Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемhse.ru
1 Полисемия Семантика 1 курс
2 Многозначность как универсалия естественного языка Язык математики: операции над математическими объектами (выделение из множества, сравнение, установление тождества и др.) Определение прямоугольного треугольника; теоремы о прямоугольном треугольнике … Можно ли допустить, чтобы у сочетания прямоугольный треугольник было несколько значений? Например, ромб или квадратный корень? Нет, это неудобно.
3 Многозначность как универсалия естественного языка К удивлению математиков, языки устроены так, что у большинства естественно-языковых единиц (не-терминов!) имеется по нескольку значений Неудобно? Усилия математиков, логиков и философов по оптимизации естественного языка Видимо, это важнейший принцип языкового устройства: вместо того, чтобы с ним бороться, правильнее осознать его как принцип или норму и начать описывать ее устройство.
4 Пример естественно-языковой многозначности: быстро Быстро бежит / быстро работает (1) последовательные фазы ситуации P разделяются малыми промежутками времени Быстро написал письмо / покрасил дверь (2) количество времени, занимаемое ситуацией P, мало Быстро ответил / быстро пришел (3) количество времени между некоторой временной точкой м началом ситуации, мало NB! Разные значения: если (1) интерпретировать как (2), получится, что человек мало работает, а если (3) как (1) – что он тараторил Как различить разные значения, например, (1) и (2)? Медленно, скоро, немедленно, тут же
5 Многозначность как универсалия естественного языка Три разные значения, как если бы прямоугольный треугольник = не только ромб, но и квадрат? Между тем, для языковой единицы три значения – это не так много. Сколько принято выделять значений у глагола идти? 27 Имени рука? 10 Hand 17 (сущ) -- 4 (прил) -- 3 (глагол) Творительного падежа? 19 NB! Значения разные, ничуть не ближе ромба с квадратом
6 Для того, чтобы описать полисемию, нужно выделить значения. Как делим? Группируем похожие употребления Для каждой группы придумываем толкование, которое бы их покрывало => формируем СПИСОК значений – внутри могут быть подзначения, нюансы… (см. устройство словарной статьи) Группы употреблений = группы контекстов Разные типы контекстов требуют| coerce (вынуждают) разные значения
7 Дистрибутивность Языковые значения могут быть многочисленны, потому что они контекстно распределены Языковые значения могут быть многочисленны, потому что они контекстно распределены («опознаются» по характерным для них контекстам ): разные значения => разные группы контекстов
8 Быстро: 3 группы контекстов (1) Быстро бежит / быстро работает / постукивает пальцами Процесс, деятельность, последовательность действий или событий Олег быстро чихает 4 раза и уходит со сцены ) ? Молчал / кричал ? Мычал ? Топал ногами? (2) Быстро написал письмо / покрасил дверь / сварил суп Действия, которые имеют результат: время до достижения этого результата ? отругал домработницу (3) Быстро ответил / быстро пришел (3) Реакции -- быстро вспотел / дернул стоп-кран
9 Мотивированность мотивированность поведения языковой единицы Связь выбранного контекста с его значением: мотивированность поведения языковой единицы NB! эффект семантического согласования: кондитер жарит хворост на газовой плите (Ю.Д. Апресян, Лексическая семантика, М / первый том двухтомника 1995)
10 Диффузность Илья всегда быстро проверял наши контрольные работы (Перцов: 43) Недискретные группы: всегда промежуточные случаи, которые разделяют свойства разных классов употреблений. Художественные тексты NB! Художественные тексты: чем больше значений у слова, тем глубже текст пустое сердце бьется ровно (Лермонтов) Сердце бьется (1) Пустое сердце (2) видим Смотрим и видим, что вышла ошибка (Галич) Когнитивный принцип организации значения – другой, чем чисто дистрибутивный: человек связывает разные значения слова более тесно, значения не независимы Когнитивный принцип организации значения – другой, чем чисто дистрибутивный: человек связывает разные значения слова более тесно, значения не независимы
11 Способы представления многозначности Инвариант (/абстрактная схема) Исходное-производное значение Радиальная полисемия Цепочечная полисемия Прототип
12 Инвариант Выйти (Апресян 1995, Перцов 2001: 39) физически или абстрактно переместиться / перемещаться из некоторого замкнутого физического или абстрактного пространства в другое пространство [как правило, более открытое] [обычно с положительной оценкой] Употребления, которые трудно уложить в инвариантное значение: Окна выходят в сад; Вышел в люди, Вышла рожица кривая, Вышло как-то не по-человечески …
13 Исходное значение Голодный человек –? – голодные глаза (смотрел на мой пирожок голодными глазами) Стакан с водой – ? – стакан воды через две минуты– ? – через дорогу Бросить работу – ? – Бросить камень Портрет на стене –? – приложил все усилия, но уперся в стену непонимания Перекрыл кислород ( 2 смысла) – ? – перекрыл трубу Подставил плечо – ? – упирался плечом Раскрыл книгу – Понравилась книга Редкие минуты – ? – редкие зубы – ? – редкие поезда
14 Семантические сдвиги Традиционно выделяется два главных механизма семантического сдвига: Метонимиясмежности Метонимия – основана на смежности, семантической связанности исходного и производного употреблений Метафорасходстве Метафора --основана на сходстве исходного и производного значений Базовые метафоры Пространство – время Человеческое тело как источник метафоризации Цепочечная полисемия Радиальная полисемия
15 Прототипы Единственное исходное значение? Не обязательно все значения будут иметь хоть один общий признак, ср. сходство родственников: семейное сходство / family resemblance (Витгенштейн). ПРОТОТИП (Э. Рош) – главный представитель категории, «наилучший экземпляр», к которому приближаются остальные Прототипические фрукты, птицы, болезни… Прототипы Прототипы : частотны, упоминаются первыми, раньше усваиваются, быстрее определяются в психолингвистических экспериментах, важны для обучения языку. Прототип для выйти, быстро, бросить, рука, через…
16 Цепочечно-радиальная модель
17 Что нам нужно, чтобы понять, как устроена естественно-языковая многозначность? Набор подзначений Семантические связи Правила, по которым происходят семантические сдвиги Типы регулярных сдвигов (регулярная многозначность) NB! важная оговорка: Полисемия (берег реки – берег надежды) и омонимия (river bank -- bank); Диагностика: разные этимологии А если не знаем? Вал – вал (крепостной)
18 Регулярна ли многозначность? Предметы не проецируются один на другой Игольное ушко / носик чайника / ножка стола / foot of the tree / of the mountain / head of the department Одушевление = «повышение в ранге» (с человека – на животное, организацию, инструмент, механизм…) Обратный перенос = «понижение в ранге»: с животного на человека части тела Менее продуктивно ножка стола -- *cтолешница как часть тела
19 Метафоры, претендующие на универсальность : MORE IS UP ( Дж. Лаков) Температура растет, успеваемость падает, высокий рейтинг, снижение качества, высочайшая квалификация, куча уроков, горы мусора …
20 Универсальная метонимия: Часть – целое Главный пример смежности Допускает переход от части к целому (всегда?) Причесал волосы причесал голову Ср. отрезал Попробовал кусок торта / торт VS съел кусок торта /* торт Съел всю тарелку Механизм, который позволяет нам ограничивать метонимию? NB! элемент – множество Мереология
21 Регулярная многозначность (Ю.Д. Апресян, Лексическая семантика): примеры Дерево – древесина Материал – изделие из этого материала Фрукт – дерево Растение – цветок Танец - музыка к нему Автор –произведение Животное – мясо животного Организация – здание Сосуд – мера вещества Предмет одежды – человек, который его носит Голос – певец с таким голосом Столица – правительство Параметр – высокое значение параметра Действие – место действия Состояние – переход в это состояние: чернеть
22 Семантика – это сложно Кажется, что все правила нарушаются История семантики очень коротка, слишком мало проведено исследований, мы пока просто мало знаем Не потому, что нет правил, а потому, что мы не умеем их формулировать Мы подходим к устройству языковых представлений с мерками естественных для нас представлений об устройстве мира, выработанных тысячелетними размышлениями человека об устройстве мира. Но язык – не плод размышлений, а плод интуитивного восприятия человеком фактов и предметов действительности, и воссоздать эту картину (тоже складывавшуюся постепенно) непросто.
23 Семантика – это сложно Семантика незаметна глазу, семантические признаки не имеют непосредственных формальных коррелятов. запомнить Главное: может быть, система устроена сложно – но ее не может не быть вовсе: неясно, как человек может запомнить огромный нужный ему массив информации и соотнести его со столь сложно устроенной системой языковых выражений Лингвистическая мода: Фонетика Морфология Синтаксис 60 - Семантика – та область, которой будет заниматься новое поколение лингвистов
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.