Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемgimn-1-inta.ucoz.ru
1 Экология обучения и развития одаренных детей : методы, технологии и условия Василевская Е. В Василевская Е. В.
2 « Дидактогения » ( неблагоприятное влияние методов обучения и вообще школьной образовательной среды на психическое и физическое здоровье детей школьного возраста ) В школу в среднем поступают 20% детей, здоровье которых ниже нормы, а выходят после ее окончания уже 80% нездоровых детей Достаточно большой процент особо одаренных детей относятся к группе риска по показателям как физического, так и психологического и даже психического здоровья
3 Готовы ли мы и можем ли работать с одаренными детьми, достаточно ли у нас профессионализма, чтобы обучать и развивать одаренных детей, « не насилуя природу их развития »?
4 экология обучения и развития одаренных детей выявление технологии среда соответствие природе развития одаренности
5 Основные этапы развития детей с признаками одаренности 1 этап. Выявление и отбор Требования к методикам : обеспечить возможность нахождения и отбора для данного образовательного учреждения ( программы ) « своего ученика » Методы : - наблюдения родителей и учителей, - диагностика уровня развития способностей и готовности к обучению по данным учебным программам ( обычно повышенной трудности и объема ) и в данном образовательном учреждении. - Общая групповая диагностика, индивидуальная ; собеседование, пробный урок ( игра, тренинг ).
6 Психолого - педагогические диагностики детей с признаками одаренности с целью их отбора при приеме на обучение в конкретное образовательное учреждение : - Ю. Д. Бабаева, 1997; - Богоявленская с соавт., 2005; Л. И. Ларионова с соавт., 2001; В. И. Панов, 2001, 2002; - Психология одаренности : от теории к практике, 2000; - Рабочая концепция одаренности, 1998, 2003; - А. И. Савенков А. И., 2001; - Учителю об одаренных детях, 1997, 2002; - М. А. Холодная, 1996; - В. Д. Шадриков, 1991; - Е. И. Щебланова, 2004; - Н. Б. Шумакова, 2004; - В. С. Юркевич, 1996 и др.
7 2 этап. Разработка образовательных технологий для обучения и развития одаренных детей Основной метод : ранняя профилизация обучения посредством насыщения, углубления и обогащения предметного или междисциплинарного обучения Ограничение : традиционная парадигма обучения.
8 Поддерживающее обучение - процесс и результат такой учебной ( а в результате и образовательной ) деятельности, которая направлена на поддержание, воспроизводство существующей культуры, социального опыта, социальной системы. Инновационное обучение - процесс и результат такой учебной и образовательной деятельности, которая стимулирует вносить инновационные изменения в существующую культуру, социальную среду.»
9 Образовательные технологии, построенные в традиционной парадигме « поддерживающего обучения » построены на принципе трансляции ( передачи ) и воспроизведении учеником готовых образцов человеческой деятельности ( развитие репродуктивных способностей ). Творческий потенциал учащегося, его продуктивные способности и личность развиваются в этой ситуации по сути стихийно.
10 ВАЖНО ! Ограничение развития одаренных детей углублением и обогащением предметного содержания обучения не только не способствует развитию творческого потенциала одаренных детей, НО препятствует проявлению творческой природы развития психики одаренного ребенка и проявлению и развитию его творческого потенциала ( креативности ).
11 ОДНАКО излишнее увлечение углубленным, обогащенным и рано профилированным ( по виду одаренности ) обучением приводит к отождествлению и подмене личностного развития одаренного ребенка развитием его предметных знаний, умений и соответствующих способностей.
12 3- й этап. Образовательная среда для обучения и развития одаренных детей Многопрофильное образовательное пространство : разные виды учебной и внеурочной деятельности, что предоставляет обучающимся и педагогам различные возможности и формы работы по проявлению и развитию творческого потенциала обучающихся в разных формах и видах деятельности
13 ВАЖНО ! Одаренные дети, способные быстро усваивать конкретный учебный предмет : - ускоренное прохождение учебной программы, свободное продвижение по классам ; - дистанционное обучение ; - свободное посещение ; - консультативные встречи с преподавателем вместо уроков ; - творческие отпуска ; - специальное индивидуальное расписание ( посещение уроков по интересующим темам в старших классах и т. д.).
14 ВАЖНО ! На этапе начального обучения, когда чрезмерная ориентация на формирование навыков учебной деятельности может стать барьером и для проявления творческого потенциала обучающихся и для его развития максимальное использование игровых и творческих методов обучения
15 Одаренный ребенок, подобно бабочке, летящей на свет, точно также стремится ко всему нашему обучению и жадно впитывает все, чему его обучают, удовлетворяя свою трудно насыщаемую потребность в познании Т. В. Хромова
16 Важным для одаренного ребенка является не столько учебный процесс, сколько он сам в этом процессе, он должен понять самого себя в этом процессе, его место в этом классе, в этой жизни ! Основная школа ( предпрофильная подготовка ), старшая школа ( профильное обучение ) « нефронтальные » методы обучения
17 4- й этап. Проблема сохранения одаренности Необходимое условие сохранения одаренности одаренных детей : подготовка их к применению своих интеллектуальных возможностей для формирования стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях.
18 Условия обучения одаренных детей Приоритет : Приоритет : - коммуникативные и проектные методики с использованием современных ИКТ ; - разноуровневое обучение ; - индивидуальные занятия - консультации и внеклассная творческая и проектная деятельность по предмету.
19 Учебно - методические этапы процесса обучения в школе : 1) Мотивационный (1-4 класс ) – ребенок соорганизатор учебного процесса 2) Творческая деятельность и формирование основ исследовательской деятельности (5-7 класс ) - создание ситуаций для исследования через интересные проблемные ситуации 3) Вовлечение в исследовательскую деятельность - групповой тренинг деятельности (8-11 класс ) – личное и социальное развитие
20 ВАЖНО ПОМНИТЬ !!! Эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен, и задача учителя научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие. Главное - не подавить в ребенке его индивидуальность, те черты и особенности, которые, и делают его другим. Быть профессионально и психологически готовым работать с детьми, уровень способностей которых иногда выше, чем у учителя. Эта ситуация должна приниматься учителем без внутреннего протеста.
21 Профессиональный уровень учителя : виртуозное владение целым набором предметных методик, реализующих деятельностно - компетентностный подход к обучению. Сверхзадачей педагогов не подготовка профессиональных лингвистов или специалистов конкретных профессий. Главная цель работы - воспитание образованного, порядочного и здорового человека, готового самостоятельно выбирать свой жизненный путь, ставить перед собой цели и творчески трудиться для их достижения.
22 Интернет - технологии в обучении и развитии одаренных детей
23 1) Мотивация учебной деятельности одаренных детей - высокий уровень познавательной мотивации, НО мотивации ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ ); - познавательные вопросы ( не получают ответов – негативно сазывается на развитии способностей ; - использование ИТ облегчает самостоятельный поиск ответов на возникающие вопросы
24 Методическая помощь одаренным детям и подросткам, готовым применять ИТ : составление каталогов информационных ресурсов, разработка печатных и электронных рекомендаций о способах формулирования запросов и поиска информации, подготовка для детей разного возраста наборов развивающих информационных блоков, дополнении списков « часто задаваемых вопросов » (Frequently Asked Questions, или FAQ) списками « нечасто задаваемых вопросов »
25 Цель : стимулировать познавательные интересы учащихся ; подсказывать им направления самостоятельного поиска отсутствующих информационных элементов в информационных массивах 2) Легкость и скорость обучения по сравнению со сверстниками, что оборачивается существенным повышением сложности педагогических задач, стоящих перед учителем ВАЖНО ! одаренный школьник нередко теряет интерес к учебе.
26 При работе с одаренными учащимися важно дифференцировать первичные наклонности и вторичные реакции !!! При работе с одаренными учащимися важно дифференцировать первичные наклонности и вторичные реакции !!! интеллектуальные акселераты ( вундеркинды ) Для одаренного ребенка характерны критический стиль мышления и готовность подвергать все сомнению, он не склонен рассматривать мнение учителя как истину в последней инстанции. Применение ИКТ - альтернатива, способная повысить степень полезной для одаренных учащихся индивидуализации обучения
27 Электронные учебники не всегда одаренный ребенок способен самостоятельно привести знания в систему С помощью Интернета одаренные дети ищут и находят коммуникативных партнеров со сходными познавательными интересами
28 3) Повышенная самостоятельность одаренных детей - существенно меньший объем помощи со стороны взрослых в которой они нуждаются в ходе обучения : - ознакомление со стратегиями обучения, - обучение эффективным методам, самостоятельного поиска полезной информации, - фильтрация информационных источников, - оценка характера тех знаний, которые необходимо накопить и привлечь для поиска решений в конкретных проблемных ситуациях, - нахождении метода решения задач и т. п.
29 в познавательной активности одаренных детей и подростков самостоятельность проявляется - в постановке исследовательских проблем в осваиваемой предметной области, - в последовательности освоения предметной области, - в поиске решений – независимо от того, известен или нет метод, приводящий к правильному результату.
30 типичные направления построения одаренными детьми и подростками автономных образовательных стратегий : а ) углубленно и детально изучается некоторая, часто чрезвычайно узкая, тема из перечня школьных предметов, при этом частично или полностью игнорируются другие, даже близкие темы - ориентация на узкую специализацию, отрицание цели всестороннего образования
31 б ) происходит ознакомление, нередко поверхностное, с max доступным объемом информации по различным разделам изучаемой предметной области, НО при этом не проявляется углубленный интерес к конкретному разделу - приобретается определенная эрудиция, граничащая с поверхностностью
32 в ) Глубоко изучаются избранные разделы, которые имеют отношение к определенной интересующей одаренного ребенка или подростка проблеме, НО данный отбор я часто не имеет логики, производится субъективно или на основе случайных рекомендаций других людей. Результат : выбранный для глубокого освоения материал может охватывать весьма разнообразные предметные области, в т. ч. далекие от исходно заинтересовавшей школьника проблемы.
33 г ) Постепенное, тщательное и углубленное освоение предметной области, выходящей за рамки школьной программы + специализированные вузовские курсы. Это хорошо, если цель - высокое качество освоения знаний !!! Выработавший и реализующий самостоятельную стратегию обучения ребенок нуждается в понимании и доброжелательном отношении
34 Современные ИТ - большие возможности в порождении и использовании саморегуляционных стратегий обучения Интернет и аспекты индивидуализированного обучающего процесса : 1) Свобода в выборе предметов познания, форм и способов осуществления познавательной деятельности 2) в любой момент ребенку может быть предоставлена необходимая помощь со стороны обучающей системы
35 3) компьютер - помощник, советчик, НО не строгий и авторитарный наставник. Диалог ребенка со взрослым интериоризируется в качестве обучающей техники. Результат : Результат : постепенно происходит переход от контроля со стороны окружающих к самоконтролю. Использование ИТ в обучении существенно меняет условия и формы реализации учебной деятельности ребенка.
36 НО Интернет может и негативно влиять на работу учащихся ( в т. ч. одаренных ) по подготовке самостоятельных докладов и сообщений ( плагиат ) ВАЖНА ПОМОЩЬ ! Выработка учителем - этикета, определяющего правила использования информационных массивов, - системы стимулов, побуждающих учащихся к творческой и самостоятельной работе с готовыми знаниями.
37 4) Креативность. Актуальность проблемы изучения возможностей и методов стимуляции творчества в условиях информатизации Интернет - технологии могут выполнять функции своеобразных творческих лабораторий. Интернет расширяет коммуникационные и информационные ресурсы, необходимые для творческой деятельности :
38 - тематическое разнообразие конкурсов и олимпиад ; - изобразительное искусство ( компьютерная графика, дизайн, анимация ; посещение знаменитых музеев и т. п. ), НО - вместе с тем поглощенность компьютерной музыкой, графикой и анимацией может впоследствии обернуться для художественно одаренных детей жизненной неудачей
39 5) Перфекционизм - стремление добиться совершенства в выполняемой деятельности - невозможность достигнуть поставленной цели порождает стрессы (« совершенству нет предела », а « лучшее – враг хорошего ») ИТ не облегчают, но и усложняют реализацию действий : безгранично расширяют доступные каждому информационные, вычислительные и даже художественные ресурсы.
40 Педагогу важно найти творческое применение ИТ на уроке и в домашней подготовке учащихся
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.