Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемunitf.narod.ru
2 Проблемы вхождения России в европейское образовательное пространство связаны с приоритетами национальной стратегии успешного развития. Высшее образование, несмотря на кризисные процессы и значительные трудности их преодоления, развивается высокими темпами, имеет много позитивных результатов, однако далеко не всегда измеряемых и измеримых по критериям качества, соответствующим современной образовательным взглядам. В центре образовательного процесса веками стояли знания: давали знания и спрашивали знания. Об умениях заговорили намного позже, годах в х ХХ в., когда стало все отчетливее проявляться противоречие - можно знать, да не уметь. Заметим, что при всей абсурдности количественного разрастания показателей и подмены ими качества, они были относительно адекватными существовавшей в то время образовательной системе взглядов, опиравшейся на знаниях (ориентированная образовательная модель, ЗУНовская, Знания, Умения, Навыки), которая все больше приходила в противоречие с жизнью.
3 Выяснилось, что знать и уметь мало. Жизнь востребует творческий опыт, которым можно овладеть только в условиях креативного образования. Именно этим объясняется застой в системе, явное отставание образования от жизни, которая динамичнее, чем педагогика и образование. В данном контексте встает проблема об опережающей функции образования. Оно должно предвидеть жизненные направления и своевременно реагировать, компетентно, в соответствии со временем и даже опережая его, решать великие вопросы педагогики - зачем? чему? как? человек обучается, образовывается и воспитывается. Ответы на них требуют: пересмотра: ценностей, целей, содержания, технологий деятельности и общения в педагогическом процессе
4 «Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями. «Четыре основных направления развития ребенка» – интегральные компоненты содержания дошкольного образования: социально-личностное, познавательно-речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие.
5 «Образовательная область» – структурносмысловая единица содержания дошкольного образования, определяющая соответствующие дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей. Образовательные области, выделенные в ФГТ: 10 образовательных областей 1.Здоровье; 2.Физическая культура; 3.Социализация; 4.Труд; 5.Безопасность; 6.Чтение художественной литературы; 7.Коммуникация; 8.Познание; 9.Музыка; 10.Художественное творчество
6 Наряду с традиционными областями, в ФГТ представлены нетрадиционные области, хотя их «нетрадиционность» весьма условна. Например, область «Безопасность» уже в течение многих лет реализуется в детских садах. «Художественное творчество» объединяет в себе традиционные виды продуктивной деятельности детей: аппликацию, лепку, рисование, художественное конструирование. Образовательная область «Коммуникация» - это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения, в том числе и речевого. В этом случае развитие словаря, воспитание ЗКР (звуковой культуры речи), связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения.
7 ФГТ устанавливают принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющем собой альтернативу предметному принципу. (основополагающий принцип – интеграции образовательных областей) В современной практике дошкольного образования методика проведения интегрированных занятий достаточно разработана и многие дошкольные учреждения используют ее.
8 Возникает вопрос: что меняется в дошкольном образовании с введением ФГТ ? 1. Для системы дошкольного образования установлены Федеральные государственные требования, а не Федеральный государственный стандарт. 2.В настоящее время разработанные и утвержденные только ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в которых определены обязательные образовательные области и основные задачи образовательных областей. 3.Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, соответствующие формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста. ( их насчитывается 31)
9 Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д. Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение. Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д. Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.
10 Одно из требований программы - построение образовательного процесса на соответствии возрасту формах работы с детьми. В тексте ФГТ не употребляется слово занятие. Этот термин отсутствует, чтобы не спровоцировать понимание термина образовательная деятельность в процессе организации детских видов деятельности в качестве учебной деятельности, основной формой которой в прежней дидактике являлось занятие. Конечно, занятие в детском саду не отменяется, но в него следует вкладывать иной смысл: занятие как занимательное дело.
11 Приоритетный вид детской деятельности. (8) Приоритетный вид детской деятельности. (8) Основные направления развития дошкольника. (4) Основные направления развития дошкольника. (4) и 1.Физическое. 2.Познаватель но – речевое. 3.Социально – личностное. 4.Художествен но – эстетическое. Образовательн ые области ФГТ. (10) Образовательн ые области ФГТ. (10) 2.Познавательно – исследовательская. 3.Коммуникативная. 4.Чтение ( восприятие ) художественной литературы. 5.Игровая. 6.Трудовая. 7.Продуктивная 8.Музыкально- художественная 1.Двигательная Формы работы с детьми.(31)
12 Реализация основных направлений развития дошкольников. Основные направления развития дошкольника Образовательные области в соответствии с ФГТ. Приоритетный вид детской деятельности. 1.Физическое.1.« Физическая культура». 2.« Здоровье». 1.Двигательная. 2.Познавательно – речевое. 3.« Познание». 4.« Коммуникация». 5.«Чтение художественной литературы». 2.Познавательно – исследовательская. 3.Коммуникативная. 4.Чтение ( восприятие) художественной литературы. 3.Социально – личностное. 6.« Социализация». 7.« Труд». 8.« Безопасность». 5.Игровая. 6.Трудовая. 4.Художественно – эстетическое. 9.« Художественное творчество». 10.« Музыка». 7.Продуктивная. 8.Музыкально – художественная.
13 Скоролупова О. и Федина Н., разработчики ФГТ, предлагают определенные формы работы с детьми, соответствующие условно каждому виду деятельности: 1.Двигательная · 1. Подвижные дидактические игры. · 2. Подвижные игры с правилами. · 3. Игровые упражнения. · 4. Соревнования. 2.Игровая· 5. Сюжетные игры. · 6. Игры с правилами. 3.Продуктивная· 7. Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества. · 8. Реализация проектов. Вид деятельности.Формы работы с детьми.
14 Таким образом, ФГТ в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование. Самостоятельная деятельность детей» – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста: 1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно- развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).
15 «Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается: наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает: индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.
16 Введение в действие ФГТ (Приказ МО РФ от г 655) предполагает внесение поправок в планирование воспитательно–образовательной работы с детьми. В календарных и перспективных планах каждого ДОУ должны реализоваться : Принцип интеграции образовательных областей; Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса; Современные подходы к организации совместной деятельности педагога с детьми и связанный с этим перенос «центра тяжести» с занятий на другие формы организации образовательной деятельности. Организация образовательного процесса с учетом комплексно-тематического принципа может проходить в разных вариантах. Вот 2 из них: Проектная деятельность. Комплексно-тематическое планирование.
17 Комплексно – тематический принцип - главная задача построения образовательного процесса – сделать жизнь детей интересной, связать ее с окружающей действительностью. В настоящее время комплексно-тематический принцип успешно реализуется в специальной коррекционной педагогике. Вот краткая суть тематического планирования: выбирается тема недели, которая называется и первоначально рассматривается на занятии по ознакомлению с окружающим миром (экология или ознакомление с природным миром, знакомство с социальной действительностью), которое проводится в первый день недели; все остальные занятия (развитие речи, элементарных математических представлений, лепка, аппликация, конструирование и другие) продолжают предложенную тему, так или иначе связаны с ней; на каждом из последующих занятий дается короткое повторение темы недели; для родителей предлагаются краткие рекомендации, советы по организации домашних занятий, наблюдений в природе, домашнего чтения детям. Такое построение воспитательно-образовательной работы позволяет учесть следующие принципы дошкольной дидактики: 1. Принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста. 2. Принцип последовательности. 3. Принцип систематичности. 4. Принцип повторности.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.