высокая степень информатизации; - не имеют четких границ
12 ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ - МОДЕЛЬ «ЧЕРНОГО ЯЩИКА»
13 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИЙ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ
14 МНОГОУРОВНЕВАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
15 В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КЛАСТЕРЕ ВСЕ СУБЪЕКТЫ УЧАСТИЯ РЕГУЛИРУЮТ МНОГОУРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ НЕОБХОДИМОЙ КВАЛИФИКАЦИИ Работодатель определяет - чему учить Учебные заведения – как учить Профессиональное образование рассматривается как процесс, в основе которого лежит его интеграция с производством.
16 СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА Специализированные ресурсы Образовательные технологии и учебное оборудование Специализированные услуги Связанные отрасли ПРОДУКЦИЯ Потребители
17 ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА Создание развитой образовательной системы многоуровневой подготовки специалиста в условиях кластера в соответствии с особенностями региональной экономической и социальной политики Создание единого интеграционного образовательног о пространства Образовательная модель структурной формы Системная многоуровневая интеграция Вертикальная и горизонтальная структура взаимодействия с работодателем
18 ПОСТРОЕНИЕ КЛАСТЕРА МОЖЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ В ТРЕХ СЦЕНАРИЯХ: - «сверху вниз», т.е. с первоочередным образованием органов совещательной координации и мониторинга, определением стратегии кластера в целом и его ресурсной поддержкой; - «снизу вверх», т.е. выстраивание отдельных проектов и программ, интегрирующих потенциальных участников кластера; - смешанный вариант, когда параллельно во времени сочетаются оба подхода.
19 ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 1. АНАЛИЗ ДЕ-СИТУАЦИЙ 2. ПРОЕКТНАЯ СЕССИЯ 3. РОЛЕВОЙ ТРЕНИНГ 4. ОРГДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ИГРА ЛЕКЦИЯ В ЭТИХ СЛУЧАЯХ СТАНОВИТСЯ ВТОРИЧНОЙ ФОРМОЙ ОБУЧЕНИЯ (ПРОВОДИТСЯ ПО МЕРЕ НАКОПЛЕНИЯ НЕХВАТКИ ЗНАНИЙ ПРИ ОСВОЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ) ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 1. АНАЛИЗ ДЕ-СИТУАЦИЙ 2. ПРОЕКТНАЯ СЕССИЯ 3. РОЛЕВОЙ ТРЕНИНГ 4. ОРГДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ИГРА ЛЕКЦИЯ В ЭТИХ СЛУЧАЯХ СТАНОВИТСЯ ВТОРИЧНОЙ ФОРМОЙ ОБУЧЕНИЯ (ПРОВОДИТСЯ ПО МЕРЕ НАКОПЛЕНИЯ НЕХВАТКИ ЗНАНИЙ ПРИ ОСВОЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ)
20 АНАЛИЗ ДЕ-СИТУАЦИЙ ФОРМЫ: а) case-study б) ркмчп б) дебаты … ФОРМЫ: а) case-study б) ркмчп б) дебаты … практическая ситуация практическая ситуация деятельность модератор цель: организация анализа ситуации учащийся цель: освоение понимания ситуации ПЕРВЫЙ ТИП ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПЕРВЫЙ ТИП ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
21 ВТОРОЙ ТИП ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВТОРОЙ ТИП ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОЕКТНАЯ СЕССИЯ ФОРМЫ: разработка реальных проектов: а) учебных б) исследовательских в) организационных ФОРМЫ: разработка реальных проектов: а) учебных б) исследовательских в) организационных тьютор цель: сопровождение проектной работы учащийся цель: освоение командной работы в проекте проектирование про- ект про- ект
22 ТРЕТИЙ ТИП ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ТРЕТИЙ ТИП ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РОЛЕВОЙ ТРЕНИНГ ФОРМЫ: а) РОЛЕВАЯ ИГРА б) ДЕЛОВАЯ ИГРА в) ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ТРЕНИНГ ФОРМЫ: а) РОЛЕВАЯ ИГРА б) ДЕЛОВАЯ ИГРА в) ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ТРЕНИНГ деятельность модель тренер цель: организовать вхождение в роль учащийся цель: освоение нормы работы
23 ЧЕТВЕРТЫЙ ТИП ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЧЕТВЕРТЫЙ ТИП ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОРГДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ИГРА ФОРМЫ: а) имитационная игра б)ОДИ-образный тренинг в) ОДИ ФОРМЫ: а) имитационная игра б)ОДИ-образный тренинг в) ОДИ игротехник цель: организация развития Проект Sit прошлое будущее учащийся цель: участие в развитии ОДИ
24 ПРИ ЭТОМ КАЧЕСТВЕННО МЕНЯЕТСЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
25 НА ТАКОМ ЗАНЯТИИ НЕ УСНЁШЬ
26 ПОЯВЛЯЮТСЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ И МОТИВАЦИЯ В УЧЕНИИ
27 Предпринимательство Обеспечение качества образования Трансфер знаний Интернационализация
28 Для поддержания «свободного» университета: либо умерить изыскательские «аппетиты»; либо искать тех, кому нужны результаты научных исследований сейчас. Управление университетом: развитие фундаментальной науки и образования; университет должен действовать по рыночным правилам.
29 Знание, которое несут университеты, имеет два диалектически связанных измерения: с одной стороны, оно является общественным благом, с другой – товаром, продаваемым в условиях весьма жесткой конкуренции. Ответственность за качество знания несут: с одной стороны – преподаватели; с другой, когда знание стало товаром, встал вопрос о применении эффективных процедур контроля качества Обеспечение качества связано с академической мобильностью студентов!!!
30 трансфер технологий, организация взаимодействия с предприятиями и местными сообществами, повышение квалификации и переподготовка (как элемент образования в течение всей жизни)
31 Это значит прежде всего: больше иностранных студентов, причем студентов, полностью покрывающих расходы на свое обучение; международные гранты; Средством для достижения этих целей является: высокое качество проводимых вузом научных исследований; высокое качество образования; регулярный анализ сайтов университетов мира; выполнение совместных проектов с европейскими вузами; участие в деятельности Европейской сети деканов (DEAN – Deans and European Academics Network) и Европейской ассоциации университетов (European University Association).
32 ОО ОбучающийсяПредприятие НПО, СПО, ВПО Выпускник Невыполнение обязательств по договору Договор между обучающимся и предприятием Договор о сотрудничестве Заявление + договор между обучающимся и предприятием Гарантированное рабочее место, подъемные, начальная зарплата и др. Работа на предприятии Возврат вложенных средств
33 ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВУЗА В ИННОВАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КЛАСТЕРЕ 1. Показатель квалификации научных кадров (D кн ) где З окр.пред – объем научно-исследовательских работ, выполненных силами предприятия без привлечения сторонних организаций, руб.; З окр.ф – полный фактически выполненный объем научно- исследовательских работ, руб. 2. Показатель исполнения маркетинговых прогнозов (D мп ) где V ип.пл – планируемый объем платных образовательных услуг, руб. V ип.ф – то же фактический. 3. Показатель расхода средств на приобретение инновационного учебно- лабораторное оборудование (D pи ) где I ф – размер средств, фактически потраченных на приобретение инновационного учебно-лабораторное оборудование, руб.; I пл – то же планируемых.
34 ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВУЗА В ИННОВАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КЛАСТЕРЕ 4. Показатель производственного ресурсосбережения (Dпр) где Сф – фактическая себестоимость образовательных услуг, руб.; Спл – то же плановая. 5. Показатель результативности инновационного развития (Dир) где Пип – чистая прибыль, полученная предприятием за счет реализации инновационной программы, руб.; Ппред – общий размер чистой прибыли, полученной при реализации всех образовательных услуг, руб.
38 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.