Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемsoudo.ru
1 Структурное подразделение начального общего образования ГОУ МЦ СУО Программа формирования УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ обучающихся
2 КЛЮЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ Умение учиться
3 ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА Формирование УУД, обеспечивающих школьникам: Умение учиться Способность к саморазвитию Способность к самосовершенствованию
4 Что понимать под терминами «УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ»?
5 Понятие «универсальные учебные действия» Термин УУД (в широком значении) означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении термин УУД можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
6 Компоненты учебной деятельности 1. Познавательные и учебные мотивы 2. Учебная цель 3. Учебная задача 4. Учебные действия и операции Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностных оснований личностного морального выбора.
7 Функции универсальных учебных действий 1. Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности. 2. Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
8 Виды универсальных учебных действий Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
9 Программа формирования УУД Личностные самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка) смыслообразование (мотивация, границы собствен-ного знания и «незнания») морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков) Регулятивные управление своей деятельностью контроль и коррекция инициативность и самостоятельность Познавательные работа с информацией работа с учебными моделями использование знако-символичес-ких средств, общих схем решения выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий подведения под понятие Коммуникативные речевая деятельность навыки сотрудничества
10 Личностные действия обеспечивают ценностно - смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Три вида личностных действий (применительно к учебной деятельности): * самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное), т.е. принятие ребенком социальной роли ученика; * смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом («Ради чего я учусь?»); * нравственно-этическая ориентация, т.е. обеспечение личностного морального выбора школьника (определяют поведение ребенка).
11 Критерии оценивания личностных универсальных действий Самоопределение. 1. Внутренняя позиция школьника: - Положительное отношение к школе. - Чувство необходимости учения. - Предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа. - Предпочтение классных коллективных знаний индивидуальным занятиям дома. - Предпочтение социального способа оценки своих знаний (отметка) дошкольным способам поощрения (сладости, подарки). 2. Самооценка: - Рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика. - Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик». - Осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик». - Способность адекватно судить о причинах своего успеха / неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.
12 Критерии оценивания личностных универсальных действий Смыслообразование. 1. Мотивация учебной деятельности: - Сформированность познавательных мотивов. - Интерес к новому. - Интерес к способу решения и общему способу действия - Сформированность социальных мотивов. - Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу. - Сформированность учебных мотивов. - Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений. - Установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью.
13 Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности К ним относятся: Целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно. Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий. Прогнозирование – предположение результата и уровня усвоения знаний, связанных с этим затрат времени. Контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия (в случае расхождения с эталоном, реальным действием, и его результатом). Оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в случае мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
14 Критерии оценки сформированности регулятивных универсальных учебных действий Принятие задачи (адекватность принятия задачи как цели, данной в определенных условиях, сохранение задачи и отношение к ней). План выполнения, регламентирующий пооперациональное выполнение действия в соответствии с определенными условиями. Контроль и коррекция (ориентировка, направленная на сопоставление плана и реального процесса, обнаружение ошибок и отклонений, внесение соответствующих исправлений). Оценка (констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причины неудачи, отношение к успеху и неудаче). Мера разделенности действия (совместное или разделенное). Темп и ритм выполнения и индивидуальные особенности.
15 Регулятивные учебные действия, отражающие содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста 1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка): - Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; - Умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - Преодоление импульсивности, непроизвольности; - Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности в сотрудничестве с учителем и сверстниками; - Умение адекватно воспринимать оценку и отметку своей работы; - Умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в р учебной деятельности; - Умение различать объективную трудность поставленной учебной задачи и субъективную сложность. 2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей: - Целеустремленность и настойчивость в достижении целей; - Готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей; - Формирование основ оптимистического восприятия мира.
16 Познавательные универсальные действия включают в себя общеучебные, логические, постановку и решение проблемы. 1. Общеучебные универсальные действия: - Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. - Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска в том числе с помощью компьютерных средств. - Структурирование знаний. - Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. - Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. - Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. - Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического, официально-делового стилей. - Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание последовательности деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. - Моделирование (знако -символические действия) – преобразование объекта из чувственной сферы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (графики, схемы и т.п.)
17 Логические универсальные действия: - Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных). - Синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. - Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. - Подведение под понятия, выведение следствий. - Установление причинно-следственных связей. - Построение логической цепи рассуждений. - Доказательство. - Выдвижение гипотез и их обоснование.
18 Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению лил деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: - Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (умение определить цели, функции участников, способов взаимодействия). - Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). - Разрешение конфликтов (выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие общего решения и его исполнение). - Управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий). - Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи.
19 Основные критерии оценивания коммуникативного компонента УУД Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос. Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение к иной точке зрения. Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору. Учет разных мнений и умение обосновать собственное. Умение договариваться, находить общее решение. Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий. Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности. Способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.
20 Результаты развития универсальных учебных действий Адекватная школьная мотивация. Мотивация достижения. Формирование рефлексивной адекватной самооценки Развитие основ гражданской идентичности Функционально-структурная сформированность учебной деятельности Развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения Формирование внутреннего плана действия Развитие рефлексии – осознание учащимся содержания, последовательности и основания действий
21 Роль и место «универсальных учебных действий» в учебно- воспитательном процессе УУД представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида УУД определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития школьника. УУД - показатели гармонического развития личности, обеспечивающие широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. Формирование УУД создает возможность соотносить учебные предметы с точки зрения приемов познавательной деятельности, общих для осуществления познания этих предметных областей.
22 Некоторые примеры учебной деятельности. МАТЕМАТИКА Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формами, с величинами, с возможностями различных исходов событий и др.) Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения, операции и др.) Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение (чисел, тел и форм, величин, данных исследований и т.д.) Описание и оценка (свойств, взаимного положения объектов, закономерностей и т.д.) Конструирование и создание (моделей, математических выражений, схем и т.д.) Ежедневный счет, вычисления, решение задач
23 Некоторые примеры учебной деятельности. РУССКИЙ ЯЗЫК Игры и эксперименты (со звуками и буквами, словами, грамматическими структурами, текстами ) Работа с учебными моделями (слова, устные высказывания, тексты) Наблюдения, обсуждения, описание и анализ (слова и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий) Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение Преобразование и создание (списки слов, тексты, памятки, плакаты и т.д.) Ежедневное чтение (вслух и про себя) и письмо (списывание, письмо под диктовку, ведение дневников, творческие работы и т.д.)
24 ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ направлена на получение новых образовательных результатов Развитие обучающихся: * общекультурное * личностное * познавательное Итог - Успешная самореализация личности
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.