Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемyspu.org
1 Модели лекционных и семинарских занятий в различных технологиях обучения Подготовлено Крыловой О.Н., Даутовой О.Б. доцентами кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена,
2 Технология - процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий (то есть это процесс, в котором спланирована последовательность действий); педагогическая система, представленная в виде наборов педагогических приёмов; проектирование и реализация проекта обучения и воспитания на практике;
3 ТенденцияЗадачаТехнологии переход от обучения к учению поиск организацион- ных форм освоения содержания образования модульно- рейтингового обучения, организации самостоятельной работы, дистанционного обучения, кредитная система
4 ТенденцияЗадачаТехнологии повышение наукоемкост и высшего образования Расширение спектра видов продуктивной образователь ной деятельности студентов проектной, учебно- исследовательской, научно- исследовательской, творческой деятельности
5 ТенденцияЗадачаТехнологии Возрастан ие роли информац ии в современн ом мире Организаци я работы с информаци ей РКМЧП /развитие критического мышления через чтение и письмо/, информационные, проблемного обучения
6 Тенденция ЗадачаТехнологии Возрастан ие роли командной работы в современн ом мире Организация группового взаимодействи я в образователь- ном процессе Организации группового взаимодействия, организации дискуссии, обучения на основе социального взаимодействия
7 Тенденция ЗадачаТехнологии Возрастание роли компетнтност и специалистов на рынке труда, связанных с усложнением задач общественног о развития Развитие профессиональ ной компетентности контекстного обучения
8 Тенденция ЗадачаТехнологии Возрастани е роли субъектнос ти и самостояте льности, необходим ость учения «через всю жизнь» Осуществлени е учения рефлексивного обучения, оценки достижений, самоконтроля, самообразователь- ной деятельности
9 Модели лекционного курса в различных технологиях обучения
10 Некоторые типологии лекций В зависимости от места и дидактических целей в учебном процессе вводная установочная текущая заключительная обзорная. В зависимости от способа проведения информационная проблемная Лекция - визуализация Бинарная Лекция с ошибками Лекция -конференция Лекция- консультация
11 Лекция в системе традиционного обучения Цели Задаются извне Одинаковы для всех Связаны с передачей информации Содержание Определяется целями Системное, логическое расположение материала Результат: знания-знакомства, знания-копии Контроль: традиционные формы
12 Лекции информационного типа Вводная. Обзорная. Обобщающая. Проблемная. Заключительная. Источник информации Приемник информации Эталон
13 Лекция в технологии проблемного обучения Цели Усвоение теоретического знания Развитие теоретического мышления Формирование познавательного интереса Содержание Система учебных проблем и подпроблем Выделение основных противоречий в развитии научного знания Результат: знания-знакомства, знания-копии, продуктивные мыслительные действия, познавательный интерес Контроль: 1) традиционные формы;2) Специальные задания проблемного характера Коррекция
14 Типы лекций в технологии проблемного обучения Вводная: постановка проблемы. Объяснительно- иллюстративная. Проблемного изложения знаний. Проблемного изложения знаний с опорой на самостоятельную работу студентов. С элементами эвристической беседы.
15 Лекция в технологии контекстного обучения Содержание Системная основа предмета Проектирование деятельности студента Учебные задания, моделирующие профессиональную деятельность Система учебных проблем Цели Усвоение теоретических знаний в контексте профессиональной деятельности Формирование готовности к решению профессиональных задач Результат: готовность к решению профессиональных задач Контроль: 1) аттестационные ситуации) Деловые игры
16 Типы лекций в контекстном обучении Проблемная Информационная Лекция- визуализация Лекция вдвоем Лекция с заранее запланированным и ошибками Лекция – пресс- конференция
17 Лекция вдвоем: методика Выбор темы, в содержании которой есть противоречия, разные точки зрения или высокая степень сложности; Подбор двух преподавателей, совместимых как с точки зрения стиля мышления, так и способа общения; Разработку сценария чтения лекции (блоки содержания, распределенные во времени)
18 Лекция с заранее запланированными ошибками Структура: После объявления темы преподаватель неожиданно сообщает, что в ней будет сделано определенное количество ошибок различного типа; После прочтения лекции студенты называют эти ошибки /10-15 минут/; Преподаватель предъявляет перечень ошибок.
19 Лекция – пресс-конференция Структура: Название темы лекции; Формулировка студентами вопросов преподавателю по данной теме (5-7 минут); Сортировка преподавателем вопросов по их смысловому содержанию (5-7 минут); Ответы на вопросы в виде связанного текста; Итог лекции.
20 Лекция в технологии рефлексивного обучения Цели Определяются студентом Активное содействие раскрытию потенциальных возможностей студента Содержание Основные идеи предмета Раскрытие индивидуальных возможностей студентов Разработка программы личностного и профессионального самосовершенствования Результат: Высокий уровень профессионального самосознания 1 Контроль:1) контроль по процессу;2) контроль по результату; 3)контроль по прогнозу личностно-профессионального развития студентов; 4)самоконтроль.
21 Типы лекций в технологии рефлексивного обучения Вводная: выработка целей и определения стратегий изучения курса. Заключительная: обсуждение результатов анализа и самоанализа изучения курса. Другие.
22 Продвинутая лекция в технологии развития критического мышления «Promoted lecture» Предположите, каковы основные характеристики лекции, чтобы она имела название продвинутая или эффективная?
23 Трехчастный дневник ПредположенияУточненияНовая информация
24 продвинутая лекция Недостатки Неэффективна для : обзорных теоретических текстов; текстов большого или слишком малого объема фоновых материалов, не требующих детализации Достоинства Работа с потоками слушателей, активизируя каждого; Развивает навыки анализа, синтеза, оценивания; Глубокое осмысление изучаемого материала; Развивает письменную речь слушателей.
25 Правила чтения лекций высокий научный уровень информации доказательность и достоверность суждений ясность изложения мыслей и активизация мышления слушателей интонационное выделение каждого вопроса вычленение главного и второстепенного, трудного и простого расшифровка и выписывание на доске трудных терминов избегание заунывности и равнодушия контакт с аудиторией, понимание реакции аудитории обратная связь, желательно после каждого вопроса, раздела
26 «Существо лекции – непосредственная научная жизнь, совместное со слушателями размышление о предметах науки, а не вынесение из запасов кабинетной учености готовых, отлившихся в стереотипную форму выводов. Лекция- это посвящение слушателей в процесс научной работы, приобщение их к научному творчеству, род наглядного и даже экспериментального научения методам работы…Лекция должна не научить…а приучить к работе, создавать вкус к научности, давать «затравку», дрожжи интеллектуальной деятельности» П.А.Флоренский
27 Модели семинарских занятий в различных технологиях обучения
28 Семинар - наиболее распространенная форма проведения практических занятий (Российская педагогическая энциклопедия. М: 1999.) (от лат.) seminarium - рассадник, связано c функциями посева знаний, передаваемых от учителя к ученикам и подрастающих в сознании учеников, способных к самостоятельным суждениям, к углублению и воспроизведению знаний
29 Педагогические задачи, решаемые на семинарах: Развитие творческого профессионального мышления; Познавательная мотивация; Профессиональное использование знаний в учебных условиях: -овладение языком соответствующей науки; - навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями; -овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения
30 Основное отличие семинара от других организационных форм обучения Ориентирует обучаемых на проявление большей самостоятельности в учебно- познавательной деятельности
31 Типология семинаров по способам проведения семинар - беседа семинар- заслушивание семинар – диспут смешанная форма семинара
32 Типология семинаров по общим целям Просеминар (цель- ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы, с литературой, первоисточниками, методикой работы с ними) Собственно семинар 1. Цель – углубленное изучение определеного систематического курса 2. Цель – основательная проработка наиболее типичных и сложных тем курса 3. Цель – исследование отдельных проблем науки Спецсеминар (цель – обучение общению начинающих исследователей по определенной научной проблеме)
33 Семинар в технологии игрового обучения функции Развитие и закрепление навыков самостоятельной работы Умение профессионально мыслить, Управлять коллективом Принимать решение и организовывать его выполнение Содержание Система учебных проблем и подпроблем проектирование деятельности студента учебные задания, моделирующие профессиональную деятельность Результат: развитие профессиональных знаний и умений
34 Ход семинара в технологии игрового обучения 1 этап: введение в игру: - определение содержания данной игры - анализ полученной информации и формирование игровых групп - распределение ролей 2 этап – конструирование описания разрабатываемого объекта -ролевое общение в группах и форматное описание объекта изучения 3 этап – оценка проектов групп - обсуждение представленных проектов (дискуссия) 4 этап – экспериментальная реализация представленных проектов - оценка проектов и деятельности игроков - разбор игры
35 Роли по содержательной работе в интерактивной игре Аналитик Диагност Генератор идей Разработчик Имитатор Эрудит
36 Семинар в технологии контекстного обучения функции Развитие и закрепление аналитического мышления, которое необходимо которое необходимо для выявления проблемы, ее формулировки принятия решения развитие творческого развитие творческого потенциала исследователя Содержание Ситуация, отражающая профессиональную деятельность без конкретизации существующей проблемы Результат: развитие профессиональной компетентности
37 Ход семинара в технологии контекстного обучения ФазаЦель ЗнакомствоПонимание проблемной ситуации и ситуации принятия решения ИнформацияНаучиться добывать информацию, необходимую для поиска решения и оценивать ее ОбсуждениеРазвитие альтернативного мышления РезолюцияСопоставление и оценка вариантов решения ДиспутАргументированная защита решений Сопоставление итогов Оценить взаимосвязь интересов, в которых находятся отдельные решения
38 Типологические характеристики конкретной ситуации ситуацииЛогические характеристики содержания аналитическиеОценка значимости данного явления; рассмотрение его как иерархии целей и ценностей конструктивны е Предвидение развития явления на основе приложения к нему научных закономерностей операциональн ые Конструирование необходимой и достаточной системы средств, обеспечивающих поставленной цели
39 Семинар в технологии развития критического мышления функции Развитие критическогоРазвитие критическогомышления, развитие творческого развитие творческого потенциала исследователя развитие умений развитие умений сотрудничать и работать в группе развитие умений развитие уменийсамостоятельносистематизироватьинформацию развитие умения решать развитие умения решать учебные проблемы Содержание информационные учебные тексты повествователь ные тексты проблемные тексты Результат: развитие профессиональной компетентности
40 Основные стадии семинара в технологии развития критического мышления ВЫЗОВ ОСМЫСЛЕНИЕ РЕФЛЕКСИЯ
41 Вызов- вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу (делают предположения), систематизируют информацию до ее изучения, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ. Ставят собственные цели. Осмысление- читают, (слушают) текст, используя предложенные преподавателем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации. Отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом, продолжают активно конструировать цели своего учения Рефлексия- соотносят новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленной ранее индивидуально целей. Они выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно- следственные связи. Важно, чтобы в процессе рефлексии учащиеся самостоятельно могли оценить свой путь от представления к пониманию
42 Семинар в технологии проблемного обучения Цели Усвоение теоретического знания Развитие теоретического мышления Развитие логического мышления, мышления, раскрытие творческого потенциала Развитие активности обучаемого обучаемого Содержание Система учебных проблем и подпроблем Выделение основных противоречий в развитии научного знания Результат: развитие продуктивных мыслительных действий, теоретического знания, познавательного интереса
43 Этапы проблемного семинара Постановка учебной проблемы Поиск решения Выражение решения Реализация продукта
44 Тип проблем ной ситуации Тип противоречия Приемы создания проблемной ситуации С удивлением Между двумя и более положениями 1. одновременно предъявить противоречивые факты теории или точки зрения 2. Столкнуть разные мнения обучающихся вопросом и практическим заданием С удивлением Между житейскими представлениями обучающихся и научным фактом 1. Обнажить житейское представление обучающихся вопросом или практическим заданием на ошибку 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью
45 Тип проблем ной ситуаци и Тип противоречи я Приемы создания проблемной ситуации С затрудне нием Между необходимост ью и невозможнос тью выполнить задание преподавател я 1. Дать практическое задание невыполнимое вообще 2. Дать практическое задание не сходное с предыдущим
46 Мы берем на хранение чужие мысли и знания, только и всего. Нужно, однако, сделать их собственными... М. Монтень
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.