Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемbsmu.by
1 АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА Доцент 2-ой кафедры детских болезней БГМУ, кандидат мед. наук В.В.Строгий
2 Периоды детского возраста : 1.Период внутриутробного развития: Эмбриональный (от зачатия до нед.) Фетальный (с нед. до родов) 2.Период новорожденности – от рождения до 28 дней жизни: Ранний неонатальный – первая неделя жизни Поздний неонатальный от 7 по 28 сутки жизни 3.Грудной период – 28 дней- 1 год жизни 4.Преддошкольный (ясельный) период – от 1 года до 3 лет 5.Дошкольный период – от 3 до 6 лет 6.Период младшего школьного возраста или отрочества – от 6 до 12 лет 7.Период старшего школьного возраста или период полового созревания – от 12 до 18 Подростковый период 10 – 18 (20) лет
3 Особенности периода новорожденности: Основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия Наблюдаются пограничные состояния Болезни имеют свои особенности, при этом чаще встречаются: внутриутробные инфекции, врождённые пороки развития, повреждения нервной системы, гнойно-септические заболевания, склонность к генерализации процесса
4 Высокие темпы физического и психического развития, а именно: Масса тела к году – утраивается, рост увеличивается на 25 см окружность головы увеличивается на 12 см активно развиваются условные рефлексы и к концу года – речь В первые 3-4 мес. повышенная устойчивость к инфекциям (иммунитет матери) Высокая чувствительность к вирусно-бактериальным инфекциям Склонность к генерализации воспалительного ответа, к общей реакции на любое воздействие. Особенности грудного периода:
5 Особенности преддошкольного периода: Темпы психического развития опережают физическое развитие Увеличивается восприимчивость к детским инфекциям Часто наблюдается рахит, респираторные заболевания
6 Особенности дошкольного периода: Процессы роста замедляются, но совершенствуются функциональные возможности Возраст подражания Период активного развития тонких навыков Заметно снижается склонность к генерализации процессов Часты детские инфекции Часто проявляются детские болезни
7 Особенности младшего школьного возраста: Завершается структурная дифференцировка тканей Появляются сила, быстрота, выносливость (нарастает мышечная масса, крепнет скелет) Происходит стабилизация функций ФВД Происходит смена зубов Высокая частота аллергических и иммунокомплексных заболеваний
8 Особенности старшего школьного возраста: Период полового созревания Период формирования характера и личности Характерны функциональные расстройства нервной, сердечнососудистой систем, дисфункция эндокринной системы Обостряются ранее перенесённые заболевания (аллергические, хронические, инфекционные и др.)
9 Особенности кожи: Эластичные волокна появляются с 4 мес. Защитная функция слабее, чем у взрослых Кожа богато васкуляризирована На тепло и холод дети до года реагируют расширением сосудов Потоотделение начинается с 1 мес. Сальные железы функционируют внутриутробно. Наиболее активны на 1 году и в пубертате Число жировых клеток увеличивается на 1 году жизни, а размеры – с рождения до 6 лет Жир в раннем возрасте отличается большей плотностью,т.к. больше содержит насыщенных жирных кислот.
10 Особенности костной системы: Кости более мягкие, эластичные, легко изгибаются и деформируются, менее ломкие В костях новорожденного много воды и мало солей Физиологическое состояние на 1 году- плоскостопие и небольшая косолапость
11 Особенности органов дыхания 1.НОС: Относительно малые размеры Узкие носовые ходы Отсутствует нижний носовой ход Слизистая рыхлая и легко отекает Придаточные пазухи формируются к 2 годам Широкий слёзно-носовой проток 2.ГЛОТКА: Слабо развиты крипты и сосуды миндалин Частая гиперплазия лимфоидной ткани к концу 1 года 3.ГОРТАНЬ: Узкий просвет с сужением в подсвязочном пространстве Интенсивно растёт на 1 году жизни и в пубертате Ложные голосовые связки растут от 3 до 7 лет
12 Бронхолёгочная система 1.Угол отхождения обоих бронхов в раннем возрасте одинаков 2.Грудная клетка относительно мала, основное место занимает средостение 3.Рёбра расположены горизонтально 4.Лёгочная ткань и бронхиальное дерево богато васкуляризированы 5.Короткое расстояние между надгортанником и бифуркацией бронхов 6.Слабые механизмы очищения трахеобронхиального дерева 7.В паренхиме лёгких больше коллагеновых волокон 8.Диафрагмальный тип дыхания
13 Особенности дыхательной системы Глубина дыхания, абсолютный и относительный объёмы одного дыхания меньше, чем у взрослого Частота дыхания тем больше, чем моложе ребёнок Газообмен осуществляется более энергично, чем у взрослых ВозрастЧастота дыхания 1 мес.48 6 мес.40 1 год35 3 года28 6 лет26 10 лет20 14 лет17
14 Особенности сердечнососудистой системы: 1.Сердце: Баталлов проток закрывается к 6 неделе, аранциев к 2-3 мес., овальное окно к 6-7 мес. Неравномерное увеличение отделов сердца Горизонтальное до 2-3 лет, затем к 3-4 годам – косое расположение сердца До 2 лет рассыпчатый тип кровооснабжения, до 5-7 лет – сниженный и после 7 лет – магистральный 2.Сосуды: Просвет сосудов относительно широк, артерии равны венам Стенки артерий более эластичны и АД поэтому ниже Вены растут более интенсивно Проницаемость капилляров у детей выше
15 Функциональные особенности сердечнососудистой системы: 1.Высокий уровень выносливости и трудоспособности детского сердца 2.Сердце выполняет относительно большую работу, чем у взрослого 3.Физиологическая тахикардия 4.Ограниченные резервные возможности сердца в раннем возрасте из-за ригидности миокарда, короткой диастолы, тахикардии 5.Неравномерность роста отдельных частей средца
16 Частота сердечных сокращений у детей (в мин) ВозрастСредняяБрадикардияТахикардия Новорожденный дней мес года года лет лет лет лет САД до года = 76+2n; САД после года = 90+2n ДАД = 1/2-2/3 от САД
17 Особенности системы пищеварения 1.Особенности ротовой полости: Малый объём ротовой полости, Относительно большой язык, Хорошо развитые мышцы рта и щёк 2.Слюнные железы до 3-4 мес. функционируют недостаточно 3.Желудок расположен горизонтально, дно и кардиа развиты слабо, а пилорический сфинктер – хорошо. 4.Секреторный аппарат на 1 году развит слабо, кислотность и ферментативная активность более низки 5.Рост и дифференцировка поджелудочной железы продолжается до 14 лет 6.Печень имеет относительно большие размеры, дифференцировка завершается к 8 годам.
18 7. Кишечник относительно длиннее, брыжейка более длинная. 8. Сигмовидная кишка относительно длиннее 9. Слизистая и подслизистый слои прямой кишки слабо фиксированы 10. Активность секреторного аппарата кишечника более низкая 11. Всасывательная способность более выше 12. Время прохождения пищевых масс у детей короче 13. Биоценоз кишечника легко нарушается.
19 Особенности мочевыделительной системы: 1.Морфологическое созревание коркового вещества почки заканчивается к 3-5 годам, всей почки – к 7 годам. 2.Для выведения равного количества шлаков детям требуется больше воды, чем взрослым, поэтому обезвоживание у них наступает быстрее 3.Мочеточник в раннем возрасте относительно шире, более извилист, гипотоничен, что предрасполагает к застою мочи и инфекции 4.В раннем возрасте эффективность почки в регуляции КОС ниже, чему взрослых.
20 1.Особенности этапности кровообращения в процессе развития плода и ребёнка (желточный мешок, печень, селезёнка, костный мозг и лимфоузлы, тимус) 2.Трансформация красного костного мозга в жёлтый в 4 года 3.Легко возникающая метаплазия и переход к эмбриональному кровообращению 4.Метаплазия лимфоидной ткани 5.В костном мозге больше в 2-4 раза недифференцируемых бластов и миелобластов, чем в норме у взрослых 6.На протяжении 3-4 мес. циркулирует фетальный гемоглобин 7.Перекрёст нейтрофилов и лейкоцитов на 5 день жизни и на 4-6 году жизни Особенности системы крови
21 Возрастная динамика изменения нейтрофилов и лимфоцитов
22 Изменения содержания иммуноглобулинов в крови детей в зависимости от возраста
23 Особенности нервной системы 1.Миелинизация периферических нервных стволов продолжается до 5 лет. 2.Кора новорожденного не зрелая, основная функция- таламо-паллидарной системы 3.Развития всех рефлексов зависит от зрелости нервной системы и самих рецепторов. 4.Новорожденные реагируют на вкусовые раздражители, слышат, отмечается светобоязнь
24 У новорожденного выражен суммарный пищевой рефлекс, существуют рефлексы Моро, Робинзона, Бабинского На 2-3 нед.- рефлекс на положение при кормлении и при покачивании в люльке Со 2 мес. – ориентировочные реакции, держит хорошо голову В 3 мес. натуральный зрительный рефлекс, узнаёт мать, начинает гулить В 4 мес. отличает цвета и звуки, переворачивается, тянет руки В 5 мес. узнаёт близких, сидит. В 6 мес. выражены эмоциональные, голосовые и мимические реакции В 7 мес. играет погремушкой, лепечет, хорошо сидит В 8 мес. отыскивает предмета взглядом, сам сидит и стоит В 9 мес. ищет игрушки, пытается ходить В 10 мес. ориентируется в названии предметов, повторяет слоги и звуки В год произносит до слов, ходит, приседает
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.