Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемeducontest.net
1 Программа дополнительного образования «Юные музееведы» Кокорина Елена Юрьевна (заместитель директора по воспитательной работе, учитель ИЗО, педагог дополнительного образования МОУ Славнинская СОШ) Тверская обл., Торжокский р-н, пос. Славный За основу взята программа «Юные музееведы» Д.В.Смирнова Edu.of.ru>attach/17/ docx, а так же собственный пятилетний опыт работы с детьми в Историко-этнографическом музее г.Торжка (научно-познавательное направление)
2 Главная цель: осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами музея. Задачи: образовательные: знакомство с историей музейного дела и с основными музеями города и области; расширение и углубление знаний учащихся по истории родного края и страны в целом на основе знакомства с материалами музеев; развивающие: приобщение школьников к поисково-исследовательской, творческой деятельности, самостоятельному получению знаний на основе сбора и изучению краеведческого материала; развитие самостоятельности и инициативы, познавательного интереса учеников к изучению истории, развитие культуры речи и увеличение словарного запаса; воспитательные: воспитание у учащихся уважения к историческому прошлому своего народа, ответственности за судьбу родного края и страны; формирование толерантности, уважения к истории, культуре, традициям различных народов, активной жизненной позиции.
3 Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Помочь молодому поколению «прикоснуться» к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музейные занятия в Историко-этнографическом музее г.Торжка
4 Музей является одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды исторических материалов, имеющих воспитательную и научно- познавательную ценность. Тесно связанный с уроками истории, изобразительного искусства, обществознания, литературы, географии, биологии, экологии, химии, физики и др., а так же со всем образовательным процессом школы музей создаёт благоприятные условия для индивидуальной и коллективной творческой деятельности учащихся. Он способствует привитию им умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации.
5 Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности. Занятие «Уродилась Коляда накануне Рождества»
6 Музейно-педагогическая работа условно разделена на два направления Первое – освоение культурного, природного, экологического пространства и наследия дома, школы, района, округа, города, области, страны, мира. Второе – создание собственного культурно- исторического пространства, ядром которого становится школьный музей. Оба направления очень связаны. Второе не может быть полноценным без первого, но и первое рано или поздно приходит ко второму.
7 Программа «Юные музееведы» имеет интегрированный характер и предполагает организацию деятельности обучающихся от изучения жизни, обычаев русского народа 19 века до простого собирательства предметов и артефактов и описание конкретных экспонатов и событий, а так же самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Занятия в классе Итоговые творческие работы после посещения школьного музея Занятие на экспозиции Историко- этнографического музея г.Торжка Занятия строятся с учетом сочетания работы в классе, посещение экспозиций школьного музея и музеев города, а так же самостоятельной творческой работы учащихся. Занятия в классе
8 Занятия по программе нацелены на формирование у школьников устойчивого интереса к музееведческой деятельности. Именно поэтому организовываются посещения детьми городских музеев, где происходит их знакомство с приёмами экспонирования, атрибутикой и художественным оформлением. Занятия на экспозициях Всероссийского историко-этнографического музея города Торжка
9 Занятия первого года обучения учитывают возрастные особенности первоклассников. Знакомство с музейными экспонатами происходит с помощью хорошо известных им сюжетов русских народных сказок или авторских произведений.
10 В первые два года работа по программе предполагает совместную деятельность обучающихся и родителей. На занятиях дети знакомятся с такими понятиями, как музей, экспонат, хранитель, коллекция
11 Дома дети вместе с родителями находят знакомые предметы-экспонаты, описывают собственные коллекции. Многие творческие работы учащиеся выполняют по специально разработанным иллюстрациям.
12 Значительное количество занятий 3-го и 4-го года обучения направленно на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности. Выступление Кудряшова Владимира на школьных краеведческих чтениях, посвященных освобождению города Калинина от немецко- фашистских захватчиков с исследовательским проектом «В войну они были детьми» Юные музееведы в школьной библиотеке, работая над индивидуальным исследовательскими проектами, изучают материал по Великой Отечественной войне
13 Подведение итогов деятельности рекомендуется проводить в различных формах общественной презентации (выставка, экскурсия, предметная неделя, конкурс экскурсоводческого мастерства, краеведческая конференция и т.п.) Творческая композиция Юных музееведов «Новогодний хоровод» была представлена на школьной выставке «Новогодний серпантин» Материалы исследовательских проектов легли в основу выставки в школьном музее «Памяти павших будем достойны», посвященных освобождению города Калинина от немецко-фашистских захватчиков. В подготовке выставки активное участие принимали Юные музееведы 4 класса Предполагается, что по окончании обучения по программе «Юные музееведы» дети должны знать быт и нравы 19 века, историю музейного дела, ведущие музеи города и области, жизнь и деятельность выдающихся людей, внесших вклад в развитие музейного дела, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле. Должны уметь общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу.
14 Творческие работы учащихся учебного года принимали участие в школьных, районных и Всероссийских выставках и конкурсах. Награждение В.Кудряшова за участие в районном конкурсе сочинений «Война в истории моей семьи» Буздалова Елизавета, победительница школьного конкурса рисунков
15 В итоге по окончанию курса у каждого ребенка должна создаться папка-архив «Юный музеевед». В ней собираются все его творческие работы, выполненные в течении четырех лет обучения по программе: фото- и письменные документы участия его в массовых мероприятиях связанных с музейной деятельностью: исследовательская работа, посещение музеев, экспедиционная работа и т.д.
16 Прогнозируемый результат 1. В первый год обучения по программе «Юные музееведы» учащиеся получают первичные знания в области музееведения, о роли музея в жизни человека, о музейной экспозиции и фондовой работе в музее, знакомятся с основными понятиями и музейными терминами, с музейными профессиями – экскурсовод, научный сотрудник, хранитель. Происходит знакомство с экспонатами школьного музея и экспозициями музеев города Торжка. 2. В течение второго года обучения по программе дети закрепляют первоначальные знания, умения и навыки в области музееведения, происходит первичное знакомство с ведением краеведческой научно-исследовательской работой. Вводятся новые музейные термины и понятия: «этикетаж», «реставрационная работа» и др. Продолжается знакомство с экспонатами школьного музея и экспозициями городских музеев. 3. В начале третьего года обучения учащиеся уже имеют первоначальный багаж знаний, умений и навыков музееведческой работы. Поэтому основной упор делается на закрепление и углубление знаний краеведческого и научно- исследовательского характера. Формируются первоначальные знания, умения и навыки в работе с архивными документами. Предлагается работа над творческими исследовательскими проектами по темам: 1) «Моя семья – моя родословная». Эта работа имеет очень глубокий смысл. Законы природы неотвратимы – старшие поколения уходят, но они не исчезают совсем если о них помнят потомки. Изучая историю своего рода, ребята изучают и то время, в котором жили их предки и знакомятся со своей малой Родиной. 2) «Наша школа». Эта тема способствует сохранению и укреплению школьных традиций, формирует общественную активность учеников, помогает им личностно раскрыться. 3) «Моя малая Родина». Исследовательская работа связаная с изучением и подбором материалов по прошлому родного города, местных достопримечательностей, роли и участия жителей в литературе, истории, культуре. Учащиеся получают опыт работы с фондами школьного музея и посещая музейные занятия продолжают знакомится с работой ВИЭМ. 4. Четвертый – итоговый год по программе «Юные музееведы» нацелен на улучшение качества знаний, умений и навыков в основе музееведения: ребята уже сами будут пробовать себя в роли экскурсовода, научного сотрудника, экспозиционера. Они продолжат работу над проектами: «Моя семья – моя родословная», «Моя малая Родина», «Наша школа». Большое внимание в плане уделяется созданию различных выставок, проведения тематических занятий (где учащиеся будут выступать с докладами и сообщениями), конкурсам на лучшие авторские работы. Ребята начнут учавствовать в школьных, городских конференциях с исследовательскими работами по краеведению. Проверка знаний, умений и навыков, полученных детьми за все четыре года обучения, будет проводиться по результатам проведения викторины «Юный музеевед». Всем ученикам, удачно прошедшим курс обучения будут выданы удостоверения «Юный музеевед». В итоге по окончанию курса у каждого ребенка создается папка-архив «Юный музеевед», где находятся все его творческие работы, выполненные в течении четырех лет обучения по программе. Собираются фото- и письменные документы участия его в массовых мероприятиях связанных с музейной деятельностью: исследовательская работа, посещение музеев, экспедиционная работа и т.д.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.