Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемsve4arevski.narod.ru
1 © Свечаревская С.А.
2 БСП - это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов: [Привычка свыше нам дана]: [замена счастию она]. (А. Пушкин).
3 Запятая ставится в том случае, когда предложения обозначают одновременно или последовательно происходящие события, тесно связаны между собой по смыслу и кратки, между ними можно поставить союз « и ». [Дорога стала ухабистее], [ колёса начали задевать за кусты]. и
4 Точка с запятой ставится тогда, когда предложения менее связаны по смыслу и более распространены, между ними можно поставить точку и мысленно разбить на 2 самостоятельных предложения. [В июле краски все смягчены, но не ярки] ; [на всём лежит печать трогательности и нежности].
5 Двоеточие в БСП. а) второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом. ( можно вставить потому что) [ ] : [причина]. потому что [ Любите книгу ] : [ она поможет вам в жизни ].
6 б) второе предложение раскрывает, поясняет содержание первого ( можно вставить а именно). [ ]: [раскрывает смысл]. а именно [ Степь пестреет цветами ] : [ белеют ромашки, желтеет дрок, синеют колокольчики ].
7 в) второе предложение дополняет первое. ( можно подставить что) [ ]: [дополняет]. Если не получается поставить «что», то перед «что» добавить слова: и увидел, и услышал, и почувствовал). и увидел, что [ Я поднял голову ] : [ у костра сидела женщина ].
8 Тире в БСП а) быстрая смена событий. [ ] – [ ]. [ Сыр выпал ] – [с ним была плу- товка такова ].
9 б) противопоставление (можно вставить а ) [ ] – [ ]. [Мир кормит ] – [война опустошает]. а
10 в) время, условие ( можно вставить когда то, если то ) [когда] – [ ]. [ Лес рубят ] – [щепки летят ]. [если] – [ ]. [ Назвался груздем ] – [полезай в кузов ].
11 г) сравнение ( можно вставить словно, будто) [ ] – [ ]. словно [ Молвит слово ] – [соловей поёт ].
12 д) вывод, следствие (можно вставить так что) [ ] – [вывод]. так что [ Солнце дымное встаёт ] – [будет день горячий ].
13 1.Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела. 2.Осень и зиму Корчагин не любил: они приносили ему много физических мучений. 3.Я это сделаю так: выкопаю подле самого камня большую яму, землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и заровняю землёй. 4.Назвался груздем - полезай в кузов. 5. Повадился кувшин по воду ходить - головы ему не сносить. 6.Дорога бежала навстречу, ветви больно хлестали Морозку по лицу. 7. Полесье приняло нас в свои недра. С окраины росли берёзы, осины, липы, клёны.. дубы; потом они стали реже попадаться, сплошной стеной надвинулся густой ельник; далее закраснели густые стволы осинника, а там опять потянулся смешанный лес.
14 1) Сдадите работу в срок - отпуск вам будет обеспечен. 2) Вдруг показалось ему : кто-то вошёл в дом. 3) У нас принцип такой : сделал своё задание - помоги товарищу. 4) По всему чувствуется : скоро теплу конец, начнутся дожди. 5) Только теперь увидел он : возле двери маячил часовой. 6) Вода спадёт - сразу начинайте земляные работы. 7) Андрей проснулся поздно : солнце уже высоко поднялось над горизонтом. 8) В деревню теперь не проехать : река разлилась. 9) Мальчики долго не спали, переговариваясь : всех взволновал рассказ старика. 10) В справочной мне сказали : сегодня самолёта на Ташкент не будет, придётся подождать до завтра.
15 1) Проснулся - пять станций убежало назад. 2) Шест- надцать лет служу - такого со мной не бывало. 3) Что- то зачернело впереди на дне узкой ложбины : то был Пегас. 4) Сделаем следующее : вы пойдёте налево, а я направо. 5) Ставнем стукнет - он вздрогнет и побледнеет. 6) Вот что плохо : у вашего сына совсем нет желания учиться. 7) Мелкий дождик сеет с утра - выйти невозможно. 8) Надо понять главное : без посторонней помощи нам не обойтись. 9) Мы не смогли вовремя выехать : не было билетов. 10) Слабо шурша, падали сосновые шишки ; вздыхая, шумел лес. 11) Берёза в лесу без вершины - хозяйка без мужа в дому. 12) Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.
17 Валяться было не время: начиналась весенняя суета перед севом. 1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части. 2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? 4
18 А23. Как объяснить постановку тире в данном предложении? С 40 – х годов XX века для изучения интонации стали использовать звукоанализирующую аппаратуру – появилась возможность применять и более точную форму записи, детально показывающую особенности мелодики, темпа и тембра речи. 1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат того, о чём говорится в первой части. 3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставляется содержанию первой части. 2
19 А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? 3 Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают. 1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится в первой части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
21 Какое предложение является бессоюзным сложным? 1) Я не знаю, будет ли свидание. 2) Раз эти стихи написаны, я смотрю на них как на товар. 3) Гейне создал «Зимнюю сказку» в Париже, там же Тургенев писал «Отцы и дети». 4) Растительность песков богаче глинистых пустынь, поэтому пески издавна используются для выпаса овечьих отар. 3
22 В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно? 1.Тут Мересьева осенила мысль - партизаны должны быть где...то (по) близости. 2.Погода была ужас...ная : ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил как из ведра. 3.Сош...л последний снег, на п...лях отгремели пенист...е вешн...е воды, от...грали степные лога и реч...ки. 4.Земля кругла - на ней не скро…шь тайны. 5.Снов... цв...тут при дорогах ромашки: тихие ивы стоят у реки. 1, 5
23 1.Я поднял голову и посмотрел на чуть посветлевшее небо на нём низко висели серые тучи. 2.Напрямик не пробиться впереди непроходимое болото. 3. Лошади тронулись колокольчик загремел. 4. Время сеять овёс распустилась берёза. У ворот увидел я старую чугунную пушку улицы были тесны и кривы избы низки и большей частью покрыты соломой. 5. Волны звучали солнце сияло море смеялось. Укажите номер предложения, в котором должно стоять тире. 3
24 Укажите правильное продолжение предложения. Я посмотрел вверх – 1) всё небо закрыли тучи. 2) на лицо упала первая капля. 3) потом я долго рассматривал землю под ногами. 2
25 Укажите правильное продолжение предложения. Неутолимо хотелось пить: 1) очень хотелось есть. 2) путники ускорили шаг. 3) мы слишком долго шли по пустыне. 3
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.