Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемportal.tpu.ru
1 Деловая коммуникация Авторы: Казакова О.А. Райская Л.М. Серебренникова А.Н. Филиппова Е.М.
2 Лекция 1. Особенности официально-делового стиля в русском языке Лекция 1
3 План 1. Особенности ОДС. 2. Формы ОДС. 3. История формирования ОДС. 4. Особенности современного ОДС.
4 Определение Официально-деловой стиль – это функциональная разновидность современного литературного языка, обслуживающая сферу права, власти, администрации, коммерции.
5 Стилевые черты ОДС: точность; стандартизированность; слабая индивидуализация; слабая эмоциональность; волюнтативность.
6 Функции официально-делового стиля Основная функция ОДС – служить инструментом делового общения, языковым средством фиксации (документирования) управленческой, деловой, служебной информации.
7 Функции официально-делового стиля Язык – это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности. Деловой язык – это система общения, которая регулирует деловые отношения, представленные как в устной, так и в письменной форме.
8 Функции официально-делового стиля ОДС занял особое положение среди других письменных стилей благодаря тому, что сферой его обслуживания стали важнейшие стороны государственной жизни, включающие внешние отношения, торговлю и внутригосударственные правовые аспекты. Функционирование ОДС определяет необходимость письменного закрепления всевозможных договоров, актов, оформления различных положений и т.п.
9 Формы официально-делового стиля Устная Письменная Монологическая Диалогическая
10 Формы официально-делового стиля Устная и письменная формы речи представляют системно различающиеся разновидности русского литературного языка. Если деловая письменная речь представляет официально-деловой стиль речи, то устная деловая речь – различные формы гибридных стилевых образований.
11 Формы официально-делового стиля Монологическая речь тяготеет к книжной речи. Диалогическая близка к разговорной. Это отражается на текстовой организации и синтаксических особенностях речи. Диалогическое общение это по преимуществу межличностное общение, а публичная речь это монологическая речь.
12 История формирования ОДС Первые свидетельства о практике составления официальных документов относятся к X веку: жалованные грамоты, вкладные грамоты, завещания, заёмные, закладные кабалы, отпускные грамоты.
13 История формирования ОДС Первыми документами, зафиксированными в летописи, можно считать договоры русских с греками 907, 911, 914 и 917 гг. Итогом первых договоров русичей можно считать первый свод законов XI в. Киевской Руси «Русская правда».
14 История формирования ОДС «Грамота великого князя Мстислава Володимировича и его сына Всеволода» – древнейший, после «Русской правды», документ, в котором впервые были сформулированы этикетные формулы делового письма.
15 История формирования ОДС «Се азъ князь великий Всеволод дал есмь святому Георгию (Юрьеву монастырю) Терпугский погост Ляхоеичи с землею, и с людьми, и с конъми, и лес, и борти, и ловища на ловати...» (из «Грамоты великого князя Всеволода Мстиславовича Юрьеву монастырю гг.») «Се азъ»... («вот я») становится с того времени обязательным элементом (реквизитом) древнерусских грамот.
16 История формирования ОДС «К сей данной азъ Савва печать приложил. А послух (свидетель) данной мой духовный протопоп светлого Архангела Федор Фомин. А данную писал человек мой Игнат Мосеев» С этого времени все грамоты заканчиваются специальной формулой (фатической формулировкой) с указанием имени свидетеля сделки и того, кто скрепляет грамоту своей подписью.
17 История формирования ОДС Следующий этап формирования ОДС – XV- XVII вв. Обязательным реквизитом (компонентом) делового письма становятся указание автора и адресата (от кого кому): «От царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой России самодержца, боярину нашему и воеводам…»
18 История формирования ОДС Челобитные начинались с обращения: «Царю государю и великому князю… бьет челом…» Подписывались: служилые люди – холопами, крестьяне и посадские – сиротами, духовные лица – богомольцами. В заключительной части обозначалась дата и место написания: «Писан в царствующем граде Москве в наших царских палатах. Лета 1166 года, марта в 16 день».
19 История формирования ОДС При всей своей лексической пестроте, государственно-приказной язык этого времени более нормирован, чем живая разговорная речь. Именно благодаря этому в обиход входят приказные формулы, становящиеся штампами и канцеляризмами.
20 История формирования ОДС 1720 год – утверждение Генерального регламента, заложившего основу коллежской системы делопроизводства. Делопроизводственная деятельность окончательно закреплялась за самостоятельным подразделением – канцелярией.
21 История формирования ОДС Основная задача – приблизить русское официально-деловое письмо к западным образцам. Администратор, актуариус, асессор, аудитор, бухгалтер, губернатор, инспектор, маклер, министр, векселя, облигации, реляции, мемории, рапорты, журналы, протоколы, корреспонденция, инструкция и т.д.
22 История формирования ОДС В XX в. документы еще более унифицируются. Разработаны новые правила служебной документации. В 1918 г. вводится единая форма бланков делового письма. В 1920-е гг. разрабатываются новые стандарты делового письма(трафаретные тексты, фиксированное местоположение реквизитов: отправителя, адресата, даты, обращения, текста, фатических формулировок). Нормой закрепляется красная строка в 3-5 знаков, узкое поле справа, широкое слева (т.к. документы переплетались).
23 История формирования ОДС Официально-деловой стиль, как и в целом русский язык, претерпевает существенные изменения с процессом стандартизации и компьютеризации делопроизводства. Деловое письмо теснейшим образом связано с развитием и устройством государственной системы. Вследствие этого со временем оно приобретает новые формы.
24 Особенности современного ОДС Расширение рамок делового общения. Реклама, светское общение – неотъемлемая часть делового общения. Умение представить свои позиции в наиболее выгодном свете, заинтересовать потенциального партнера, создать благоприятное впечатление. Активное использование подготовленной, но нечитаемой монологической речи (презентационная речь, торжественная речь, вступительное слово на различных встречах, поздравительные письма и другие этикетные тексты).
25 Особенности современного ОДС Ситуация делового общения может быть строго официальной (протокольные виды делового общения), официальной (непротоколируемое деловое общение контрагентов в рабочей обстановке) и неофициальное общение (деловое общение в рабочей и в нерабочей обстановке).
26 Особенности современного ОДС Первый и второй тип официального общения предполагает повышенную строгость в выборе лексики. В официальном общении совершенно неуместно употребление жаргонно-профессиональной лексики.
27 Особенности современного ОДС «Наехать», «кинуть», «разборка», «беспредел», «бабки». «Крутой парень», «крутой фильм», «крутые цены», «крутой банк», «крутой джип». Вот эта музыка / тянется / с подписанием договоров / уже два месяца. Вляпаться, надуть, угробить, достать (надоесть), брякнуть.
28 Особенности современного ОДС Общим принципом лексического отбора является соответствие задачам, целям и обстановке делового общения. Их отбор определяет не только сфера, но и обстановка общения, наличие наблюдателей, степень знакомства говорящих и т.д. Использование различных пластов литературной лексики в деловом общении должно быть оправдано.
29 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.